Новости:

Объявляется набор в школу рунической магии. Поможем новичкам разобраться в рунах и дорасти до специалиста. Подробнее читайте здесь: http://chernayamagiya.com/forum/index.php/topic,9134

Главное меню

Гулльвейг. Современный взгляд на вечное…

Автор PonchikVinni, 11 октября 2022, 23:39:22

« назад - далее »

PonchikVinni

Цель этой статьи – изучить такую таинственную фигуру скандинавской мифологии как Гулльвейг (Gullveigu). Попытаться понять ее происхождение, направление ее устремлений и возможность обращения к ней в практиках работы с представителям Сил Севера (Боги, великаны, существа описанные в Эддах и сагах). Сделать это попытаемся, проанализировав причины первой в мире войны на основе того, как она описана в древнескандинавских мифах или точнее, как эти мифы были представлены в Старшей Эдде в «Прорицании вёльвы» (Völuspá).
     Источник сведений об этих событиях единственный – это «Прорицания вёльвы» написанный ориентировочно между 900 и 1000 годом нашей эры, имя Гулльвейг упоминается только там. В «Прорицании вёльвы» в стихотворной форме повествуется о том, что Один ищет вёльву которая расскажет о главных событиях создания и последующего разрушения мира. В начале вёльва, которая сама была из рода великанов, говорит о «золотом веке» богов который прервался с приходом трех могущественных великанш. Обычно под ними понимают трех Норн, хотя прямо Норны указаны позже в стихе 20. Далее говорится о сотворении гномов, людей, древе Иггдрасиль, источнике Урд и приходе уже четко поименованных Норн, которые стали измерять судьбу. После того, как появление миропорядка описано, повествование переходит к первой в мире войне, дальнейшему нарастанию напряженности в мире и финальной битвы Рагнарек.
Для данной статьи главным предметов изучения является стихи 21-26. Первое знакомство с Гулльвейг, происходит в чертогах Одина в стихе 21. В нем вёльва говорит о том, что она помнит первую в мире войну и что «они» (скорее всего боги, но прямого указания нет в оригинальном тексте) пронзили копьями некую женскую фигуру по имени Гулльвейг и сожгли ее в залах Высокого (Hárs) явно подразумевая чертоги Одина. И сжигали не один раз, а трижды и каждый раз она возрождалась. В следующем стихе 22 говорится о женской фигуре по имени Хейд (Heiði) которая практикует сейд (seið) и говорится что она была любимицей злых женщин.
Как было сказано выше, имя Гулльвейг упоминается в «Прорицании вёльвы» только один раз, в мифологическом контексте, который трудно интерпретировать. Стих, в котором она упоминается, туманен по содержанию и открывает множество вариантов трактовки. В дальнейшем попытаюсь разобраться, как можно понять и объяснить роль Гулльвейг в конфликте и взаимодействии богов и великанов в древнескандинавской мифологии.
     Однако перед изложением своего мнения, считаю необходимым представить точку зрения исследователей, занимавшихся ранее данным вопросом. С начала XIX века, когда началось достаточно активное изучение древнескандинавской мифологии появилось немало различных толкований эпизода с Гулльвейг. Постараюсь привести наиболее значимые на мой взгляд.
- Самым ранним и наиболее распространенным в настоящее время является мнение Карла Мюлленгофа (Karl Victor Müllenhof, 1818-1884) который считал, что Гулльвейг была олицетворением золота. Для него она олицетворяла разрушительную силу золота, а также его соблазнительное влияние которое заманивает в ловушку. По его мнению Гулльвейг и Хейд, были одним и тем же лицом и что ее можно отождествлять с самой вёльвой.
- Софус Бугге (Sophus Bugge 1883-1907) напротив утверждал, что Гулльвейг была одной из асов и что она была убита ванами в зале Одина. И это послужило началом первой войны. Так же он полагал что Гулльвейг и Хейд разные лица и что Хейд была великаншей и рассказчицей в поэме.
- Элард Хуго Мейер (Elard Hugo Meyer 1837-1908) выступал за христианский мотив и полагал что влияние христианской литературы было очевидно в «Прорицании вёльвы» и сравнивал Гулльвейг с комментариями святого Амвросия о Еве в Раю, которая была введена в искушение ядовитыми стрелами Дьявола. Это в свою очередь было связано с описанием в библии Вавилонской блудницы, как в книге Откровения так и в книге пророка Йеримии , где она называется золотой чашей (calix aureus) и сказано что она должна сгореть. Он также полагал что война в «Пророчестве вёльвы» относится к войне Бога с мятежными падшими ангелами.
- Вольфганг Краузе (Wolfgang Krause 1895-1970) применял подход, который состоял в том, чтобы проследить Гулльвейг до классических источников.  Он сравнивал Гулльвейг с Пандорой и пытался найти связь между скандинавскими и греческими мифами.
- Жорж Дюмезиль (Georges Dumézil 1898-1986) сравнивал этот эпизод с латинской легендой об основании города Рима. В римской легенде два племени, сабиняне (местное население, соотносится с ванами) и другая группа возглавляемая Ромулом (пришлые, соотносится с асами) ведут войну за регион который позднее станет Римом. Сабиняне почти захватили город, подкупив женщину Тарпею (Tarpeia) золотом или любовью согласно двум разным источникам. Дюмезиль предположил, что эта легенда может быть использована для объяснения того факта, что Гулльвейг была послана к асам ванами. Где она развращает асов сильной тягой к золоту.
- Роберт Геккерт (Robert Höckert 1868-1939) полагал что война между богами была в центре изложения «Прорицения вёльвы» и являлось главной темой. Он считал, что описывается религиозное противостояние между двумя народами, более старой и ориентированной на сельское хозяйство религией ванов и более молодой, ориентированной на войну религией асов. Он утверждал, что Гулльвейг была идентична Хейд и вёльве.
- Анна Элизабет Хольтсмарк (Anne Holtsmark 1896-1974) полагал что надо сравнить события, описанные в стихе 21 «Прорицения вёльвы» с ритуальной деятельностью. Он допускал, что пронзание копьями и сожжение Гулльвейг могут иметь отношения к какой-то «боевой магии», где она представляла образ врага. Поражение этого образа означало, что такой же вид поражения постигнет ту, чей образ овеществляет имитации. Цель состояла в том, чтобы дать асам преимущество в приближающейся войне с ванами проведя обряд ритуального жертвоприношение. Им также было высказано мнение что сожжение Гулльвейг имеет параллели с эпизодом из «Гримнасмаля» (Grímnismál) где Одина пытают между двух огней с целью получения от него знаний. Возможно боги пытались сделать тоже самое с Гулльвейг и получить золото или научится создавать его самим. Не исключал, что Гулльвейг могла быть идолом или фигурой из золота гульдгаббе (guldgubbe) Фрейи, которую пронзают копьями и сжигают.

продолжение следует...
Николай Нондус

Добавлено: 11 октября 2022, 23:40:05

- Высказывалось предположение об идентичности Гулльвейг и Фрейи. И что есть связь с пришествием трех великанш в стихе 8 «Прорицании вёльвы»  и Гулльвейг. Причина в том, что боги отвергли возможность брачного союза между великанами и ними. Предполагается, что Фрейя была послана получить нечто взамен несостоявшегося брака (ранее прибывших трех великанш) и нападение на Фрейю-Гульвейг явилось поводом для войны. Связь Фрейи и великанов при этом не пояснялась.
- Есть мнение в сравнении Гулльвейг с другими женщинами опаленными огнем и что Гулльвейг возродилась в новых обличьях и Ангброда может быть одним из них. Этот аргумент опирается на «Песнь Хюндлы» (Hyndlulióð) в строфе 41 говорится о Локи, который съедает сожженное сердце женщины и после этого беременеет и рожает всех женщин троллей (flagð). И что этот акт мог быть сразу после сожжения в залах Одина. И конечно тут стоит вспомнить великаншу Хиррокинн (Hyrrokkin).
- Одно из самых распространенных в настоящее время мнений это отождествлении Гулльвейг как ипостась Фрейи. Предполагается что Гулльвейг вряд ли могла быть кем то иным, кроме Фрейи Ванадис (Freyja Vanadis). Неизвестно как Фрейя попала в Асгард или зал Одина (попала до того, как была выдана вместе с Ньердом и Фрейром как заложники), но если отождествлять ее с Гулльвейг, то именно из-за нее началась первая война богов. Предполагается что Гулльвейг (Фрейя) была послана в Асгард ванами, чтобы развратить асов жадностью и колдовством. И попытки асов уничтожить ее были мало результативны. Так же можно допустить что Гулльвейг это идол Фрейи – который асы сожгли чтобы отомстить ванам, чьи силы представляла Фрейя.

Теперь перейду к изложения собственной версии событий, итак...Исследование начал с самих персонажей, их имен и особенностей. Изучая имя Гулльвейг, которое нигде более не встречалось, обнаруживаем что первый элемент ее имени Гулль- (Gull-) достаточно прост и означает «золото», а вот второй элемент –veig намного сложнее правильно интерпретировать. Потому что он может ассоциироваться с различными словами и трактовками. Основная версия, бытующая в настоящий момент, понимает его как «опьянение золотом», то есть как аллегорическую фигуру символизирующую жадность к золоту. Но есть версия, что имя можно переводить и как «золотой напиток» и Гулльвейг в иносказательной форме описывали первое появление медовухи. Так же второй элемент имени Гулльвейг можно соотносить и с «военной силой» от корня «–vig»,  что дает прочтение как «золотая воинственная женщина» или «украшенная золотом военная сила». Более же о ней ничего не говорится. Таким образом прочтение имени оставляет широкое поле для трактовок и круг поисков не сужает.
В стихе 22 «Прорицания вёльвы», сразу после нападения на Гулльвейг говорится о женской фигуре по имени Хейд, искусной в сейде которая приходила в дома и была радостью злых женщин. Имя Хейд, в отличии от Гулльвейг, встречается в нескольких сагах как имя вёльвы и о тут информации больше. Имя Хейд можно найти в «Песнь о Хюндле» (Hyndlulióð), стих 32, оно упоминается в списках имен йотунов – «Хейд и Хросстьов – потомки Хрумнира». Далее, там же, в стихе 33 указывается что все вёльвы (vǫlur) ведут свой род от Видольва (Viðólfr), а это имя в свою очередь можно интерпретировать как «лесной волк». Это имя интересно в связи в женщиной-троллем, вероятно великаншей, о которой в «Прорицании вёльвы» стих 40, сказано что сидит в Железном лесу (Iárnviði) и рожает потомство Фенрира (Fenrir), то есть всех волков в мире. Таким образом появляются основание, рассматривать Хэйд в «Прорицании вёльвы» как великаншу которая знала, как практиковать сейд и являлась вёльвой. В древнескандинавских мифах распространен мотив о великанах сведущих в колдовстве, особенно это отражено в мифах об Одине.
Также в стихе 22 говорится, что Хейд любимица злой женщины, но какой или каких? Есть несколько женщин-великанш которые однозначно причисляются к злым. Одна из них в стихе 41 «Песнь о Хюндле», чье сожженное сердце нашел и съел Локи и забеременев родил и от этого пошли все ведьмы на свете. Злых женщин-великанш, умеющих колдовать можно встретить и в «Снах Бальдра» стих 13, в «Песне о Харбарде» стих 23, 37-39. Таким образом Гулльвейг/Хейд, может быть связана с тремя могущественными великаншами (стих 8 «Прорицании вёльвы») – быть любимицей злых женщин, которым неким образом удалось разрушить «золотой век» богов. Упоминается, что «они» называли ее Хейд, кто такие «они» опять же не уточняется, однако скорее всего это люди. Из вышесказанных рассуждений можно сделать предположение, что Гулльвейг трансформировалась в вёльву, практикующую сейд. По сути это означает перевод Гулльвейг/Хейдр из божественного мира в человеческий, где люди могли таким образом увидеть произошедшее и записать. Это так же может объяснить почему имя вёльва (vǫlur) использовалось в сагах и что оно должно было указывать на враждебные элементы как имя опасной или злой великанши практикующей сейд.

Исследовав имена и примерную родословную перейдем к вопросам о первой войне. Сразу после попытки сожжения Гулльвейг и появления Хейд, в стихе 23, боги проводят совещание и решают, следует ли им выплатить выкуп или устроить примирительный пир. Упоминания кому они должны были выплатить не упоминается, равно как и те, кто должен был разделить с ними пир. Однако решением богов было начало первой войны. Один метает свое копье во врагов, однако война идет плохо и стены крепости асов почти разрушены. Далее в стихе 24 упоминаются Ваны и их владение магией. В нем не сказано против кого они применяют свои заклинания, но вполне допустимо что они выходят из крепости (которую разрушили силой оружия великаны) и на поле боя воюют магией (с великанами). И магия Ванов как раз побеждала там, где спасовало оружие Асов. Многие исследовавшие этот эпизод, однако интерпретировали его (стих 24) как войну Асов и Ванов. Это мнение полагаю, основано на повествовании Снорри Сторлуссона (рассказ 4 Саги об Инглингах), где он пишет о распре двух племен богов, но не дает указания на его масштабность. Однако его рассказы не похожи на то, что содержится в «Прорицании вёльвы». Он никогда не упоминает Гулльвейг и Хейд, видимо по только ему самому понятным причинам он исключил этот эпизод, как и жертвоприношение Одина. Нет никакой привязки описанного у Снорри сражения, которое явно видно, как некая пограничная свара двух соседей (а в обычное время и союзников) и первой войны космогонического масштаба. При внимательном взгляде на стих 24 «Прорицания вёльвы» с таким же успехом можно утверждать, что великаны сломили оборону Богов (ása), в следующей же строке «knátto vanir vígspá vǫllo sporna» ваны  могут быть истолкованы как синоним слова «боги» или просто указание на то, что они атаковали врагов (великанов). Из чего вполне допустимо сделать вывод что поэт в «Прорицании вёльвы» понимал две группы богов не сражающиеся между собой, а как союзников против общего врага – великанов. В скандинавской поэтике распространены синонимы для обозначения «богов» и этот случай не является исключением. В рассуждениях можно пойти и дальше и отметить что в «Прорицании вёльвы» нет ничего, что указывало бы на битвы между Асами и Ванами, что как раз и подтверждает небольшой, местечковый сюжет рассказ у Сторлуссона. Кроме того, у Снорри в его повествовании об обмане мастера строителя («Видения Гюльви» рассказ 42) указывается что великан должен был построить укрепления не для защиты от Ванов, а от угрозы великанов. И что он явно скрывал свой облик от заказчиков.

Продолжение следует...
Николай Нондус

Добавлено: 11 октября 2022, 23:40:36

Еще одна причина рассматривать первую войну, как войну между богами и великанами это следующие стихи 25 и 26 «Прорицания вёльвы», где очевидно указано, что великаны в конфликт вовлечены. Они каким-то образом украли (или иным образом получили) богиню (Óðs mey) которая может быть понята как Фрейя, что должно быть неприемлемым для Богов и Тор самый большой враг великанов приходит в ярость и нарушает все виды клятв и священных обетов чтобы вернуть ее. Это укладывается в мифологическую схему, когда великаны пытаются украсть богинь напрямую (или иным образом заполучить их, как в «Песне о Трюме» украв молот Тора и предложив в обмен передать Фрейю в жены великану). Мотив первобытной битвы между богами и другой расой существ не уникальна именно для древнескандинавской мифологии. Сравнивая сюжеты с мифологией индоевропейской традиции, можно найти параллели и в восточных мифах – это и битва Мардука с Кингу и Тиамат, победа Индры над Вритрой. Греческие мифы с описанием двух великих войн которые боги вели сначала против титанов, а потом против гигантов (Титаномахия и Гигантомахия). Право на власть (и золото), в древнем мире, всегда требовало подтверждением победами, что и нашло отражение в мифах.
После того, следуя повествованию в «Прорицания вёльвы» (стих 31 и далее), как боги сразятся с великанами, мир начинают наполнять различные бедствия и длится будет это до финальной схватки между богами и великанами. После чего земля будет опалена огнем и погрузится в море. То есть идя от обратного, ретроспективно можно предположить, что если последняя война (Рагнарек) были именно между богами и великанами, то и первая было между ними же. Между богами и великанами как между старшим поколением и младшим.
Таким образом мои аргументы, относящиеся к описанным в «Прорицании вёльвы» событиям, сходятся с распространенной в мифах линией на борьбу старшего и младшего начала. Что удивительно, так это то, что нападение на Гулльвейг было совершено первыми именно богами и именно в залах Одина. И на это должны были быть очень и очень серьезные причины. Причины, когда ненависть и жажда совершить некий поступок настолько сильна, что основополагающие законы отвергаются. Можно предположить, что именно такое вопиющее нарушение законов гостеприимства, неприкосновенности гостя и нарушении клятв и обетов в конечном итоге приводит к войне (чего возможно и добиваются великаны, прислав трех великанш и Гулльвейг). Попытка богов пролить кровь Гулльвейг и сжечь ее приводит к появлению Хейд, которая может быть возрожденной Гулльвейг или другой фигурой, олицетворяющей злое колдовство, выпущенное в мир именно в следствии поступков, которые нельзя было совершать богам. По дохристианским моральным стандартам для мужчин считалось постыдным причинять вред женщинам. Кроме того, это было особенно оскорбительно для родственников мужчин этой женщины. И как правило вело к кровной мести. Вёльва, говоря это Одину возможно пытается его оскорбить, не только тем что это действие постыдное, но и тем что Гулльвейг так и не была убита, указывая на его слабость и недостойность быть следующим повелителем мира и победителем старшего начала в лице великанов. Несмотря на то, что нигде не указано что нападавшие были асами, сам факт того что это произошло в залах Одина налагает на него вину за нарушение законов, обетов и клятв. Которые сами боги и должны поддерживать и соблюдать. И хотя Гулльвейг не описана как гостья, хозяева залов Одина явно боги и соответственно именно они отвечают за законы гостеприимства и их нарушение.
В заключении могу предположить, что все же именно золото сыграло главную роль и оно же являлось главной причиной войны. Золото как желание обладать, править, создавать свои законы и правила, как право разрешить себе переступить через некие незыблемые доселе законы и клятвы. Гулльвейг могла разжечь в богах жадность к золоту, непримиримость в достижении его любой ценой. Это и привело к первой войне за господство в мире, не войне богов между собой, а войне богов с великанами. Золото имело большую символическую ценность в древнескандинавском обществе, в первую очередь среди вождей и войнов. Власть и богатство (а оно выражалось именно в золоте и праве создавать свои правила) всегда шли рука об руку и сопровождались войной. И замысел великанов послать Гулльвейг чтобы разжечь в богах нестерпимое желание добиваться своего, презрев любые обеты и клятвы могли быть очень понятны слушателям того времени. Полагаю, что Гулльвейг и Хейд, неважно как один персонаж или два, мы просматривает от появления трех великанш и «золотого века». Нарушение богами законов и клятв, которые они должны поддерживать и соблюдать, выразившиеся в нападении на Гулльвейг в залах Одина и порожденные разгоревшейся страстью к золоту ведут к первой войне. И появлению Хейд как злой колдуньи в мире людей. Боги (и асы и ваны) выстояли в первой войне, однако слом уже произошел и все дальнейшее было длинным и кровавым путем к Рагнарек.
   Таким образом возвращаясь к цели, которую ставил перед собой в начале статьи, можно понять, что обращения к Гулльвейг возможны, когда нужно внести раздоры. В серьезном, жизненно важном деле. Не веселые проделки Локи с злым сарказмом, а именно стратегически спланированное и реализованное мероприятие. Так же думаю должно сработать обращения на придание определенной устойчивости к урону и умению переродится, но выйти целым из тяжелого испытания. Полагаю, что в фигуре Гулльвейг\Хейд нет ни малейшей легкости, обращаться к ней нужно и можно, но с целями действительно важными для обращающегося. И быть готовым что для обретения желаемого придется идти на многое, но...Цель оправдывает средство, это было верно и во времена Эдд и сейчас.

Николай Нондус
Просьба к ВС - это очень деликатное занятие. Чуть повысишь тон - получается требование. Слезу пустишь - вымаливание.

PonchikVinni

Примерный ритуал обращения к Гулльвейг
0.Подготовка. Аромаполочки на удачу, силу и мудрость. Полагааю свечи тут неуместны ибо Гулльвейг пострадала от огня. Золотое изделие (в идеале слиток золота). Медовуха (или мед), хлеб. Жезл. Став на уклонение от действительно серьезных опасностей (мне видится в свете последних событий для мобилизованных будет очень кстати)
Сам став. Когда думал над ним, то просто физически ощущал насколько древняя Сила стоит за Гулльвейг. Как горы, моря, льды...Поэтому не применить тут ни Альгиз, ни хитрые сплетения мороков...Сила в чистом виде, щит который встанет и защитит... две Руны – Эйваз как активная защита и две Исы как пассивная.
Оговор:
Силой Гулльвейг, эти Руны работают на защиту (говорим кого),а именно:
Эйваз - защищает (говорим кого) всеми возможными путями, способами и средствами,
Исы - замораживают и ослабляют входящий урон (говорим кому), замораживают и ослабляют того, кто урон (говорим кому) желает нанести. Вытягивают силы из атакующего (говорим кого).
Став активируется обращением к Гулльвейг и работает до возвращения (говорим кого) из зоны боевых действий или путем сожжения с благодарностью.
Наносим на фото.

1.Обращение призыв:
Золото вечно, мы знаем о том,
Про Гулльвейг нам вёльва сказала,
Испытание в огне, ты трижды прошла,
И жива и сильна ты поныне.

2.Обращение с просьбой
О, Гулльвейг, я обращаюсь к тебе, услышь мое обращение и не отклони его.
Я обращаюсь к твоей силе воли и к твоей силе жизни, к твоей стойкости и к твоей неуязвимости.
Надели этот став (указываем на него жезлом) частью своего могущества, вложи свою Силу в слова моего оговора для работы этого става.
Прими о вечноживущая, эти дары (указать на них) как мой Дар тебе. Прими и не отвергни их.
3. Благодарим и завершаем ритуал.


Добавлено: 12 октября 2022, 11:57:42

P.S. благодарю за мнение высказанное в ЛС, о том что Эйваз при длительном ношении может сработать фатально, как и Исы замораживать не только противника. Дописываю именно под эту ситуацию ТБ - перед постановкой делаем диагностику разумеется.
И понимает что став не для защиты от сплетен или пожеланий в телеграмме, а на выход живым из боя. И что лучше выйти раненым, чем не выйти вообще. Именно поэтому предварительно подробно разобрал к кому обращение идет в ритуале.
Просьба к ВС - это очень деликатное занятие. Чуть повысишь тон - получается требование. Слезу пустишь - вымаливание.

🡱 🡳
Фазы Луны (Москва)

Top.Mail.Ru DMCA.com Protection Status