Новости:

Объявляется набор в школу рунической магии. Поможем новичкам разобраться в рунах и дорасти до специалиста. Подробнее читайте здесь: http://chernayamagiya.com/forum/index.php/topic,9134

Главное меню

Неразменный рубль в поверьях и магических практиках славян

Автор Vorogeja, 22 октября 2016, 14:39:40

« назад - далее »

Vorogeja

Автор Ольга Белова.

«Неразменный рубль» — популярный образнародных сказок, мифологических рассказов и поверий. Денежное средство, обладающее чудесным свойством всегда возвращаться в карман своего владельца в нерастраченном виде, после того как с его помощью была оплачена покупка, выступает как наивное воплощение представлений о неисчерпаемом богатстве, обеспечивающем бессрочное благосостояние.

Феномен неразменного («неизводного»)
рубля (целкового, червонца, пятака, моне-
ты) нашел отражение и в языке: толковые,
фразеологические и паремиологические
словари русского языка устойчиво фикси-
руют и соответствующие лексические обо-
роты (с пометой «сказочное», «фольклор-
ное», «устаревшее», «разговорное»), и по-
верья, связанные с этим предметом.
Неразменный — чего нельзя разменять, более
о деньгах. Неразменный рубль никогда не ис-
тощается; сколько ни меняй и ни издерживай
его, он всегда при хозяине. Его получают, свя-
зав черную кошку смоляною веревкою и продав
ее за рубль [Даль 1979 II: 533].
Те же коннотации мы можем найти и в дру-
гих словарях: [Михельсон 1904; Ушаков
1935–1940; Кузнецов 1998; Мокиенко, Ни-
китина 2007; Федоров 2008].

Получение или изготовление неразменного рубля
Сценарий первый — самостоятельно обрести чудесную моне-
ту, превратив собственные деньги в «неразменные». При этом
от исполнителя данного действа не требовалось практически
никаких усилий, не считая элементов антиповедения в церкви.
Украинцы считали, что если во время пасхальной заутрени
в церкви на возглас священника Христос воскресе человек,
зажавший в руке серебряную монету, отвечает: Анталюз маю
[т.е. «у меня есть "анталюз", неразменная монета». — О.Б.],
монета получает чудесную силу возвращаться к хозяину [Тол-
стой1999 II: 59]. Данное действие — одна из многих известных
практик для обеспечения благополучия, достатка и успеха в ка-
ком-либо деле, поскольку в народной традиции церковь вос-
принимается как место, где можно осуществлять различные
действия, противоречащие каноническим правилам поведе-
ния в храме, но способствующие приобретению желаемого.
Особая форма антиповедения в церкви — произнесение во
время богослужения различных магических формул и пригово-
ров, направленных на достижение удачи. По вологодским по-
верьям, чтобы роды были легкими, во время венчания, когда
молодых обводят вокруг аналоя, невеста должна сказать: Мне
приносы [роды], а мужу мученья [Баранов, Коновалов 2007 II:
234]; чтобы избежать беременности и не иметь детей, во время
венчания невеста должна была трижды опустить вниз зажжен-
ную свечу или, обходя аналой, погасить свечу со словами: Огня
нету и детей нету [Баранов, Коновалов 2007 III: 319].
При возгласе священника Христос воскресе и русские, и укра-
инцы, и белорусы приговаривали, что у имярек есть добыча на
охоте и улов рыбы, пчелы на пасеке, голуби в голубятне, пуля
в ружье, карты в руке и т.п. В Вятской губернии при обходе хра-
ма на Пасху рыбаки отщипывали от своей свечи кусочек, клали
за пазуху, а свечу прилепляли при входе в церковь со словами:
Как сюда валит теперь народ, так бы шла летом и рыба в сети
[Баранова, Зимина 2001: 322].

Неразменный рубль мог быть не только монетой. Русские кре-
стьяне брали обыкновенный бумажный рубль и вечером, когда
в церкви начинали читать Деяния, клали его на каменку в бане,
топящейся по-черному. Когда же наступало время крестного
хода, владелец рубля отправлялся в церковь, захватив с собой
рубль и предварительно обтерев им черную кошку. Стоя на па-
перти, он три раза в ответ на слова священника отвечал: У меня
неразменный рубль есть, — после чего рубль приобретал свой-
ства неразменного [Баранова, Зимина 2001: 324].
Обратим внимание, что в описанном «рецепте» в качестве ма-
гического медиатора, способствующего превращению обыч-
ных денег в «неразменные», фигурирует черная кошка. Имен-
но это животное будет играть основную роль во втором сце-
нарии приобретения неразменного рубля. Однако получить
неразменную монету можно было, и положив серебряный
грош в гнездо ласточки: монета должна была пробыть в гнезде,
пока там не выведется третье поколение птенцов, после чего
получала магические свойства (Прикарпатье: [Гнатюк 2000:
236]). Можно было также поймать летучую мышь, зарезать ее
мо нетой, а потом девять дней носить эту монету под мыш-
кой — не молясь, не посещая церковь, не слыша колокольного
звона (Прикарпатье: [Там же: 236]).
Сценарий второй, более опасный — прибегнуть к помощи не-
чистой силы, рискуя при этом жизнью и не имея гарантии того,
что чудесное средство останется в твоем распоряжении надол-
го. Считается, что в неразменном рубле сидит «злой дух», «дья-
вол», «нечистая сила». Попытки овладеть таким рублем, как
правило, сопряжены с опасностью, как, впрочем, и попытки
захватить любой иной магический предмет, охраняемый нечи-
стой силой (например, цветок папоротника или «заговорен-
ный» клад) [Толстой1999 II: 501–502; 2004 III: 629–631].
Универсальный способ — неразменный червонец можно до-
быть у «нечистого» (т.е. у черта) в обмен на черную кошку
[Афанасьев 1994 I: 650]. В Воронежской губернии верили, что
черную кошку следует предварительно обвязать сетью или
ниткой с узелками: нечистый до тех пор связан в своих злобных
действиях, пока не распутает всех узлов [Афанасьев 1994 III:
438]. Русские на Урале считали, что добыть неразменный рубль
можно у чертей на перекрестке в обмен на черную кошку [Вла-
сова 2000: 350].

По поверьям русских Западной Сибири, добыча неразменного
рубля при помощи черной кошки должна была осуществляться
на Пасху, при этом человек также должен был определенным
образом откликаться на возглас священника; именно его «не-
правильный» ответ на возглас Христос воскресе способствовал
появлению черта — обладателя желанного неразменного рубля.
Приобретение черной кошки также было трудным делом: счи-
тается, что нечистый сразу забирает всех черных кошек себе,
только если сразу после рождения черная кошка побывала
в руках у человека, черт не может ею воспользоваться. Завладев
новорожденным черным котенком и вырастив его, нужно было
в пасхальную заутреню идти с этой кошкой к церкви и, встав на
паперти и дождавшись возгласа священника Христос воскресе,
трижды ответить: У меня черная кошка есть. После чего явится
нечистый и будет требовать кошку, которую нужно отдать
только за неразменный рубль. Возвращаться домой следует
с пасхальной свечой и следить, чтобы свеча не погасла — в про-
тивном случае нечистый погонится за человеком. Для обес-
печения собственной безопасности кошку можно перевязать
веревкой со множеством крестообразных узлов [Баранова, Зи-
мина 2001: 324–325].
У русских на Северном Кавказе был известен такой способ:
берут черного кота, обматывают нитками и идут с ним в глухой
переулок. Прохожие будут предлагать за кота разные суммы
денег, но взять надо только первый предложенный рубль
[Новичкова 1995: 558].
По калужским поверьям, главным владельцем неразменного
рубля является сам сатана, но один раз — под Новый год —
он «выпускает» его, и именно в ночь под Новый год можно
добыть неразменный рубль. Для этого необходимо посадить
в мешок черного кота, на мешке завязать семь узлов и выйти
в полночь на перекресток. К человеку с мешком подойдет дья-
вол и будет просить продать кота, предлагая баснословные
суммы, но продавец должен требовать только неразменный
рубль. Когда черт даст монету, продавцу нужно без оглядки
бежать домой, чтобы успеть достичь порога, пока дьявол
не развяжет все семь узлов. Он должен хотя бы коснуться ручки
двери своего дома, в противном случае дьявол разорвет его на
куски [Новичкова 1995: 236–237].
По белорусскому поверью, в пасхальную ночь неразменный
рубль следует выменять у черта на черного кота, перевязанного
шпагатом со множеством узелков. Однако черт может удушить
смельчака, если тот не успеет добежать до дома, пока нечистый
не развяжет всех узелков [Толстой1999 II: 59].
Бытовало также поверье, что в пасхальную ночь не перекрестке
черти делят неразменный рубль. Нужно прийти туда с черной
кошкой или ниткой с узлами и кинуть их чертям, после чего
схватить рубль и бежать, не оглядываясь, пока они не развяза-
ли узлы или не разорвали кошку [Баранова, Зимина 2001: 325].

Vorogeja

В качестве обменной «валюты» мог выступать и жареный в пе-
рьях гусак, которого следовало продать черту в полночь на
перекрестке [Даль 1996: 108].
Добыть неразменный рубль у нечистой силы можно было и без
помощи черной кошки или жареного гусака. Жители Повол-
жья советовали на Пасху перед заутреней пойти со свечкой на
чердак церкви:
Там ты увидишь видимо-невидимо бесов и сам Вельзевул тут,
и все они связаны железной цепью, и станут тебя они просить,
чтобы развязал их и выпустил их на волю, потому как они чув-
ствуют, что Христос сегодня их победит. А ты говори: «Давай-
те, мол, неразменный рубль, так выпущу». Долго они будут спо-
рить, а все же дадут, ну и надо так приноровить, чтобы в тот
самый миг, как ты получишь неразменный рубль, ударили в коло-
кол к заутрене. Тут они все запищат, завизжат и исчезнут, яко
дым, а рубль останется у тебя, а ежели возьмешь раньше удара
в колокол, так они тебя всего затерзают и рубль отнимут [Вла-
сова 2000: 350–351].
В Воронежской губернии считали, что получить неразменный
серебряный рубль можно от домового. Для этого в Чистый чет-
верг нужно было налить миску борща с кашей, взять хлеб и все
это отнести на чердак: если домовой воспользуется предложен-
ным ему угощением, то в уплату оставит неразменный рубль
[Афанасьев 1994 II: 69].
У украинцев Закарпатья бытовала своя магическая практика
по добыванию неразменной монеты («анклюза»). В понедель-
ник вечером следовало взять монету (грiш) и положить под ле-
вую пятку, после чего девять дней не умываться, не стричь
ногтей, не есть соленого, никуда не ходить и ни с кем не раз-
говаривать, не молиться Богу, не осенять себя крестом. Через
девять дней человек почувствует жжение под пяткой, но дол-
жен терпеть. И тогда явившийся черт скажет ему, что он про-
шел испытание и що се хотпв мати, ти то собi зробив (т.е. полу-
чил желаемое — простой грош стал неразменным «анклюзом»)
[Шухевич 1908: 213].

Получить неразменную монету можно и случайно, неосторож-
но вступив в контакт с нечистой силой. В белорусской сказке
«Свеча св. Андрея» говорится, как богомолец продал черту
(принявшему вид цыгана) за четвертак свечу, данную ему неиз-
вестным старцем; «чертов четвертак» возвращался к богомоль-
цу всякий раз, как он его тратил, и купленная на «лихие день-
ги» новая свеча для св. Андрея не желала гореть [Бараг 1979:
189, № –754А**].
По общеизвестному поверью, неразменный рубль дается чело-
веку лишь один раз, вторично им завладеть нельзя, несмотря
ни на какие ухищрения.

Vorogeja

Владельцы неразменного рубля

Неразменные деньги народная традиция называет фармазон-
скими, армизонскими, связывая их происхождение с колдуна-
ми и чернокнижниками фармазонами (от фр. franc maзon 'член
тайного общества «Вольных каменщиков»') — якобы именно
они по сговору с нечистой силой получают чудесные деньги
и соблазняют ими добрых людей. Об этом говорится в сказке,
записанной в конце XIX в. в Симбирске. Один парень отпра-
вился добывать «фармазонские» деньги. Ходил он три года,
наконец пришел к избушке. Встреченный там старик послал
его взять на три рубля водки и принести копейку сдачи. После
покупки три рубля опять оказываются в кармане у парня. Да-
лее старик приглашает парня помолиться в «своей» церкви,
приводит в темную без окон избу, посреди которой стоит чан,
вокруг горят свечи, а вдоль стен фармазоны молятся. Из сте-
ны вылез кто-то седой и мохнатый и насыпал целую кучу фар-
мазонских денег. Фармазоны склоняют парня в свою веру,
соблазняя богатством, — нужно лишь дать им кровь из ми-
зинца, этой кровью напишут портрет, и по порт рету всегда
будут знать, где находится человек; если выстрелить в пор-
трет, человек умрет. Парень испугался и убежал, купил в ка-
баке на рубль водки, думая, что деньги снова «прирастут», но
осталось у него два рубля сдачи и ничего не прибавилось, по-
тому что без договора фармазонского рубля не получишь [Садов-
ников 1884: № 78].

Традиционным было представление, что обладателями вол-
шебной неразменной монеты (инклюз, анклюз) являются евреи
(особенно торговцы и корчмари). По поверьям украинцев,
инклюз, полученный от еврея в качестве сдачи, вытягивал день-
ги из кармана покупателя и возвращал их хитрому продавцу.
Иногда еврей мог предложить взять у него инклюз, однако
условием такой сделки было осквернение святынь: христиа-
нин должен был плюнуть на изображение распятия и поцело-
вать изображение злого духа [Гнатюк 1912: 226]. По поверьям
жителей украинского Полесья, еврей-знахарь мог лишить
инклюз чу десной силы [Трусевич 1865: 477]. В то же время жи-
тели белорусского Полесья считали, что обладателями инклюза
могли быть и цыгане [Pietkiewicz 1938: 214–215].

Однако снабдить желающего неразменной монетой мог
и «свой» знающий (колдун, знахарь). В Галиции, например, ве-
рили, что анклюзи, или нечистп грош, можно приобрести на
базаре во Львове [Гнатюк 1912: 225] или у знахаря в местечке
[Там же: 196].

В Восточных Карпатах бытовали представления о колдунах-
верхоблюдниках (т.е. обладающих особым зрением, способных
прозревать в каждом человеке его скрытую натуру), владеющих
(в результате сговора с чертом — щезником) неразменной золо-
той или серебряной монетой (анклюс), которая притягивает
(притiгає до него) чужие деньги [Кобилянский 1980: 47].
Считалось при этом, что на неразменную монету даже необяза-
тельно что-то покупать, достаточно положить ее среди других
денег и она «притянет» их к себе [Шухевич 1908: 213].

Применение и функции

Отличительное свойство неразменного рубля заключается
в том, что сколько бы ты его ни тратил, если останется хоть ко-
пейка сдачи, то едва выйдешь из лавки — рубль снова в карма-
не. У того, кто забудет взять сдачу, рубль исчезает: он возвра-
щается к сатане [Новичкова 1995: 236]. Купить на него можно
что угодно, но только так, чтобы оставалась хоть копейка сда-
чи. Положишь ее в карман или в кошелек, и она превратится
в рубль, считали русские на Северном Кавказе [Там же: 558–
559].
По поверьям украинцев Прикарпатья, использование нераз-
менной монеты создавало видимость платы за покупку: окру-
жающим казалось, что деньги за товар уплачены, в то время
как инклюз чудесным образом перемещался из-за пазухи
продавца опять в карман покупателя, таким образом можно
было набрать много товара, не истратив при этом ни копейки
[Колесса 1898: 97]. Украинцы в Галиции считали, что инклюз
обладает свойством притягивать монеты одного с ним досто-
инства [Гнатюк 2000: 235].
Украинцы и поляки верили, что если инклюз украден, то он
сохраняет свои чудесные свойства и при новом владельце. Со-
знательное же избавление от неразменного рубля грозит чело-
веку опасностью. По украинскому поверью, человек, пожелав-
ший оставить конфлюз там, где его ранее нашел, вызвал тем
самым страшную бурю, от которой сам едва мог спастись [Тол-
стой1999 II: 59].
Опознание неразменного рубля
По поверьям, неразменный рубль наделен чертами подвиж-
ного, живого существа: он «шевелится», «имеет трепетание,
как живой». В Тамбовской губернии говорили, что на вид
отличить неразменный рубль от обыкновенного нельзя, но
случайно попасть на него можно. Для этого нужно у рубля
загнуть уголок или сделать в нем дырочку. Меченый подоб-
ным образом рубль становится рабом хозяина и будет служить
ему до самой смерти. Поэтому каждый рубль нужно метить
дырочкой или загнутым уголком: авось на счастье и попадет-
ся искомый клад. Другие же полагали, что неразменные руб-
ли только серебряные, чекана Петра Великого, которые он
изготавливал для платежа пени за ношение бороды [Власова
2000: 350].
В Закарпатье существовал иной способ опознания неразмен-
ной монеты. Каждый грош, перед тем как положить в кошель,
следовало прикусить зубами — случайно попавший на зуб
инклюз уже не мог покинуть своего нового владельца и посто-
янно возвращался к нему: Тому кождий гуцул бере грошi зубами,
а потим кладе у мошенку [Шухевич 1908: 214]. Якобы специаль-
но для опознания неразменной монеты в торговых лавках Га-
лиции возле кассы устанавливали мраморный прилавок: упав
на мраморную поверхность, инклюз не мог «вытянуть» деньги
из кассы и выдавал себя тем, что начинал кататься и скакать по
столу [Гнатюк 2000: 235].
У русских считалось, что человек может пользоваться нераз-
менным рублем до тех пор, пока кто-нибудь не «опознает» этот
рубль среди других денег. Чтобы рубль прекратил свое хожде-
ние по свету и не увел с собой другие деньги, его надо про-
ткнуть иголкой или насадить на проволоку [Баранова, Зимина
2001: 325]. Гуцулы верили, что опознать инклюз среди других
монет «по голосу» могли евреи (корчмари и менялы), бросая
монеты на стол [Шухевич 1908: 214].

Vorogeja

Сказочные аналоги неразменного рубля
В свое время А.Н. Афанасьев отметил, что с поверьями о нераз-
менном рубле или червонце схож неисчерпаемый кошелек
самотрёс русских сказок: из него сколько ни бери, он всегда
полон золотом [Афанасьев 1994 I: 197] (ср. украинские версии
этого сюжета: [Бараг 1979: 165, № 580*]).
Герой (обычно это солдат) получает такой кошелек в награду за
щедрость: подает нищему милостыню — одну из трех выслу-
женных за 25 лет денежек; оказывается, что в облике нищего
скрывается Христос, который и дает солдату кошель с деньга-
ми: сколько денег ни беру — все не убывает! [Афанасьев 1990:
103]. В другой сказке королевна за спасение дарит солдату ко-
шелек: только тряхни — и тотчас червонцы посыплются, сколь-
ко душе угодно [Афанасьев 1957 II: 273]. Еще один сюжет: сол-
дат видит сон, в котором ему велено идти в иное королевство,
в доме найти кошелек с деньгами: из кошелька хоть полную гору
насыпь золота — из него все не убудет! [Там же: 46].
В одной из сказок обладателем неисчерпаемого кошелька (на-
ряду с шапкой-невидимкой и волшебной тросточкой) является
доктор [Афанасьев 1957 II: 49].
Отметим, что в славянской народной традиции и солдат, и док-
тор относятся к категории «профессионалов» и сближаются по
своему статусу с колдунами и знающими (ср. выше карпатские
поверья о колдунах-верхоблюдниках, см.: [Хобзей 2002: 51]).
Про отношение персонажей сказочного фольклора к деньгам
см. статью К. Богданова [Богданов 2013].
Аналогами неразменного рубля в европейском фольклоре
(помимо существующего и там набора неразменных монет
[ATU 2004 I: 395–396, сюжет № 745 Hatch-Penny; 2004 II: 65–
66, сюжет № 1182А The Copper Coin]) являются чудесные ска-
зочные предметы «бессрочного действия» — горшочек, кото-
рый бесконечно варит пищу, топит жир и т.п.; полотно, кото-
рое не кончается на ткацком стане; бесконечные пары новой
обуви, появляющиеся в мастерской сапожника; скатерть-
самобранка, по первому требованию предоставляющая набор
самых изысканных яств, и др. Подобные предметы герои ска-
зок получают от мифологического персонажа в награду за доб-
родетель или в качестве своеобразного испытания, проверя-
ющего человека на моральные качества (щедрость, жадность).


Литературная жизнь фольклорного образа
Вторую жизнь неразменный рубль получил в литературе: «пус-
тое и нестаточное» поверье о неразменном рубле чрезвычайно
подробно и точно (продажа за кошку ночью на перекрестке)
описал в одном из своих святочных рассказов («Неразменный
рубль») Н.С. Лесков. В повести А. и Б. Стругацких «Понедель-
ник начинается в субботу» (1965) случайным обладателем не-
разменного пятака (на самом деле являвшегося музейным экс-
понатом) становится молодой программист Александр Прива-
лов, получивший его как сдачу от смотрительницы «Избы на
курьих ногах», очень напоминавшей Бабу Ягу:
Я точно помнил, что мелочи у меня нет <...> как вдруг обнаружил
в кармане джинсов пятак. Я удивился и обрадовался, но обрадо-
вался больше. Я выпил газированной воды с сиропом, получил мок-
рую копейку сдачи <...> Копейку я сунул в карман и остановился,
обнаружив, что в том же кармане имеется еще один пятак.
Я вынул его и осмотрел. Пятак был слегка влажный, на нем было
написано «5 копеек 1961», и цифра «6» была замята неглубокой
выщерблинкой [Стругацкий, Стругацкий 1987: 38–39].
Обратим внимание и на характерную отметину — царапину на
цифре «6», случайна ли она? Ср. поверье, что выщербленные
деньги обещают прибыток и потому их должно хранить в ко-
шельке [Даль 1996: 102].
Получив загадочную монету, Привалов, как настоящий уче-
ный, проводит с ним серию экспериментов и убеждается, что
неразменный пятак образца 1961 г. ведет себя в полном соот-
ветствии с «фольклорными правилами», установленными для
неразменного рубля:
Эксперимент занял у меня около часа. За этот час я десять раз
обошел площадь кругом, разбух от воды, спичечных коробков и га-
зет, перезнакомился со всеми продавцами и продавщицами и при-
шел к ряду интересных выводов. Пятак возвращается, если им
платить. Если его просто бросить, обронить, потерять, он
останется там, где упал. Пятак возвращается в карман в тот
момент, когда сдача из рук продавца переходит в руки покупате-
ля. Если при этом держать руку в одном кармане, пятак появля-
ется в другом. В кармане, застегнутом на «молнию», он не появ-
ляется никогда. Если держать руки в обоих карманах и прини-
мать сдачу локтем, то пятак может появиться где угодно на
теле (в моем случае он обнаружился в ботинке). Исчезновение
пятака из тарелочки с медью на прилавке заметить не удается:
среди прочей меди пятак сейчас же теряется, и никакого движе-
ния в тарелочке в момент перехода пятака в карман не проис-
ходит.
Итак, мы имели дело с так называемым неразменным пятаком
в процессе его функционирования [Стругацкий, Стругацкий
198Есть только одно отличие: герой Стругацких тратит его цели-
ком, не оставляя себе ни копейки сдачи. Тем не менее чудесная
монета постоянно к нему возвращается.
И наконец, еще один пример литературного освоения фольк-
лорного образа — интернет-рассказ «Неразменный рубль»
в жанре детской «страшилки» по образцу «лагерного» фолькло-
ра (при этом сохранены все основные мотивы традиционного
нарратива о неразменном рубле). Это история из «застойных
времен» про добывание неразменного рубля тремя подростка-
ми. Пытаясь разнообразить пионерский досуг, ребята ловят
лагерного кота, суют его в мешок и ночью отправляются на
кладбище, чтобы там выменять у нечистой силы неразменный
рубль. По дороге они встречают старуху (по их представлению,
безусловно, ведьму), которая настойчиво хочет вызволить
у них кота, но пугается показанного ей нательного крестика,
который одному из пионеров потихоньку дала в лагерь то ли
мама, то ли бабушка [Неразменный рубль 2011]. Концовка
«страшного» рассказа остается открытой: читатель волен сам
решать — действительно ли пионеры встретили ведьму и име-
ли шанс получить неразменный рубль, или старушка просто
хотела освободить кота из рук подростков?
Традиционные поверья о неразменном рубле (и иных формах
чудесно обретенного нескончаемого богатства) демонстриру-
ют крайнюю живучесть (наряду с рассказами о кладах и сокро-
вищах), будучи подкреплены новыми «магическими практика-
ми», которыми пестрят популярная литература и Интернет,
предлагающие населению все новые способы увеличения де-
нежных доходов и размеров наличности. В современном обще-
стве, безусловно, уже не так популярны мотивы обращения за
неразменным рублем к нечистой силе, но целый ряд манипу-
ляций с монетами и банкнотами разительно напоминает опи-
санные еще в этнографической литературе XIX в. народные
приемы, что свидетельствует лишь об одном: и в современном
обществе сохраняется наивная вера в возможность чудесно
обретенного богатства.7: 39].

🡱 🡳 Top.Mail.Ru
Фазы Луны (Москва)

Top.Mail.Ru DMCA.com Protection Status