Фетишизм-религиозное почитание фетишей, то есть материальных предметов, естественных или искусственно изготовленных, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами, - весьма характерен для верований африканцев. Сакрализация скал, камней, деревьев, предметов обихода (скамеечек, горшков), специально изготовленных предметов ("фетишей") - весьма распространенная черта духовной жизни народов Африки. Однако она далеко не исчерпывает всего комплекса религиозных представлений.
Анимизм - вера в сверхъестественные фантастические существа, управляющие предметами и явлениями материального и нематериального мира, в душу и духов, одушевление предметов и явлений - также широко распространен. Многие народы Африки полагают, что у человека есть несколько душ, каждая из которых, выполняет свои определенные функции. Так акан (Гана) различают мойга (могья), "кровную душу", душу кровь, которая передается по материнской линии и является символом родового начала; "нторо" - душ, как воплощение личности, характера, ее наследуют от отца; "окра" - душу - дыхание, жизненное начало. Как и фетишизм, однако, анимизм не исчерпывает полностью религиозные представления африканцев.
Большое место в системе религиозных представлений, занимает колдовство, ведовство и магия. Большое значение имеют талисманы и амулеты, делающие человека не уязвимым. Сильна вера во вредоносную магию, и нередко европейские врачи, работавшие в Африке, констатировали с удивлением, что человека, поверившего что на него наслана колдуном порча, невозможно спасти от смерти. Бытует также представление, о некой сверхъестественной способности или потенции - "жизненной силе". Это "ньяна" у догон и мандинго (Мали), "эвуар" у фанг (Камерун), "элима" - у многих народов северного Заира. Именно с ней связывают магические свойства культовых предметов, особые свойства вождей, колдунов, жрецов.
Большинство систем религиозных представлений на континенте, представляют собой локальные , ограниченные местом, поселения небольших групп людей - одного этноса, племени или родственной группы. Это гентильно - трибальные культы. От латинского генс - род, трибус - племя. Даже у больших народов Африки не всегда сложились общенародные религиозные системы, у разных групп есть разные, не совпадающие варианты мифологии, культа, представлений- примером могут служить верования восточных и западных баконго.
В религиозных представлениях народов Африки, можно обнаружить черты и формы, которые присущи родо-племенным культам во многих районах мира. Очень распространен тотемизм - совокупность представлений, мифов, обрядов, обычаев, связанных с верой в фантастическое сверхъестественное родство между людьми, с одной стороны, и растениями или животными с другой. Многие народы Африки, или части народов, считают своим предком мифического получеловека- полуживотного или полурастение. Этого предка почитают, оказывают ему сакральные почести, делаю приношения, считают его не только прародителем, но и покровителем. Еще совсем недавно (статья советского времени) строго соблюдались табу (запреты), связанные с этим кругом представлений, запрещалось убивать тотемное животное, употреблять его в пищу, а иногда и тех животных, которые якобы принадлежат тотемному животному, нельзя было вступать в брак с лицом той же тотемной группы. Такими тотемными животными у бушменов были газели, быки, у мандинго - питон, крокодил, черепаха, антилопа. У йоруба роды носили название слона, барана, обезьяны и т.д. Подобные же наименования были записаны у балунда Замбии. С распадом родо-племенных отношений, тотемизм сохраняется в пережитках. Особый характер приобретали пережитки тотемизма в ранне-класовых обществах Африки. Некоторые животные (слон, леопард, лев) считались тесно связанными с предками вождей, царей, верховных правителей.
Из тотемизма, вероятно, сохранился культ предков. Как и у других народов мира, этот культ оказывается тесно связанным с культом мертвых, погребальным культом - манизмом (от латинского "манес"). По представлениям верующих африканцев, умершие (родители, родители родителей и т.д.) не перестают существовать, а лишь получают иные формы существования. Это могут быть зомби или ндоки - сверхъестественные существа, принявшие временно или навсегда внешний человеческий облик. Они могут выступать как покровителями, так и мучителями живых (вспомним русских вурдалаков), в зависимости от того верно ли выполнены все обряды, связанные с погребением. Иногда такие души предков могут вселиться в диких животных или временно принимать их облик (оборотни русской мифологии) или витать отдельно от какой бы то ни было телесной оболочки.