Черная магия и Руны

Чёрное Таро Ройо

Banshi

  • *****
  • 982
  • 995
Чёрное Таро Ройо
« : 01 Декабрь 2009, 13:21:35 »
На протяжении многих веков карты Таро несут людям древнее сакральное знание, оставаясь при этом удивительно молодыми в изменчивости своих воплощений – художественных образов.
Последнее десятилетие ознаменовалось не только массовым всплеском интереса искусству тарологии, но и появлением огромного количества самых разнообразных разновидностей Таро. Наследуя мастеров Возрождения, которые взяли на себя смелость проиллюстрировать классические образы Арканов, современные художники не устают соревноваться в оригинальности идей и исполнения,  создавая все новые и новые, не похожие друг на друга колоды. Зачастую это приводит к появлению так называемых «узкоспециальных» колод, сфера применения которых ограничивается только одной конкретной жизненной областью. К сожалению, иногда в погоне за уникальностью своего произведения авторы колод утрачивают связь с базовыми значениями Арканов, подменяя собственными домыслами.
Вместе с тем, многие авторские колоды создаются в классической традиции Таро, и работа с ними действительно обогащает хорошо известные архетипы новым пониманием и яркими образными ассоциациями. К таким колодам и относится «Чёрное Таро», более известное как «Чёрное Таро Ройо».

Эта колода опубликована издательством Naipes Heraclio Fournier и является результатом совместной работы известного испанского художника-фантаста Луиса Ройо и Пилар Сан Мартен. Чёрное Таро содержит 78 Арканов классической колоды и сохраняет традиционный порядок карт (Аркану «Справедливость» присвоен номер VІІІ, «Силе» - ХІ). Наименования Арканов, также сохранённые авторами, приводятся на четырёх языках – испанском, английском, португальском и немецком.   Каждая карта имеет чёрный ободок, окружающий изображение. В колоде используется римская нумерация как для Старших, так и для Младших Арканов (последние выполнены в стиле Марсельского Таро – схематично; художественно изображены только Тузы, в которых значение числа и масти карты отражено в виде одной из мелких деталей картины). Колода имеет небольшой формат и поэтому легко тасуется.

Вот несколько выдержек из зарубежных обзоров Чёрного Таро:
«Колода приятно эротична, не переходя, однако к безвкусице… Единственная претензия к этой колоде – её формат слишком мал, чтобы отдать должное изображениям, изобилующим массой мелких деталей…Те, кого привлекают тёмные образы, найдут эту колоду чрезвычайно интересной, и я знаю как минимум одного человека, считающего её довольно интуитивной. Это достоинство «второго взгляда» - его не легко найти, но усилия стоят того, что вы увидите» (Gina M. Pace).
«…Традиционные чаши в этой колоде изображены как миски с водой, растущей из них подобно пламени. Несмотря на простоту, я нахожу это интересным, поскольку это похоже на соединение огня и воды, представляющее более бурную сторону эмоций… Не стоит использовать эту колоду, если вы желаете узнать лишь о хорошем и заинтересованы в предсказании исключительно материального, объективных событий. Чёрное Таро создаёт символический слой тёмной стороны, поэтому появляется наше собственное «Я» и его демоны, Красавица и Чудовище, которые живут внутри нас» (Matt Douglas).

В целом Чёрное Таро характеризуют как «тёмную готико-фантазийную колоду, предназначенную для исследования тёмной стороны человеческих душ». Признавая определённую правоту этого тезиса, с ним невозможно согласиться полностью - краеугольным камнем Чёрного Таро является не негатив, а именно диалектический принцип единства и борьбы противоположностей. Почти на всех картах изображены девушка и демон - Красавица и Чудовище. Их взаимоотношения сложно оценить – тут любовь и ненависть, притяжение и отторжение, разрушение и созидание. Словом, карты изначально несут в себе не только основное значение Арканов, но и его «тень», что может быть полезным при использовании Таро, поскольку иногда смысл расклада не вполне точно определяется исходя лишь из прямого или перевёрнутого положения карт.

Примечательно, что в отличии от колоды «Таро Лабиринта», авторство которой также принадлежит Ройо, образы Чёрного Таро не создавались специально «под карты». Иллюстрациями к Старшим Арканам и так называемым Картам Двора (здесь традиционно представлены Короли, Королевы, Рыцари и Пажи), а также Тузам послужили картины из известных альбомов Ройо «Malefic» и «Secrets», названия которых говорят сами за себя. Эта особенность не позволяет с достаточной уверенностью судить о том, что стало первичным в создании этой колоды – подобранные по смыслу Арканов картины или их специфическое толкование. В любом случае, не смотря на «самостоятельную жизнь» созданных Ройо образов, Чёрное Таро очень символично. К примеру, двуликий Шут – первая и последняя карта колоды, замыкающая круг Таро – представляет когтистое чудовище, держащее зеркало перед девушкой. Несмотря на то, что монстр смотрит в зеркало, в нём отражается только девушка. Или Повешенный – детальное рассмотрение карты открывает её истинную суть – на лице упыря вовсе не экстаз, а агония, его руки парализованы и не могут охватить желаемое…

Символика карт полностью отображает их общепринятое значение, а также вносит дополнительный «теневой» акцент, поэтому Чёрное Таро вполне может применяться довольно широко, как любая классическая колода.  Однако, не смотря на скепсис, который обычно вызывают поставляемые с колодами брошюрки, заслуживают внимания и толкования, приводимые специально для этой колоды. Они расширяют представление о значении Арканов, раскрывая их двойственность – прежде всего это касается сложных для понимания аспектах таких карт, как Умеренность, Шут, Повешенный, Отшельник, - в целом информативно насыщенны, поэтичны и, несомненно, подходят для интуитивной работы с Таро.

Как и любой инструмент эзотерической практики, Чёрное Таро требует внимательного изучения, осознания и понимания своей сути. Залог успеха здесь прост – взаимное расположение. Чёрное Таро охотно делится объективной и точной информацией, помогает её правильно интерпретировать. Она упорна и трудолюбива, не знает сбоев и капризов, но изредка преподносит сюрпризы – новые детали своих значений, на которые гадающий ранее не обращал внимания.

 Каждая карта – не просто образ или символ, это целый мир, объединяющий противоположности, а потому – настоящий. Действительно, в толкованиях к Чёрному Таро прослеживается интересная тенденция – описание почти каждой карты соответствует вопросу «Где?», а не «Кто?» или «Что?», и начинается словами: «Это мир, где…». А вот что это за миры – вы узнаете, если эта колода позовёт вас ;)

Banshi

  • *****
  • 982
  • 995
Re: Чёрное Таро Ройо (обзор колоды)
« Ответ #1 : 01 Декабрь 2009, 13:44:11 »


Двуликий Шут (0=XXII) – первая и последняя карта колоды, замыкающая круг Таро.
Для иллюстрации значения карты использована картина «Secret reflections» («Отражение тайны») из альбома Луиса Ройо «Secrets».
На ней изображено когтистое крылатое чудовище, которое обнимает девушку, держа перед ней зеркало. Несмотря на то, что в зеркало сморит монстр, там отражается только девушка. Её взгляд обращён к наблюдателю – красавицу вовсе не страшит услужливый демон, как это может показаться с первого взгляда, однако явно раздражает присутствие посторонних. В лице девушки – печать тщеславия, но также и усталость, в то время как монстр удивлён и любопытен. Похоже, он очарован отражением в зеркале, наивно полагая, что и сам – прекрасен.
Значение карты: Обман и тайна. Дыхание, которое дарит жизнь и отнимает её. Это – звено в круговой цепи, космическое движение всего сущего. Иррациональность. Самообман, отражение в зеркале. Тень, присущая любому Аркану. Тёмная сторона самого себя, которая всплывает на поверхность под разными масками, чтобы столкнуться с нами лицом к лицу.
В целом карта раскрывает принцип двойственности, ставший краеугольным камнем Чёрного Таро, а также сообщает о том, что внешность обманчива, и не всегда то, что мы видим, соответствует действительности. Мудрость и цинизм могут оказаться присущими юности и красоте, а наивность и открытость – таиться в сердце ужаса.

Banshi

  • *****
  • 982
  • 995
Re: Чёрное Таро Ройо (обзор колоды)
« Ответ #2 : 01 Декабрь 2009, 13:46:36 »

Маг (I) - для иллюстрации значения карты использована картина «The acacia leaves» («Листья акации») из альбома Луиса Ройо «Secrets».
На ней изображено гигантское чудовище, облачённое в доспехи. Внешне монстр неуклюж, однако он трепетно держит в своих лапах плащ, окутывающий прекрасную девушку в прозрачных одеждах. Она – творение, она – акация.
Акация – символ бессмертия, постоянства и неизменности в природе, духовного возрождения и инициации, а также платонической любви. В Древнем Египте акация символизировала Солнце, а также являлась эмблемой богини Нейт. По преданию, акация проросла из саркофага Осириса, показав, что "жизнь происходит из смерти". У евреев акация - священное Дерево Гофер, из которого сделана Скиния и Ковчег Завета, а также «купина неопалимая».  Символом бессмертия акацию почитает  христианская традиция; в частности, предполагают, что из акации был сплетён терновый венец Христа. Священный характер акация носила и у древних арабов - из нее был сделан идол Аль-Уцца, установленный в Мекке и разрушенный Мухаммедом. Акация символизирует также весеннее равноденствие, олицетворяемое мифологемой воскрешения солнечного божества, поэтому на картине демон и девушка охвачены общим сиянием волшебства творения.
Символизм акации подразумевает чистоту и невинность. Такое восприятие вызвано особой чувствительностью растения, которое морщится от любого прикосновения. Но не в данном случае, ибо демон – творец, передающий творению частицу своей души.
Акация – знак мастерства. Это значение восходит к библейской истории о Хираме, зодчем царя Соломона. Ученики Хирама, убившие его за отказ делиться секретами мастерства, бросили ему на могилу ветку акации (по другой версии легенды – ветвь акации на могилу Хирама принесли Мастера, обнаружившие её). Мастерство чудовища неоспоримо, но и творец может рано или поздно попасть в зависимость от творения – свидетельством тому служит шлем, лежащий у ног пока ещё беззащитной девушки.

Значение карты: Воплощённая воля. Жизнь и Смерть. Это – волшебный плащ, прообраз всех начал, проистекающих из Абсолюта. Дверь к созиданию. Чудовище, обладающее мастерством, способно сотворить красоту.
В целом карта говорит не только о волшебстве творения, безграничных возможностях проявленной воли и власти Мага над жизнью и смертью, но и о том, что социальные роли и иерархические ступени, занимаемые людьми, должны определяться их способностями, знаниями и заслугами. Также Аркан «Маг» символизирует торжество созидания над внутренними демонами и предостерегает от возможного превращения Красавицы в Чудовище вследствие злоупотребления волей.

Banshi

  • *****
  • 982
  • 995
Re: Чёрное Таро Ройо (обзор колоды)
« Ответ #3 : 01 Декабрь 2009, 13:59:20 »

Верховная Жрица (II) - для иллюстрации значения карты использован фрагмент картины «Dark words» («Тёмные слова») из альбома Луиса Ройо «Secrets».
На ней изображена прекрасная женщина в невесомых одеждах на фоне грозового неба, с которого спускаются сумерки. У ног её клубится туман, заливая своим мерцанием каменный город. Город пуст, и только стаи летучих мышей-вампиров покидают свои убежища, устремившись навстречу надвигающейся темноте. Ветер расправляет крылья красноглазых хищников и одежды женщины. Она – повелительница вампиров и Верховная Жрица неведомого храма. Врата его, формой напоминающие пасть демона, остались позади. Кто знает, какое божество обитает в этом храме и какие знания дарует оно своим служителям... Это – тайна, хранимая Жрицей от посторонних.

Значение карты: Она – столп науки. Чёрный полёт воображения. Анализ и ошибка. Позитив и негатив. Двойственность, без которой ничего не существовало бы. Маска, скрывающая тайны. Вампиры тёмных искусств лётят, направляемые луной.
В целом карта символизирует тайну знания и внутреннюю двойственность – на картине нет зримого противопоставления Красавицы и Чудовища, поскольку внутренняя дуальность и составляет тайну Верховной Жрицы. Похоже, она - метаморф и не только повелевает летучими мышами, но и сама превращается в вампира. В своей загадочности Жрица сродни Луне, она – Госпожа Иллюзий, но источник её власти – знание, а не обман.

Banshi

  • *****
  • 982
  • 995
Re: Чёрное Таро Ройо (обзор колоды)
« Ответ #4 : 01 Декабрь 2009, 14:19:47 »

Императрица (IIІ) – для иллюстрации значения карты использована картина  «Pilgrimage»  («Паломничество») из альбома Луиса Ройо «Secrets».
На ней изображена прекрасная женщина, восседающая на тёмном троне. Поза женщины раскована и соблазнительна – она уверена в себе, ибо постигла силу своей власти и могущества, но также полна осознания собственной красоты и привлекательности. Она – Императрица, одетая в кисею и латы, она готова для любви и для битвы. Чело её венчает шлем в виде головы сверчка. Гигантские сверчки в изголовье и на поручнях оформляют трон Императрицы, а также множество их мелких сородичей стекаются к своей повелительнице. Гербом над троном также служит сверчок – не только неприятное с виду насекомое, но и символ домашнего очага, который хранит Императрица.

Значение карты: Она – символ интеллекта. Живая материя. Повелительница эволюции. Королева-Луна, правящая насекомыми. Женское начало. Сила воли. Подательница, взирающая на нас со своего независимого трона. Та, кто преобразует отвращение в желание.
В целом карта указывает на двойственность женской сущности, сочетающую в себе мать и любовницу, созидательницу и разрушительницу, пленницу и повелительницу. Она – Грааль, итог Паломничества, где каждый найдёт то, что ищет.

Banshi

  • *****
  • 982
  • 995
Re: Чёрное Таро Ройо (обзор колоды)
« Ответ #5 : 01 Декабрь 2009, 14:22:23 »

Император (IV) – для иллюстрации значения карты использована картина «Panic Light» («Тревожный свет») из альбома Луиса Ройо «Malefic». 
На ней изображены девушка и демон, замершие в тревожном объятии. Алые глаза демона и вся его фигура излучают странное сияние. Он воплощает силу, мотивы его не ясны. Демон яростен, однако девушка спокойна. Взгляд её отстранён и устремлён в бесконечность – ей видится грядущее, она пребывает над временем и вне текущего момента. Руки девушки крепко сжимают дивный святящийся меч – символ могущества, обладатель которого будет разделять и властвовать над сущим. Похоже, меч принадлежит демону, однако он охотно уступает девушке своё оружие и власть, которые таким образом утрачивают свою разрушительную силу.

Значение карты: Он – Король-Солнце, проявляющий власть над миром. Реализация. Агрессия, грубость, безжалостность. Мужское начало. Зверь физического, наземного мира. Достижение демона, которым пользуется амбициозная девушка.
В целом карта символизирует власть в единстве двух противоположных её аспектах – агрессию и разумное управление, борьбу и смирение, необходимость сочетания революционного и эволюционного путей достижения цели. Обуздание разумной Красавицей мятежного Чудовища.


Banshi

  • *****
  • 982
  • 995
Re: Чёрное Таро Ройо (обзор колоды)
« Ответ #6 : 01 Декабрь 2009, 14:23:59 »

Иерофант (V) – для иллюстрации значения карты использована картина «The chapel of darkness» («Капелла мрака») из альбома Луиса Ройо «Secrets».
На ней изображен демон, отдалённо напоминающий гигантскую летучую мышь. Его лицо не похоже на человеческое, а потому может вызывать испуг и отвращение, однако от демона исходит мягкий мерцающий свет, а крылья его переливаются, подобно тёмному шёлку. В объятьях чудовища – красавица, недоверчиво взирающая на окружающих, однако эти объятья покровительственны и лишены чувственности. Девушка обнажена, на ней только чёрные шёлковые нарукавники-мантии, мягко искрящиеся в тон коже демона. Она – Истина, откровенное знание, заботливо прикрываемое оплотом морали. Демон оберегает истину, облекая её в пристойную и доступную для понимания форму.

Значение карты: Символ веры. Мистика. Охватывающая близость мудрости и понимания. Он – ритуальный демон вдохновения, Светоч. Его отблески несут терпение и стойкость, а крылья – окутывают нас смирением.
В целом карта символизирует благопристойность и традиции в познании, мистический брак, единение с Высшей Силой, зов творчества. В отличие от  Верховной Жрицы, Иерофант несёт миру не тайное, но явленное знание, вплетённое в различные ритуалы и учения. Единство и различие веры и религии, формы и сущности, стиха и прозы. Однако следует помнить, что форме свойственно вытеснять содержание, поэтому тень Аркана – ханжество и лицемерие.

Banshi

  • *****
  • 982
  • 995
Re: Чёрное Таро Ройо (обзор колоды)
« Ответ #7 : 01 Декабрь 2009, 14:25:45 »

Влюблённые (VI) – для иллюстрации значения карты использована картина «Stern faced temptation» («Стойкость против искушения») из альбома Луиса Ройо «Secrets».
На ней изображена грезящая девушка, к которой сзади незаметно подкрался демон-гхол. Чудовище – полумертвец-полуробот, находится во власти искушения и хочет наполнить свою искусственную жизнь новыми впечатлениями. Простирая лапы к красавице, демон исходит слюной от вожделения. Его пленила прекрасная оболочка, однако внутренний мир искусительницы ни капельки не интересует охваченного страстью влюблённого. Он сделал свой выбор и смотрит вовсе не на девушку, как может показаться, а в сторону наблюдателя. Демон горд и хочет похвастаться своей победой. Однако взгляд девушки затуманен слезами, сейчас она – не там, а потому равнодушна к поступкам похотливого чудовища. На руке красавицы – браслет, напоминающий оковы. Поэтому кто знает – доброволен её выбор или нет? Она – внешнее искушение и внутренняя стойкость.

Значение карты: Водоворот свободной фантазии. Когти активного сексуального начала. Внешняя оболочка, обнажающая внутренние конфликты. Приподнятая завеса, таящая красоту. Соединение и разделение. Мембрана чувств.
В целом карта является олицетворением двойственности как внутренней природы человека, так и процесса принятия решений. Она напоминает о том, что даже самых стойких искушение приводит на перекрёстки судеб и заставляет делать выбор. Не стоит бояться того, чего всё  равно не избежать. Однако на развилке не следует идти на поводу у искушения - выбор должен быть взвешенным и мудрым, ибо за него всё равно придётся заплатить. Прежде – а пришло ли время для выбора?

Banshi

  • *****
  • 982
  • 995
Re: Чёрное Таро Ройо (обзор колоды)
« Ответ #8 : 01 Декабрь 2009, 14:27:44 »


Колесница (VII) – для иллюстрации значения карты использован фрагмент картины «The Wheels of Time» («Колёса времени») из альбома Луиса Ройо «Malefic». 
На картине изображён огромный механизм – гигантское Колесо, которое приводят в движение многочисленные шестерёнки и сонмы прикованных чудовищ, облачённых в латы. Безликие монстры опутаны цепями - ими правит красавица, держащая в руках кнут. Прекрасная укротительница повелевает демонами, заставляя их вращать Колесо времени, однако и сама она пребывает в цепях, также подчинённая Колесу – безжалостному и непреклонному ходу Времени.

Значение карты: Колесница, влекущая победительницу – подательницу кнута и цепей. Колёса действия. Энергия, сила, здоровье. Триумф над событиями и демонами.
В целом карта говорит о том, что настало время, когда чувства должны уступить место рассудку. Проявленная воля здесь не преобразовывает мир, как в карте Мага, а завоёвывает уже существующее, возводя воителя на тот или иной пьедестал. Активные действия человека вращают Колесо Времени, однако следует быть осторожным, иначе колесница перевернётся, а пламя победы поглотит индивидуальность победителя. Следует помнить и о том, что сам победитель – в чём-то раб, и его собственная цепь наматывается на маховик Судьбы.

Banshi

  • *****
  • 982
  • 995
Re: Чёрное Таро Ройо (обзор колоды)
« Ответ #9 : 01 Декабрь 2009, 14:29:23 »


Справедливость (VIII) - для иллюстрации значения карты использована картина «The path of dreams» («Тропа снов») из альбома Луиса Ройо «Secrets».
На ней изображено чудовище-исполин, руки которого закованы в кандалы и зафиксированы перекладиной в некоем подобии весов. Монстр с трудом смиряет свою ярость, вынужденный к этому обстоятельствами. Глаза его слепы. Монстра конвоирует по узкой, затянутой паутиной тропинке эльфийская воительница. На ней лишь дырявый плащ и боевые нарукавники, однако правая рука сжимает дивный по красоте сверкающий меч. Карающий меч Справедливости подчиняет чудовищ и разрывает паутину сна, устанавливая его баланс с реальностью. Тому, кто владеет мечом Справедливости, по плечу любая ноша. Но преступник ли демон?

Значение карты: Фантастическая сущность беспристрастности и объективности, вооруженная мечём суровости и чёткости. Податель награды и наказания, справедливых и обоснованных. Властелин монстра избытка.
В целом карта указывает на тенета иллюзий, обмана и лицемерия, которые подстерегают нас в попытках установить справедливость. Справедливость – не всегда правосудие. Она – воплощённая гармония точности и беспристрастности, подобная лезвию меча. Всё в мире должно находиться в равновесии, ибо на всякое Чудовище найдётся Красавица.

Banshi

  • *****
  • 982
  • 995
Re: Чёрное Таро Ройо (обзор колоды)
« Ответ #10 : 01 Декабрь 2009, 14:30:54 »

Отшельник (IX) - для иллюстрации значения карты использована картина «The Wings of  Reflection» («Крылья отражения») из альбома Луиса Ройо «Malefic». 
На картине изображена тихая гладь уединённая лесного озера, где опустилась на колени прекрасная нимфа, наделённая крыльями бабочки. Эти радужные крылья почти прозрачны и искрятся подобно воде, которую отражают и в которой отражаются сами. Нимфа в задумчивости склонилась над поверженным чудовищем, опёршись на щит. Мёртвый монстр уходит под воду, но над поверхностью озера пока ещё видна его громадная голова, покрытая шлемом. Шлем пробит насквозь сверкающим мечом, который, должно быть, торчит во лбу чудовища уже долгое время, поскольку рукоять начала покрываться пыльными нитями паутины. Шит и меч огромны – вряд ли с ними могла управиться нимфа, а потому не стоит винить её в смерти монстра. Похоже, оружие и доспехи принадлежали чудовищу, и гибель пришла к нему от собственного меча. Чья рука направляла его? Возможно, об этом знает скорбящая Владычица Озера, которая снова должна забрать меч, чтобы в конце концов возвратить его в мир, вручив достойнейшему. А может быть нимфа – просветлённая душа почившего монстра?

Значение карты: Воды недоступного знания. Место, где познаётся тоска, боль и печаль одиночества. Угол, в котором отыскивается правда, где обитает нимфа чуткости.
В целом карта сообщает о том, что самым страшным врагом любого смертного является он сам. Никто не может помочь вам победить внутреннего врага – путь к нему одинок, он лежит через тёмные воды самопознания. И только освободившись от всего пришлого, кристаллизировав нового себя, человек готов устремиться вовне, обратив к миру своё сострадание. Куколка отчаяния, в которой Чудовище превращается в Красавицу.



Banshi

  • *****
  • 982
  • 995
Re: Чёрное Таро Ройо (обзор колоды)
« Ответ #11 : 01 Декабрь 2009, 14:32:28 »

Колесо фортуны (X)  - для иллюстрации значения карты использована картина «The Never-Ending Sparking» («Бесконечное мерцание») из альбома Луиса Ройо «Malefic». 
На ней изображено гигантское металлическое Колесо, через центр которого проходит канализационный коллектор. Из глубины коллектора валит фосфорицирующий светлый пар. Он сопровождает безликих монстров, которые спешат вырваться из коллектора. Многие из них уже были повержены оружием, которое сжимает уставшая красавица, сидящая на переднем плане. Её меч в крови, кровь и куски тел убитых чудовищ повсюду. Одежда девушки истрёпана, во взгляде – обречённость и упорство. Она осознаёт, что битва – бесконечна, и труд её сродни труду Сизифа. Проходя по канализации мироздания, монстры всегда возвращаются, а туман – их проводник и провозвестник - будет мерцать вечно. Девушка не знает, когда они выйдут и  сколько их будет. Однако с гибелью прежних восстают новые Чудовища, битва с каждым из которых – новая история для  Красавицы. Возможно, не только новая история, но и очередной этап в её судьбе.

Значение карты: Глубины и коллекторы, где по которым движутся монстры вечного возвращения. Перекрестки. Точка отсчёта, в которой изменяется судьба, где ситуация умирает, чтобы дать начало новой.
В целом карта иллюстрирует принцип вечного круговорота. Все меняется и все возвращается на круги своя. Нет ничего постоянного, и даже твоё собственное «Я» меняется с течением времени. Не все зависит от человеческих желаний: есть некая цепь случайностей, неведомая игра Судьбы, "фактор неопределенности", который нельзя не учитывать, составляя планы на будущее. А главное – Судьба тоже меняется, и очень часто, побеждая собственных Чудовищ, Красавицы способны из рабов Судьбы превращаться в её партнёров.



Banshi

  • *****
  • 982
  • 995
Re: Чёрное Таро Ройо (обзор колоды)
« Ответ #12 : 02 Декабрь 2009, 09:51:49 »

Сила (XI) -  для иллюстрации значения карты использована картина «Under the black wind» («Под чёрным ветром») из альбома Луиса Ройо «Secrets». 
На картине изображены обнявшиеся в чёрном вихре страсти прекрасная женщина-вампир и мужчина-оборотень. Они жаждут и ненавидят друг друга, ибо они противоположны, их любовь – вечное сражение, их соединение – победа «первого среди равных». На стороне жутковатого, заросшего шерстью оборотня – грубая физическая сила, на стороне вампирши – утончённость и коварство. Страсть, в отличие от  дневного света, от которого порождения ночи скрылись в покрывалах чёрного ветра, не ослепит её окончательно – вампирша вооружена и очень опасна, она хорошо подготовилась к встрече со зверем, которого желает укротить…  Оружие в её руках – магическое копьё в форме кельтского креста, отлитое из серебра, символ  Вечной Жизни, однако, губительный для оборотней. Красавица питает свою страсть, пригубляя крови своего извечного врага-возлюбленного, но оборотень, объятый желанием, этого не замечает. Однако даже в плену страстного порыва жуткие когти оборотня не ранят нежное тело ослепительной вампирши. Так кто же опасней – демон скрытый или демон явный, укротительница или зверь, Красавица или Чудовище?   

Значение карты: Сексуальное притяжение. Царство физического. Призрак, кормящийся желанием. Место проникновения и падения условностей.
В целом карта вновь возвращает к извечному принципу единства и борьбы противоположностей, а также говорит о жизненных вихрях, в которых слабость становится силой, а сила – слабостью, и беспристрастное скольжение между Красавицей и Чудовищем в этих ипостасях, а также настойчивость, помогают достигнуть желаемого.

Banshi

  • *****
  • 982
  • 995
Re: Чёрное Таро Ройо (обзор колоды)
« Ответ #13 : 04 Декабрь 2009, 14:54:43 »

Повешенный (XII) - для иллюстрации значения карты использована картина «Communion” (название картины само по себе уже двойственно - его можно перевести и как «Контакт», и как «Причастие») из альбома Луиса Ройо «Secrets». 
Картина открывает внимательному взгляду недра канализации, кишащей крысами и поросшей бурой, не нуждающейся в солнечном свете растительности. На ней снова изображены двое – Красавица и Чудовище, дышащая жизнью девушка и оживший мертвец. Девушка почти обнажена, если не считать кожаных ремней с металлическими кольцами, в которые, похоже, когда-то продевались цепи…Но это было когда-то… Сейчас в мечтательной задумчивости она приподнимает даже лёгкую кисейную накидку, и только легкий свет обволакивает её мерцающей аурой. Это кажется странным, но на лице девушки застыло выражение безмятежности, почти счастья, а может – даже просветления?.. Она в контакте, она причастилась тайн небытия… Осёдланный девушкой монстр парализован, он не может изменить своё положение и лишь сотрясается от электрических разрядов, бессильно царапая когтями стены водостока. Не он ли прежде удерживал девушку в цепях? Что с ним теперь – вожделение, экстаз или агония? Это не важно – они слились, как зелёные воды подсознания и зелёные соки бессильного Чудовища, время остановилось и круг замкнулся.

Значение карты: Изменение жертвы, лежащей между прошлым и будущим. Равновесие между свободой и необходимостью, где семя знания и страдание текут и преобразуются, где крысы несут болезнь и бессилие. Крик раскаяния.
В целом карта символизирует конфликт страстного желания обладать и понимания того, что это невозможно. Что может изменить ситуацию??? Лишь Жертва. А иногда – необходимость для Палача стать Жертвой и свобода для Жертвы стать Палачом. Или выход за пределы ситуации для нивелирования противоположностей.

Banshi

  • *****
  • 982
  • 995
Re: Чёрное Таро Ройо (обзор колоды)
« Ответ #14 : 11 Декабрь 2009, 13:06:20 »
Небольшое лирическое отступление:

Если Старшие Арканы Таро в классической традиции отображают архетипическое Путешествие Героя, это ещё не означает отсутствие их взаимосвязи с другими мифами коллективного бессознательного, и ключевую роль здесь играют именно авторские колоды.

Как уже отмечалось, колода «Чёрное Таро Ройо» полностью посвящена архетипическому сюжету «Красавица и Чудовище», оформившемуся, в частности, в известной сказке «Аленький цветочек». Соотнесение той или иной колоды с определённым архетипическим сюжетом (мифом) открывает некоторые дополнительные возможности в практическом использовании карт Таро, не ограничивая предназначение авторских колод только внесением приятного разнообразия в будни практикующего, дополнительным символизмом и развитием ассоциативного восприятия значений карт. В Чёрном Таро такую смысловую нагрузку несут Старшие Арканы, Карты Двора и Тузы (для «нефигурных» Младших Арканов, помимо авторских значений, интересна общая интерпретация Чаш как «Огня воды» и Пентаклей через аллегорию «мягкого» или «грязного» металла, связанного с кровью и костями).

Итак, для начала напомню краткое содержание сказки (детали могут варьироваться в зависимости от источника):
«Жил-был богатый купец и было у него три дочери, которых он очень любил, особенно младшую. Отправляясь в очередной раз по торговым делам, купец получил от дочерей заказы на подарки, причём младшая заказала не золото-брильянты, а всего ничего – аленький цветочек. Найти его в итоге оказалось самой сложной задачей, а найденный и сорванный цветочек оказался собственностью страшного Чудовища. Чудовище, однако, согласилось отдать купцу цветочек (после объяснения фатального неуважения к праву собственности – цветочек попросила «дочь меньшая, любимая», которой иначе никак не добыть подарка) при условии, что тот отдаст Чудовищу взамен первого, кто выйдет его встречать, а иначе будет ему (купцу) лютая смерть. Купец согласился, а встречать его, разумеется, первой вышла младшая дочь, которую отдавать было жалко (наверное, в отличии от старших). Узнав предысторию, ночью девушка (далее по тексту– Красавица) забрала аленький цветочек и добровольно отправилось к Чудовищу. Чудовище этому факту весьма обрадовалось, разместило Красавицу в комфортных условиях и всячески её опекало, избегая, однако, показываться ей на глаза из опасения, что его внешний вид повергнет Красавицу в шок и разрушит с трудом установленный психологический контакт. Красавица, уверенная в стойкости своей психики или недостаточно представляющая себе всю прелесть Чудовища, упорно настаивала на личной встрече. Увидев Чудовище «живьём» Красавица  перепугалась вусмерть, со всеми вытекающими из этого последствиями, чем серьёзно огорчила Чудовище, однако, посчитав своё поведение неадекватным, принесла Чудовищу свои извинения и пообещала впредь на его внешность не реагировать, поскольку внешность – это не главное. Так они и жили бы дальше хорошо, да только Красавица через некоторое время заскучала по дому. Чудовище, не выдержав её страданий, отправило Красавицу к родным, уведомив о том, что если Красавица не вернётся в назначенное время, Чудовище умрёт. Красавица приехала домой, где по простоте душевной или по иной какой причине рассказала всем о  том,  как ей хорошо живется и как Чудовище к ней хорошо относится. Сестры из зависти перевели часы назад, чтоб она не успела вернуться в срок.  В результате Красавица опоздала, Чудовище померло. В порыве отчаянья и угрызений совести Красавица призналась Чудовищу в любви и горько зарыдала, и её горячие слёзы и чистосердечное раскаянье пробудили Чудовище к жизни и превратили в Прекрасного Принца. После описанных событий Принц (он же – Чудовище) и Красавица жили долго и счастливо». 

Общую тему «Красавицы и Чудовища» можно рассматривать прежде всего как внутрипсихический конфликт Эго-сознания и Тени. Внезапно осознанные, увиденные собственные негативные комплексы, неприятные черты характера и социально неодобряемые привычки и манеры поведения способны быть восприняты как «чудовище», во власти которого находится или оказывается индивидуум. При этом принципиально важным будет символическое отвергание Красавицей Чудовища, несмотря на его те или иные полезные качества и свойства, например принесение сиюминутной выгоды или нарциссического удовольствия. Тут особенно важным будет отметить изоляцию Красавицы в замке Чудовища, в то время как сама она живет хорошо и приятно. При этом она не замечает хозяина замка, хотя и пребывает в курсе его чудовищной природы, о которой ей сообщил отец: это может говорить о представлении о чудовищном и «неправильном» которое оглашает для индивида представитель архетипа Великого Отца, отдельный человек или система морально-нравственных оценок в социуме.
 Превращение Чудовища в Принца, в результате выражения любви к нему может быть воспринято двояко: как осознание и принятие существования боли и страха, которые могут стоять за негативным комплексом — и это достаточно идеалистическое ожидание или же более пессимистично, как единение со своей теневой сущностью. Последнее может происходить как малоосознанно — в ситуациях зависимостей, так и достаточно осознанно, в рамках современных психологических и эзотерических культов с их восторженным отношением к индивидуальности и «истинной природе», каковой бы она ни была (цит. по: Г. Бедненко, «Красавица и Чудовище: социально-ролевой и интрапсихический анализ сказки»).

В этом контексте интересен как заложенный в идее Чёрного Таро принцип адвайты (не-двойственности) – по замыслу авторов, у карт нет разделения значения на «светлое» (прямое положение) и «тёмное» (перевёрнутое положение), нет «хороших» (обычно «Солнце») и «плохих» (обычно «Башня») карт, так и достаточно существенная акцентуация традиционных значений (например, «Повешенный» - равновесие между свободой и необходимостью, где семя знания и страдание текут и преобразуются, где крысы несут болезнь и бессилие». Согласитесь, есть отличия от традиционного значения и видения этой карты). Однако, если вопрос в раскладе ставится о психическом равновесии, особенностях личности и т.п. – не лишним будет раскладывать карты как в прямой, так и в перевёрнутой позиции. Перевёрнутая позиция и укажет на акцентуацию характера и соответствующие психологические проблемы.

 С точки зрения аналитической психологии, сюжетная линия «Красавица-Чудовище» иллюстрирует и представления о выводе Анимуса, мужской части души женщины, из бессознательного в область сознания. Изначально сильное влияние отца на героиню, ее особенная к нему привязанность воспринимается как сильное влияние родителя на Анимус дочери, который наделяется особыми качествами или колоритом. Матери в такого рода сказках не бывает, что подчеркивает важность тему отношений девушки со своими мужскими интроектами. Чудовище может выступать в разных обличьях, внушающих страх, зато обладает несметными богатствами и повелевает волшебными силами. Когда героиня отправляется к Чудовищу вместо своего отца, то этот решительный поступок символизирует готовность и риск женщины уйти от земного авторитета своего отца (и архетипа Отца) к познанию неведомого мира своей собственной судьбы. Проживание в замке, вначале с невидимым, но выполняющим все желания хозяином, а затем уже с видимым Чудовищем, ассоциируется с постепенным пониманием женщины своего Анимуса, как инструмента души и осознания. Соперничество сестер здесь может ассоциироваться с сопротивлением инертностью и пассивностью духа. Однако любовь героини превращает Чудовище в Принца, подходящего и ценного партнера для брачного союза. Это сопоставимо с обретением внутренней гармонии мужского и женского начала и творческого потенциала в душевном мире женщины (цит. по: Г. Бедненко, «Красавица и Чудовище: социально-ролевой и интрапсихический анализ сказки»).
В свою очередь, отец видит в любимой дочери отражение своей души (Анимы), ее женского имаго воплощенного в реальной дочери, и поскольку страстно желает приобрести ее (душу), воссоединиться с ней его желание становится жизненно необходимым, т.е. архетипическим паттерном индивидуации. Что же происходит в душе дочери? В глубинах ее бессознательного, как я уже говорил, зреет анимус Цербер готовый растерзать любого мужчину случайно забредшего на этот блаженный остров любви. Чувства дочери на этом острове могут существовать только в «вегетативном» виде, образе цветка, который охраняет Цербер – Анимус (цит. по: В. Хлюпин. «Аленький цветочек»).

Если целью расклада является определение дисбаланса женской и мужской составляющих психики, особое внимание следует уделить картам с одним и двумя персонажами. Карты с одним (что характерно, женским персонажем), указывают на блокировку Анимуса и гиперфеминизацию на социальном уровне. В раскладах на вопросы о здоровье, особенно для мужчин, карты с одним персонажем могут служить сигналом о гормональной разбалансировке (разумеется, тут не следует игнорировать и сопутствующие карты).

Какая же от всего этого практическая польза вне сеансов психоанализа? Исследуемая колода удивительно хорошо подходит для кармических раскладов по поводу повторяющихся жизненных ситуаций (в отношениях с противоположным полом, в коллективе), а также для раскладов типа «Василиса Премудрая», которые имеют сходную цель и применяются в тех случаях, когда в жизни кверента люди меняются, а ситуации и их последствия – остаются.

Так, по мнению отца-основателя школы аналитической психологии – Карла Густава Юнга – жизнь человека повторяет определённый архетипический миф. Эту же идею в своих работах развивает современный американский психолог – Эрик Берн. Как отмечает Берн, каждый человек ещё в детстве, чаще всего бессознательно, думает о будущей жизни, как бы «прокручивает» в своём воображении возможные жизненные сценарии. Почти в каждом жизненном сценарии есть роли хороших людей и злодеев, счастливцев и неудачников, причём эта оценка определяется весьма специфично для каждого сценария. В нормальных условиях создать первую версию своего жизненного сценария ребёнку помогают волшебные сказки (т.е. архетипические мифы по Юнгу). При этом для анализа и прогнозирования судьбы необходимо рассмотреть любимую сказку детства в аспекте жизненного сценария, не привязываясь к привычным ярлыкам «хорошего» и «плохого». Поскольку «узор судьбы» каждого человека уникален и его невозможно создать в одиночку, жизненный сюжет обязательно связан с отношениями, предусмотренными сценарием сказки.

Сценарный сюжет «Красавица и чудовище» обычно относят к сценарному типу 425 С по классификатору Аарне-Томпсона, он присутствует не только в русском «Аленьком цветочке», но и в китайской сказке«Волшебный змей», турецкой сказке «Принцесса и кабан», индонезийской сказке «Муж-ящерица», сказке братьев Гримм «Железный Генрих или Принц-лягушонок» и пр.
Н.Нарицын (статья «Сказка – ложь?.. Жизненные герои и сказочные сценарии») небезосновательно считает, что эта сказка имеет колоссальную сценарную нагрузку:

- достаточно традиционные для славянских сказок распри между сестрами (часто именно это побуждает девочек произвести именно эту сказку в разряд «любимых»).

- тезис "Он жил так несчастливо до встречи со мной, а теперь мы полюбим друг друга и он превратится в принца, даже если до того он был чудовищем" (Н. Нарицын определяет этот тезис как главную сценарную опасность сказки). На фоне этого сценария у женщины снижается критичность к любым отрицательным качествам кандидата в мужья, не только в плане внешности: он может быть грубияном, хамом, наглецом, невежей, относиться к ней без уважения и даже с презрением (и сам, кстати, может не считать, что до встречи с ней он жил так уж несчастливо) Более того, у некоторых женщин с таким сценарием, из которых и вырастают практически готовые "жертвы самопожертвования", устанавливается еще один "сценарный камень": "Я не могу от него уйти, он без меня пропадет" (поэтому наши славянские женщины зачастую терпят алкоголиков, тунеядцев и тянут на себе весь дом).

- неверный постулат "Человека можно переделать, изменить к лучшему без его участия". Здесь мотивация и действия женщины проходят по следующим схемам:

1. «Я исцелю его своей любовью». В природе этого стимула заложена ошибка проецирования женской природы на мужскую: это девушка меняется в супружестве и союзе, а не мужчина; брак — это прежде всего женская инициация и трансформация, мужчина лишь меняет свой социальный статус. Последнее действительно происходит благодаря его новой способности к легальному и социально одобряемому постоянному союзу с женщиной, однако — как ни ужасно или удивительно для женского взгляда — вовсе не связано ни с личными качествами супруги, ни с конкретным отношением к брачному партнеру. Кроме того, личностные изменения в человеке могут происходить исключительно в результате личных внутренних усилий, а не под влиянием увещеваний, принятия или непринятия стороннего лица. Последнее может быть лишь стимулом к исправлению, но не его орудием.

2. «Если я буду видеть в нем Принца, он перестанет быть Чудовищем». Здесь имеет место развитие осознанного добродетельного принципа «полюбите их черненькими, беленькими их всяк полюбит», а кроме того, воплощение бессознательных защитных механизмов: вытеснения, отрицания, отчасти рационализации. Как регуляторные принципы они служат для устранения негативных, неприятных для личности переживаний и сохранение стабильности собственной самооценки и образа мира. Плюс здесь нельзя не упомянуть о прямо таки мистической вере современного человека в силу технологий позитивного мышления, в данном случае вере в то, что если постоянно акцентировать внимание человека на его позитивных качествах он начнёт воспринимать себя позитивно, что будет требовать от него синхронизации имиджа и поведения.

3. «Если я буду правильно себя вести, Чудовище превратится в Принца» Это классический подход родственников и близких тех людей, которые социально дезадаптированы, неадекватны, даже опасны для себя и окружающих. Это и «ловушка созависимых», родителей, супругов или детей алкоголиков, наркоманов, лудоманов и др. Данный сценарий является адаптивным с одной стороны, дисфункциональным с другой. Это закрепившаяся реакция на стресс, сопровождающаяся определенным механизмом защиты и верой в собственный контроль над ситуацией. «Правильное» поведение в отношении партнера становится собственным образом жизни, озабоченной привычкой, бытовым культом. Для такого состояния характерна защита отрицанием, самообман, иллюзии; кроме того, неосознанные компульсивные действия; приоритет инструментальных действий над чувствами; необходимость постоянного контроля над поведением другого; пониженная самооценка в сочетании с верой в свои чудесные силы, способные превратить Чудовище в человека. Эту поведенческую модель активно пропагандируют женские журналы и разнообразные «Книги настоящих стерв» - читательницам предлагаются готовые рецепты правильного поведения на уровне симпатической магии, результатом которых должно стать «приручение мужчины».
В этот же ряд следует добавить и влюблённость в идею, очарованность самим мифом о превращении страдающего героя в принца, путем его избранничества в мужья (поведенческая модель «оживления неживого» рассматривается Г. Бедненко на примере сказки Гофмана «Щелкунчик»).

- Красавица, воспылав любовью к Чудовищу, в сказке при этом никогда его не видела (вернее, видела один раз с весьма неприятными последствиями). Отсюда произойти может все, что угодно, от "да убоится жена мужа своего" до "если я тебя придумала, стань таким, как я хочу". В любом случае – отношения складываются с проекцией человека, которая впоследствии «примеряется» к реальному человеку как некое «Прокрустово ложе», и любые отклонения от параметров проекции могут порождать проблему. Следует отметить также и такую поведенческую модель, как сознательный выбор антигероя (в некоторых вариантах сказки Красавица заведомо не информирована о том, что Чудовище – заколдованный Принц) – из жалости, «для контраста» и пр. Но и здесь выбор делается в пользу проекции, содержание которой может не совпасть с реальными качествами антигероя.

- влияние на выбор женщиной партнера оказывает следующий сценарный аспект сказки: любовь Чудовища к Красавице выражалась в том, что он говорил ей о любви и исполнял все ее прихоти, более ни на что не претендуя (сюда же напрашивается и вариант с «комплексом Электры» и замещением – Чудовище определённо имеет определённые параллели с образом отца, ради которого осуществляется первичная жертва). С этим тесно связаны и возникающие по сказке отношения долженствования:  "раз он обо мне так заботится, я не могу его не любить". И за это "долготерпение" Красавица вознаграждена свадьбой с Прекрасным Принцем.

продолжение следует...

 


Top.Mail.Ru Yandex.Metrika
DMCA.com Protection Status