продолжение--
Земляний дух — Земляной дух - разновидность нечистой силы, наказаный богом и обреченый жить под землей. Такие духи могут жестоко отомстить тому, кто нарушит их покой. Чтобы уберечься от них, надо было, в частности, вылить в выкопанную ямку чарку водки, которая должна задобрить духов.
Злидні. Духи нищеты, бедности. Чаще всего народная фантазия рисовала их в виде дедов-попрошаек или маленьких прожорливых невыразительно очерченных существ. Считалось, что там, где поселятся З., надолго воцарится крайняя бедность: Богатство - временное, а злидні - пожизненные; просились злидні на три дня, а вігнать нельзя. Избавиться от З., по народным поверьям, можно хитростями, заманившы их в какой-то сосуд или иную засаду.
Змій — Змей - популярный персонаж украинской демонологии и фольклора, в котором слились языческие, христианские и средневековые фантастические мотивы. З. всегда было присуще враждебное отношение к людям (он обольщает девушек и женщин, убивает мужчин, сжигает жилища и т.п.). Как представитель нечистой силы, З. может перевоплощаться: ударившись о землю, он убирает вид молодого привлекательного парня. Обычно он напоминает куль соломы, из которого сыпятся искры. Однако может выглядеть и как человек, только с несколькими головами. Имеет он и крылья, которые снимает, идя к людям.
Заманивая девушек, З. подбрасывает на дорогую шелковую одежду, перстень или запаску (род женской одежды типа юбки). Которая из девушек поднимет какую-то вещь и принесет домой, к той и пойдет он по ночам в виде молодого человека.
Чтобы избавиться от З., следует отнести найденную вещь обратно. Охотится З. и за человеческими душами, подговаривая людей записать их ему за выкуп.
Лісовик — Лисовик - мифологический образ, который олицетворял опасность, которая подстерегает человека в лесу. Зачастую описывается как старый кошлатий дед. В отличие от людей Л. не имеет тени. О его нечистой природе свидетельствует и стремление заполучиты души охотников, которые отрекаются от бога, чтобы достать в вознаграждение различную дичь. Л. соблазнял женщин, збивав людей с дороги, причинял много другого вреда.
Одновременно существовали версии, согласно которым Л. был "пастухи от зверя", т.е. охранял зверей от хищников, охотников, других опасностей. Считалось, что Л. бывал не только мужского, но и женского пола. Лисовые люди вели свое хозяйство, создавали семью и жили, как обычные люди, хотя и походили на волчиць, медведиць, олениць т.д.
Мавки (нявки, бісиці) — сущности, которые олицетворяют души детей, родившихся мертвыми или скончались некрещеними. Их еще называют потерчатами, страдчатами, повітрулями, лісними, лоскотницями. Имеют вид красивых молодых девушек, пением и привлекательным видом завлекают парней и защекочут до смерти. В отличие от русалок, разновидностью которых является М., последние имели длинные льняные волосы.
В народе верили, что на троицкие святки потерчата летали в виде птиц и просили себе крещения криками: "Христу, Христу!" Считалось, что в таких случаях надо бросить какую-то платок и назвать имя, сказав: "Хрещу тебя". После этого душа младенца попадает в рай. Если же этот обряд не осуществить до семи лет, то младенец превращается в русалку или нявку, становится нечистым духом и наносит человеку вред. Оберегом от Н. служили чеснок, лук, полынь.
Мара —богиня зла. Позже образ М. олицетворял болезненный, тревожный, неспокойный сон. Представлялась страшной сущностью женского пола, ночным призраком, который наседал на сонную человека, а когда он просыпался, то М. мгновенно исчезала.
Нічниці (крикси) — (криксы) - злые демонические сущности, которым народная фантазия приписывала способность отбирать у человека, особенно у маленьких детей, сон. Как воплощение душ умерших девушек, они являлись к тому, кому хотели отомстить, или же к его детям. Считалось, что Н. можно внести в дом с водой, поэтому вечером опасались ходить к колодца. Если же вода все-таки вносилася после захода солнца, рекомендовалось очистить ее огнем, опустив зажженную лучинку.
Одмінок (обмінчук, відміна) — ребенок, подмененный нечистой силой. Украинцы верили, что дикая баба или богиня может похитить человеческого младенеца, пидкинув зато своего. Узнать О. можно по мешковатому строению тела (маленькая голова, большой живот, тонкие ноги). Подмененные дети неугомонно кричали и плохо развивались. Кое-где им приписывали способность изменять размеры своего тела. О. мог жить у людей до двадцати лет. Чтобы избавиться от О., советовалось вынести его в мешке на перекресток дорог или бросить на помойку. Тогда нечистая, пожалев своего ребенка, заберет ее. Общераспространенным было предостережение: не следует злословить и вспоминать нечистого (особенно после захода солнца), чтобы не навлечь его на своего ребенка.
Перелесник (летавиць) — разновидность злого духа, который, как звезда, падает с неба и посещает людей, принимая вид родных, близких, любимых. Верили, что его можно "получить» из-за большой тоски по покойному. Вопротившись в образ покойного, П. мог вступать в супружеские отношения с живыми людьми. Дети, которые рождались от П., внешне напоминали одмінків. П. выгнать из дома, где он поселился, очень трудно.
Песиголовці (бесиголовці, сироїди) — мифические великаны-людоеды, отличались неслыханной жестокостью. Имели вид покрытой шерстью человека с собачьей головой, одним глазом посреди лба, иногда с рогом. По преданию, жили где-нибудь в Турции или на краю земли. Передвигались они очень быстро, цепляясь друг за друга. Были и великаны женского пола - одноглазые бабы.
В целом П. - это трансформированое в народном воображении олицетворение опасности от чужеземных враждебных народов.
Польовик — полевик , хозяин полей, степей и лугов. Может принимать различный вид и вводить людей в заблуждение. Представлялся П. преимущественно в образе мужчины с многочисленными звериными признакам (шерсть, хвост, большие когти, маленькие рожки, крылья, телячьи уши и большие зубы. П. приписывались и положительные черты: в частности на Бойковщина его считали охранником полевых границ.
Русалка — один из колоритнейших персонажей украинской демонологии, олицетворение опасной водной стихии. Это молодые красивые девушки, которые живут на дне рек в прекрасных хрустальных дворцах. Ночью, когда восходит месяц, Р. выходят на берег, чешуть свое длинные зеленые волос и водят хороводы. Прекрасным пением они заманивают юношей или девушек, затягивают их в воду и защекочать
По распространенным представлениям, Р. становились молодые девушки, которые утонули, или умершие до крещения маленькие дети. Местами бытовало мнение, что Р. становились люди, которые умирали на так называемый Русалчин великдень. Оберегом от них служили крест и полынь.
Р. могли жить в полях и лесах, где любили раскачиваться на ветвях деревьев. В разных местностях они имели разные названия ((нявки, лісні, повітрулі и др.). Отдельное "категорию" Р. составляли мавки (см. выше).
Скарбник. Дух богатства, сокровищ. Существует несколько вариантов трактовки этого образа. Согласно одному - это верный хранитель сокровищ своего хозяина, а также помощник во всех его делах. Однако после смерти хозяина он появляется со стаей ворон и вырывает запроданную ему душу.
Другой вариант связан с популярными поверьями о закопаный и заклятых сокровищах, которые надилялись сверхестественными свойствами. Эти сокровища разделялись на чистые и нечистые. К первым относились те, которые закапывались людьми во время сложных жизненных коллизий (войн, нападений, ограблений). На Гуцульщине, в частности, такими полагали сокровища разбойников. Другие же сокровища находились под охраной нечистой силы. Верили, что раз в семь лет закопаные и заклятые клады пересушуются и горят. Те из них, которые ночью охраняет С., и есть заклятые. Взять их может только тот, кому они предназначаются. Если же это будет посторонняя человек, то сокровища превратятся в черепицу, уголь, гадюку или жабу.
Со сверхъестественными свойствами денег связано также поверье про зачарованную монету (инклюз), которая имела свойство притягивать другие и таким образом обогащать своего хозяина. Опекал эту монету злой дух. Его, как и домового, можно было вырастить себе из куриного яйца. Этот дух по смерти хозяина забирал его душу.
Упир — Упырь - древнейшее олицетворение темных сил; покойник, выходящий из могилы, чтобы высасывать из людей кровь. Мог являться в разных образах (собаки, кошки, двух мальчиков), ходить пешком или ездить на лошади. У. имел две души, одна из которых не покидала тела и после смерти. Считалось, что У. бывают врожденные и роблені. Первые рождались с хвостиком. Робленим У. становилась человек, на которого наведен дух нечистой силы. На Волыни верили, что У. становился каждый самоубийцы. Распознать У. можно по шести пальцам на руках и ногах, а после смерти - по удивительно свежем ярко-красному лицу. Бытовало поверье, что, кроме мертвого У., в каждой деревне был и живой, который защищал общину от мертвого. Чтобы обезвредить У., в его могилу бросали горсть мака, закапывали осиковый кол, а иногда и пробивали им затылок покойника.
Чарівники (перемітники) — люди, наделенные сверхъестественными способностями, способностью влиять на явления внешнего мира, на судьбу людей. В отличие от знахарей, действовавших "от бога", во благо людям, Ч. общались с нечистым делая людям вред: насилали болезни, превращали в животных и т.д. Распространенным было поверье, что Ч. умели делать магические залом колосьев (закрутку), которые вызывало неурожай хлеба. Трогать такую закрутку нельзя, потому что человека парализует. В таких случаях обращались в сельской ворожке, чтобы та сняла заклятие с нивы.
Чорт (біс, диявол, дідько, люципер, сатана, осинавець, щезник, злий) —- один из самых популярных персонажей украинской демонологии, олицетворял враждебные человеку силы. Выступает одновременно зооморфной и антропоморфной сущностью. Его звериную природу выдают хвост, бараньи или козьи рога, когти, собачья морда или свиное рыло, иногда куриные ноги или крылья нетопыря. Характерные приметы - длинный нос, горящие глаза, густые черные волосы. Иногда Ч. представляли в виде иностранца, одетого в коротенькую куртку или фрак, узкие панталоны, с забавными шляпой на голове и трубкой в зубах. Обычное жилье Ч. - мельницы, глубокие пропасти, полуразрушенной постройки, заросли бузины и т.д.
Функции Ч. достаточно широкие: он всячески вредит людям, насилае болезни, сводит женщин, охотится на человеческие души, толкает на преступления и досадные поступки. Особенно страшен он для некрещених детей, которых может подменить. Верили, что с Ч. можно заключить договор и нанять его на службу, заложив ему, впрочем, свою душу. Такие договоры, как правило, надо заключать ночью на перекрестке дорог и утверждать кровью с мизинця.
Ч. часто прибегает к перевоплощениям, причем выбирает образ не только людей и животных, но и неживых предметов. В украинских апокрифичних легендах Ч. выступает соперником и антиподом бога и вносит свой вклад в созидание мира: именно он научил людей кузнечному делу, изобрел огонь, мельницу, скрипку, дуду, тартак, водку и табак. Ему даже приписывали такие плоды технического прогресса, как фабрики, железные дороги, телефон, велосипед и т.д.
Для традиционного народного сознания Ч. - олицетворение таинственной силы, которой клянут своих врагов: Бодай тебе чорт узяв; Іди під три чорти.. По поверьям, он боится креста, громовых стрел святого Ильи и вообще всего освященного; защититься от него можно с помощью специальной молитвы и магического круга. Вместе с тем Ч. - довольно комичный и невезучий персонаж. В фольклоре украинцев он служит постоянной мишенью для шуток и анекдотов. В борьбе с Ч. люди обычно выходят победителями. Отсюда известное пословица: "Не так страшен черт, как его малюют.
Чугайстер (лісовий чоловік) — (лесной человек) - фантастический образ украинской демонологии. Выступает в весьма неопределенных очертаниях: иногда как высокий мужчина, одет в белое, иногда как покрыт длинными волосами. Поведением напоминает лисовика. По поверьям, Ч. некогда был обычным человеком, но его заклялы колдуны. В лесу он ловит нявок и поедают их. Однако к людям Ч. относится благожелательно. Пообщавшись с ними при встрече, он отпускает их, не причиняя вреда.