«Кротость» библейских праведников
Моисей аттестуется в Библии как «кротчайший из людей». Но кротость эта, надо сказать, выглядит весьма своеобразной. В войне с мадианитянами евреи, руководимые Моисеем, одержали победу. Всех мужчин противника они перебили, а «жен мадиамских и детей их сыны израилевы взяли в плен»; «и доставили пленных и добычу и захваченное к Моисею и к Елезару священнику». Как же отнесся к этому Моисей? «И прогневался Моисей на военачальников, тысяченачальников и стоначальников, пришедших с войны, и сказал им Моисей: (для чего) вы оставили в живых всех женщин?.. Убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужском ложе, убейте» (Чис.31:7, 12, 14, 15, 17). Где же знаменитое «не убивай»? Или на детей и женщин оно не распространяется?!
Пока Моисей на горе Синай получал от бога скрижали с заповедями, оставшиеся на равнине евреи решили помолиться другому богу. Они обратились к Аарону, брату Моисея, с просьбой «сделать им бога». Тот немедленно принял это предложение «и сделал… литого тельца, и обделал его резцом» (Исх.32:4). После этого он поставил перед ними жертвенник и пригласил людей молиться ему. Это богослужение вызвало ярость бога Яхве. Моисей решил умилостивить божий гнев при помощи расправы над виновными. И он принялся за дело, собрал к себе левитов и приказал им: «Возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего» (Исх.32:27). В тот день было убито около 3 тысяч человек. Так обернулась заповедь — «не убивай». А бог, по Библии, остался весьма доволен действиями Моисея и в знак особого благоволения даже показался ему, верней, показал свою спину (Исх.33:23).
Умилительное впечатление должен производить на читателя библейский рассказ о том, как пророк Елисей воскресил умершего ребенка. Но почти непосредственно перед ним идет следующее повествование: «Когда он (Елисей. — И. К.) шел дорогою, малые дети вышли из города, и насмехались над ним, и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их, и проклял их именем господним. И вышли две медведицы из леса, и растерзали из них сорок два ребенка» (4Цар.2:23, 24).
Вот так «не убивай»! Впрочем, Елисей идет по стопам своего учителя пророка Илии. О последнем рассказывается в Библии такая историйка. Израильский царь Охозия послал за Илией «пятидесятника с его пятидесятком». Илия сидел на горе, царский посланец попросил его сойти вниз. Илия послал на него «огонь с неба» и спалил его вместе с пятьюдесятью подчиненными. Охозия послал других пятьдесят человек, Илия сделал с ними то же самое. И только третьему пятидесятку удалось уговорить божьего человека спуститься с горы и прийти к царю. Мы не касаемся здесь фактической стороны дела, ибо говорить всерьез о сошедшем с неба огне не приходится, как не приходится говорить и о медведицах, вышедших по слову Елисея из леса, чтобы растерзать детей. Здесь существенно представление о достойном пророка поведении, характерное для времени, в которое возникала Библия. И стоит отметить, что заповедь о запрещении убийства совершенно не относится к тем людям, которые изображаются, как идеальные образы для подражания. Они убивают, если верить Библии, всякий раз, как только им этого захочется.
«Милосердие» Нового Завета
До сих пор мы разбирали вопрос о «человеколюбии» Библии только в рамках Ветхого Завета. Как же с этим обстоит дело в Новом завете? Ведь богословы и идеологи христианства основывают свои утверждения о гуманности этой религии именно на Новом Завете и в особенности на евангелиях!
Действительно, в евангелиях словесная проповедь любви к человеку, милосердия и прощения обид развернута очень широко. Там рекомендуется относится с любовью не только к друзьям, но и к врагам, никому не делать и не желать зла, даже самым плохим людям, не противится злу, прощать все обиды. Когда у Христа спрашивают, сколько раз можно прощать обиду, может быть до семи раз, он отвечает, что не до семи, а до седмиджы семидесяти. Безграничны должны быть терпение и кротость человека. Нельзя даже гневаться на «брата своего», нельзя обижать его не только действием, но и словами: «кто скажет брату своему «рака» (пустой человек. — И. К.), подлежит синедриону; а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной» (Матф.5:22). Пусть тебя обижают, но ты-то не должен отвечать на это обидой: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матф.5:39).
Эти тексты Нового Завета получили широкую известность, и именно на их основании христианство считается религией любви и милосердия. Если, однако, вникнуть в вопрос поглубже, то картина резко меняется. Прежде всего, остается неясным вопрос о том, как относится Новый Завет к драконовым предписаниям Ветхого Завета. Только в одном месте мы находим в Новом Завете текст, который звучит, как отмежевание от жестокости ветхозаветной морали. Иисусу приписываются такие слова: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А я говорю вам: не противиться злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матф.5:38,39). И несколько дальше: «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего». А я говорю вам: любите врагов ваших…» (Матф.5:43,44)
Однако в ряде других мест Нового Завета мы находим высказывания совершенно другого рода. Даже в той самой «нагорной проповеди», из которой взяты приведенные выше слова с «поправками» к ветхозаветному закону, от имени Иисуса сказано: «Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел я, но исполнить» (Матф.5:17).
Таким образом, даже формально ветхозаветные законы не отменяются евангелием. Действительно, в Новом завете мотивы милосердия и любви к ближнему выражены значительно сильней, чем в Ветхом. Но нельзя не видеть того, что и в Ветхом и в Новом Заветах проповедь братского милосердия и любви к ближнему раскрывает только одну из сторон той противоречивой религиозной морали, обратной стороной которой является как раз проповедь жестокости и бессердечия в отношениях между людьми.
Что касается собственно новозаветной морали, то ее характерной чертой является ярко выраженная двойственность. То, что рекомендуется угнетенным и эксплуатируемым, не рекомендуется рабовладельцам и другим сильным мира сего. Мы уже говорили выше о проповеди всепрощения и непротивления. Но если проанализировать все содержание Нового Завета, то легко увидеть, что прощать обиды, подставлять щеки под удары, не сопротивляться предписывается только угнетенным. Угнетателям же, наоборот, рекомендуются кровавые расправы со всеми, кто попытается оказывать им сопротивление.
Вот, например, получившее общую известность место из Послания Павла к Римлянам: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от бога; существующие же власти от бога установлены. Посему противящийся власти противится божию установлению… Ибо начальник есть божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:1, 2, 4).
Трудно выразиться более ясно: запрещается сопротивление угнетенных властям и «начальникам», но сами начальники уполномочены богом, в качестве его слуг, вооруженной рукой подавлять всякое сопротивление. Они «недаром носят меч», этим мечом они должны мстить («отомстители»!) и наказывать, т. е. убивать. И греха в этом никакого нет, ибо делается во исполнение божьих полномочий.
А как же запрещение убийства, проповедь прощения обид и т. д.? Здесь все это оказывается недействительным. Зверские расправы рабовладельцев с рабами не вызывают никакого осуждения у авторов новозаветных книг. Наоборот, они рассматриваются ими как совершенно естественное дело, вполне соответствующее христианскому учению. «Раб же тот, — говорится в евангелии, — который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» (Лук.12:47). Но почему же евангелие здесь не говорит, что бить человека нельзя, что его надо любить, что ему надо прощать все не до семи, а до седмижды семидесяти раз? Нет, рабовладельцам оно дает другие рекомендации: «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф.25:30). Если раб осмеливается не выполнять всех требований своего хозяина, то на него никак не распространяется проповедь любви и милосердия.
Христос, проповедующий, согласно евангелиям, милосердие, в других местах тех же евангелий выступает проповедником жестокости и бесчеловечности. Вот он рассылает своих апостолов по разным городам проповедовать его учение. Возникает вопрос, как им вести себя, если их будут плохо принимать. На этот счет Иисус дает точную инструкцию. Если, говорит он, «придете в какой город, и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: «И прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам… Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому» (Лук.10:10-12)."
Мое мнение, что говорить на тему лже религии христианства можно бесконечно долго,христианская библия всегда использовала крайний страх как инструмент , чтобы держать людей подальше от оккультизма, колдовства ,магии, и работы сознания,им не нужны люди обладающие знанием и умеющие мыслить, нужны массы покорных, легко управляемых рабов.