В период между солнцестоянием (20-21 июня) и календарным Ивана Купала многие киевляне начинают искать ту самую заветную Лысую гору.
На деле в Киеве их несколько. Одних лишь официальных лысок – целых четыре, а неофициальных – не сосчитать. И лишь одна из них упомянута на карте Города - "Урочище Лысая гора" на Выдубичах. Но она не только самая отдаленная, но и самая молодая и лысогорский вершин. Что же касается старейшин – тут горожанам нет нужды ходить далеко. И, думаю, сейчас самое время рассказать о тайнах киевского лысогорья Начну сегодня с центрального…
Веришь ты в ведьм, али нет, но факты – вещь непреложная. А оные свидетельствует ярче легенд: киевские Лысые Горы отторгают любые постройки и упрямо блюдут свою "лысину" в чистоте и пустоте. Иными словами главной приметой Лысой всегда была "лысина".
Так происходит по сей день с возвышающейся над Андреевским спуском Замковой горой – по совместительству, главной Лысой горой Киева.
Именно здесь были первые – киевские поселения. Некоторые историки даже думают, что именно здесь, а не на Старокиевской, основатель Киева князь Кий построил свой первый город.
Позже здесь стоял настоящий сказочный замок… Нет, целый замковый город – внизу лежал ремесленно-торговый Подол, а вверху высился княжеский град – высокие деревянные стены, обмазанные глиной, пятнадцать башен с остроконечными крышами и на одной из них единственные в городе часы, многочисленные постройки, колодцы, четыре церкви, двое ворот – Воеводские вели к Щекавице, Драбские – на Андреевский спуск и от них через ров перебрасывался подъемный мост на цепях.
Но где теперь тот неприступный киевский замок? Пал трижды. При чем, по легенде, во второй раз он сгорел от удара молнии, в последний – литовский замок разрушили легендарные казаки не менее легендарного Богдана Хмельницкого, а остатки разгромленного крепости растащили по бревнам хозяйственные подоляне.
В 1852 замок был уже только маревом. "Что же представилось мне, в час утреннего мрака, на горнем пространстве… на горе Замковой? – фантазировал романтик Николай Сементовский. – Древний замок князя Витольда: его рубленные башни, трех-ярусные бойницы, воеводские и драбские ворота и над всем этим купола трех церквей… громовой удар, спустившийся на высоту Киевского замка в 1605 году, сжег замок, которого и Хан Эдигей не мог взять, хотя разорил другие части Киева. Теперь взору моему древняя гора замковая представлялась в ином виде… обнесенною каменною стеною, но уже не крепостною, а для укрепления от шума и суеты мирской отшельниц Флоровской обители"
С 1850-х макушку горы уже украшала Троицкая кладбищенская церковь женского Флоровского монастыря.
Но где теперь эта церковь? Где закабаливший всю гору каменный монастырский забор? Как и Златоверхо-Михайловский большевики снесли ее в 30-е годы…
Оттого у Горы скопилась так много имен – Флоровская, Замковая – в честь чудного замка, Кисилевка – в честь воеводы Адама Киселя. Но имена эти больше напоминают боевые насечки на рукояти кинжала – аккурат, по количеству побежденных врагов. Чтобы не возводили на ней люди – Гора сбрасывала все…
Как не уверовать, что, сменив по ходу столетий немало имен, Лысая не осталось верной – истинному, и, возможно, самому первому. В древности она звалась Киевица. И, возможно, не так уж глупа версия о первом граде Кия на Лысой горе. "И вселися Кий на горе, яже нарицается Киевица" – сказано в одном из списков летописи. И стоит заглянуть в словарь Даля, чтобы узнать: "Киевица" – лишь один из синонимов слова "ведьма". И корень "киев" в нем прописался не зря, и не зря, видно, прописались в Киеве ведьмы…
Много записано о дивной Горе небылиц и быличек. Есть и легенда-новодел о шабашах волков и волчиц, проходивших на Замковой под покровительством рогатого бога Велеса. О литовском князе, истребившем зверей и построившем на месте их игрищ крепость, и киевлянах, повторяющих "Обречен замок. Проклят". Есть и правда – в свое время возвышенность у Драбских ворот была плахой, лобным местом, где рубили буйные головы (плаха должна была располагаться вне территории города, иначе ангел-хранитель мог отвернуть свой лик от его жителей!). Есть и глупая городская байка о чародейках, сожженных на Лысой горе (ведьм в Столице Ведьм не жгли никогда!) И найденная А. Макаровым старая легенда о распятом на Драбской горе колдуне "знаменитом киевском разбойнике Голубе", который "держал в страхе все южные околицы города — от Голосеева до Шулявки, и никто не мог с ним справиться. Когда его ловили, он наводил на стражников чары и уходил от расплаты…
"Все тело его, руки и ноги, даже шею, заковали в железо, раскаленными клещами рвали на нем тело, а ему все равно — курит себе трубку и поет. Одно слово — характерник… Несколько раз бежал он из тюрьмы: тряхнет, бывало, цепями, и те, лопаясь, разлетаются на мелкие кусочки, будто их сделали из глины. Наконец, достал он мел из кармана, нарисовал на стене волка, сел на него, и поминай как звали! А стражник только рот раскрыл — Голуба будто в тюрьме и не было вовсе".
Мудрые магистратские советники, умевшие найти выход из самых безнадежных ситуаций, поразмыслив немного, распяли колдуна на кресте на Драбской горе над Подолом и "девять дней кормили селедкой, не давая ему ни капли воды, пока адские муки окончательно не добили характерника".
Сейчас у Замковой-Лысой свои легенды и мифы. Монахини Флоровского, не мудрствуя, называют ее сатанинской и рассказывают свои страшные байки. Родноверы – именуют гору главным в Киеве местом силы. Тот, кто впервые поднимается на нее по железной многомаршевой лестнице – может загадать желание, говорят, оно сбывается практически сразу. А, взобравшийся на дальний отрог Горы, увидит один из самых прекрасных киевских видов, на Днепр, на Андреевкую церковь, на Кожемяки и изумится – как будто сама история Киева специально строила тут мистические декорации по всем канонам готических фильмов!
На небольшой площадке перед рощей стоит новоявленное языческое каменное капише нынешних родноверов, справляющих тут свои службы (рядом расписание служб, и если вы придете посмотреть на них, вас никто не прогонит). Внизу у подножья Горы – музей Булгакова, под номером 13. А в роще прячется заброшенно старое кладбище, оставшееся от разрушенной церкви, покосившимися кресты, пустой серый склеп, таблички со стертыми временем именами, разрытые могилы…И под конец еще одна верная примета – чертополох, который по народному верованию всегда растет там, где обитают ведьмы. На Замковой он произрастает исправно!
Вот этот дизайн Гора сочла приемлемым – все остальное сбросила со своих богатырских плеч.
Парадокс, но в самом центре Киева, стоит вершина, размером с замковый город, лысая и непокорная – так и непокоренная киевлянами за тысячу лет!
П.С. Не так давно я с удивлением узнала, что Флоровский монастырь вполне официально пытается вернуть себе Лысую гору, с намерением погонять и родноверов, и ведьм. Священники и монахини Флоровского, равно как и официальные историки Киева, не слишком жалуют многочисленных посетителей этой Горы. Но раз я в их числе, скажу, на мой взгляд – и родноверы, проводящие здесь свои живописные ритуалы, и небольшие экскурсии, и современные "летописцы", регулярно описывающие Гору на своих сайтах и блогах, приносят куда больше пользы, чем вреда, – занимаясь воскрешением древних традиций, просветительством, просто ежедневно фиксируя на фото изменчивую жизнь этой Горы. Не говоря уж о тех, кто по собственной инициативе ухаживает за старым кладбищем или устраивает здесь весеннюю толоку - дружные уборки мусора!
Как ни странно, сейчас это зачарованное место – более живое, чем большинство пустующих (увы!) городских музеев. И дает горожанам больше информации о Городе – чем большинство музеев Киева. Еще и потому, что влекомые древней тайной, они приходят сюда исключительно по своему желанию.
Л.Лузина