Черная магия и Руны

Божества Судьбы в скандинавской магической системе. Дисы,норны,валькирии

Nondus

  • ****
  • 261
  • 163
  • Debes, ergo potes
   Божества Судьбы в скандинавской магической системе. Дисы,норны,валькирии

     Как правило, человек начиная изучать Руны сразу замечает, что они неразрывно связаны с Богами Севера. И обратившись к пантеону в рамках Северной Традиции, в первую очередь обращает внимание на Богов хорошо известных. Великий Один, грозный Тор, прекрасная Фрейя…Они всегда на первом плане, в сети можно найти немало ритуалов обращения к ним. Да и просто человеческое свойство, сразу обратится к самому главному играет немалую роль. Однако со временем, когда впечатления от новизны утихают, а цели обращений не достигнута, приходит время трезво взглянуть на ситуацию. Тогда и приходит осознание, что прежде чем носить дары и взывать к обитателям Асгарда, стоит четко и предметно понять цели и задачи каждого божества. Прямо и внятно ответить себе, соответствует ли цель обращения к Богу или Богине, той линии, которую эта сущность проводит в мире. Как правило на этом этапе люди или остывают к работе в этой системе или погружаются в изучение материала. Старшая и Младшая Эдды, исландские и скандинавские саги, книги по Рунам и северной магии…Чтение доступных источников и этнографических исследований того периода. И тогда, очищаясь от слоя форумных фантазий, сборной солянки викки, чернокнижия и криво переведенных книг зарубежных авторов, начинают проблескивать золотые крупицы понимания. Личного понимания того, как, к кому и по какому поводу обращались к своим Богам люди, жившие более 1000 лет назад. В каких ситуациях и кому Высшие силы Севера могли помочь, а в какой ситуации были категорически против. И в один момент оказывается, что к грозным Богам не так и много было обращений. Житель Скандинавии и севера Европы того периода, был человек глубоко практичный и в отличии от, например, восточных народов, не склонный к отвлеченной философии. И обращался к Богам в основном по праздникам связанным с сезонностью и урожаем. А вот в повседневной жизни, и не важно бонду на земельном наделе или ярлу на палубе драккара, гораздо важнее была поддержка второстепенных божеств. Которые, хоть и не блистали, как Тор молниями или Фрейя красотой, но были в состоянии помочь «здесь и сейчас». Подсказать и направить в насущных вопросах, вмешаться и поддержать даже. Вот об этих божествах, которых называют общим именем дисы, мы и поговорим.
     К дисам – божествам, прямо влияющим на судьбу человека (и не только человека), как правило относят норн, валькирий и фюльгья.

Добавлено: 13 Май 2023, 20:02:22
Когда заходит речь о норнах, в первую очередь конечно, вспоминают Великих Норн – Урд, Верданди и Скульд.

     Норны («Norns») – в пантеоне Северной Традиции это Богини Судьбы. Достоверно происхождение имени норны неизвестно, предполагается что оно происходит от индоевропейского глагола “ner” - «переплетать», «вить», «вращать». Великие Норны, происхождение свое ведут от великанов (турсов). Они древнейшие существа, появившиеся в девяти мирах в начале времен и определяющие судьбы всех живущих. Судьбы людей, великанов, альвов светлых и темных, карликов и самих Богов. Они никому не подчинены, и все, включая верховного Бога Одина, склоняют голову перед их решениями. Самые известные из них -  это три Норны, живущие в прекрасном чертоге у источника Урд («Urðarbrunnr» - «источник судьбы» на дневнескандинавском). Который расположен рядом с одним из трех корней Игдрассиля в Асгарде. Имена этих Великих Норн: Урд, Верданди, Скульд. В их власти плетение нитей судеб всех существ девяти миров (вирд) в соответствии с общей судьбой (орлог). И забота о Игдрассиле, ибо они ежедневно опрыскивают его корень влагой из источника Урд. Заботятся они о «золотых яблоках молодости», которые позволяли срывать только Идунн. Как и о паре лебедей, плававших по источнику Урд и давших началу всем лебедям мира. Они занимали столь значимое место в мироустройстве, что Боги ежедневно сходись на совет к их жилищу у источника Судеб. Прямо не вмешиваясь в происходящее в мире они, однако влияли на него – яблоки Идунн поддерживали молодость Богов. А полив корня Игдрассиля показывает их отношение и полюс сил, явно противоположный, например, дракону Нидхёггу, грызущему корни Великого Ясеня.

В «Старшей Эдде» в «Прорицание вёльвы» («Völuspá») о них сказано так:
«Мудрые девы
оттуда возникли,
три из ключа
под древом высоким;
Урд имя первой,
вторая Верданди, —
резали руны, —
Скульд имя третьей;
судьбы судили,
жизнь выбирали
детям людей,
жребий готовят”.

Говорится о них и в «Речах Вафтруднира» («Vafþrúðnismál»):
«Три мощных потока текут над жильем дочерей Мёгтрасира;
для людей эти девы – духи благие,
хоть предки их – турсы»

В «Видении Гульви» («Gylfaginning»):
… И рассказывают, что норны, живущие у источника Урд, каждый день черпают из него воду вместе с той грязью, что покрывает его берега, и поливают ясень, чтоб не засохли и не зачахли его ветви. И так священна эта вода, что все, что ни попадает в источник, становится белым, словно пленка, лежащая под скорлупой яйца. Так здесь об этом сказано:

Ясень я знаю
по имени Иггдрасиль,
древо, омытое
влагой мутной,
росы от него
на долы нисходят;
над источником Урд
зеленеет он вечно…


     Старшая из них Урд (Urðr) – переводится обычно как «судьба». Ее чаще всего изображают старухой и соотносят как «прошлое». Обычно ее имя возводят к понятию «Вюрд» ) (Wyrd, Weird), что равно означает и судьбу и смерть. Именно Урд предрекла Одину смерть на поле Рагнарек.

     Средняя Норна – Верданди (Verðandi). Изображают ее цветущей женщиной в расцвете сил. И означает она «настоящее». Она тоже воплощает «Вюрд», но это судьба «здесь и сейчас» - то, что люди (и великаны и Боги и иные существа) совершая поступки, формирует себе сами. Она плетет узор из нитей судеб, а вот как вьется нить каждой отдельной судьбы это уже во многом заслуга самого человека.

     Младшая Норна – Скульд (Skuld). Обычно ее представляют, как юную девушку. С древнескандинавского ее имя переводится как «долг», «то, что должно быть» и ассоциируется с будущим. Это еще не наступившее будущее, оно еще не решено. В руках Скульд ножницы и от ее выбора зависит прервется нить судьбы или будет виться дальше. Она же является Одной из валькирий, и нет ясности, это валькирия, ставшая Норной или наоборот.

Имена Urðr, и Verðandi имеют в основе древнескандинавский глагола verða, «становиться». — («обращаться/изменятся от/из чего-то»). Различается время действия, если Urðr это прошедшее времен («то, что свершилось ранее или уже произошло»).То, Verðandi настоящее длящиеся время verða («то, что происходит сейчас и еще не окончилось»).

В основе имени Skuld древнескандинавский глагол skulu , «должно быть/необходимо». Означает он действие предполагаемое в будущем, но с неясным результатом — «то, что должно быть или должно произойти». Таким образом три Великие Норны связаны с концепцией единого прошлого, настоящего и будущего соответственно. Нитью личной судьбы каждого существа, от малого до великого, неразрывно связанной с судьбой миров Северной Традиции в целом.

Добавлено: 13 Май 2023, 20:03:12
Однако есть не только Великие Норны, которых мы знаем по имени, норн намного больше. Есть и норны, которые определяют судьбу каждого человека при рождении (и помогают при родах). Норны различны и по происхождению – по сути из каждого народа, населяющих девять миров Северной Традиции, произошли свои норны. Из великанов (турсов) – три Великие Норны (Урд, Верданди, Скульд). Есть свои норны и у асов, альвов и гномов (карликов). Богиня Фрейя известна также как Ванадис – диса мира ванов.

В «Видении Гульви» («Gylfaginning»):
… Под тем ясенем у источника стоит прекрасный чертог, и из него выходят три девы. Зовут их Урд, Верданди и Скульд. Эти девы судят людям судьбы, мы называем их норнами. Есть еще и другие норны, те, что приходят ко всякому младенцу, родившемуся на свет, и наделяют его судьбою. Некоторые из них ведут свой род от богов, другие — от альвов и третьи — от карлов. Так здесь об этом сказано:

Различны рожденьем
норны, я знаю —
их род не единый:
одни от асов,
от альвов иные,
другие от Двалина».

Молвил тогда Ганглери: «Если норны раздают судьбы, то очень неравно они их делят: у одних жизнь в довольстве да почете, а у других — ни доли, ни воли; у одних жизнь долга, у других — коротка». Высокий отвечает: «Добрые норны и славного рода наделяют доброю судьбою. Если же человеку выпали на долю несчастья, так судили злые норны»

в «Речах Фафнира» («Fáfnismál»):
 [Сигурд сказал:]
«Фафнир, скажи мне,
ты мудр, я слышал,
и многое знаешь:
кто эти норны,
что могут прийти
к женам рожающим?»
[Фафнир] сказал:
«Различны рожденьем
норны, я знаю, —
их род не единый:
одни от асов,
от альвов иные,
другие от Двалина».

Вот, что написано в книге “Первая Песнь о Хельги убийце Хундинга”:
«Ночь была в доме,
норны явились
судьбу предрекать
властителю юному;
судили, что он
будет прославлен,
лучшим из конунгов
прозван будет.
Так нить судьбы
пряли усердно,
что содрогались
в Бралунде стены;
нить золотую
свили и к небу —
к палатам луны —
ее привязали.
На восток и на запад
концы протянули,
конунга земли
нитью отметили;
к северу бросила
Нери сестра
нить, во владенье
север отдав ему».

А вот так написано в книге “Речи Регина”:
«Андвари мне имя,
Один — отец мой,
в потоках я плавал;
злобная норна
так мне судила,
что плавать я должен».

Добавлено: 13 Май 2023, 20:04:04
Могут норны и валькирии, в определенных случаях, вмешиваться в судьбу людей. Причем причины, по которым вмешиваются остаются неясны. Как и сторона которую они поддерживают.


Достаточно много сказано о норнах в «Речах Фафнира» («Fáfnismál»):
 [Фафнир сказал:]
«Норн приговор
у мыса узнаешь
и жребий глупца;
в бурю ты станешь
грести осторожно,
и все ж ты потонешь».

В книге “Песнь о Хлёде”:
Проклятье на нас:
тебя я убил!
То навеки запомнят;
зол норн приговор!»

Упоминается о норнах в “Краткой Песне о Сигурде”:
(7)
Так я сказала,
а после раскаюсь:
Гудрун — жена его,
я — жена Гуннара,
норны сулили нам
долгое горе!»

И в книге “Круг Земной. Сага об Инглингах”:
(XIVII)
И в третий раз
Сестра Волка
К себе на тинг
Позвала князя.
Тот, кто сидел
На престоле в Хольте,
Не убежал
Норн приговора.
И над ним,
Над Хальвданом,
В Борре мужи
Курган сложили.

И так написано в книге “Речи Хамдира”:
«Волки для нас
недобрый пример —
грызться не будем,
как норн злые псы,
что вражды не таят,
вырастая в пустыне!
Мы стойко бились, —
на трупах врагов
мы — как орлы
на сучьях древесных!
Со славой умрем
сегодня иль завтра, —
никто не избегнет
норн приговора!»

Добавлено: 13 Май 2023, 20:05:38
К норнам близки валькирии, которые определяют судьбу воинов в битвах, а зачастую и результат битвы в целом, выполняя волю Одина. Видимо у Скульд ипостась Великой Нонры и валькирии разделены. Как третья Норна она изменяет судьбы людей, не обязательно обрезая нить судьбы, зачастую это лишь окончание некого этапа. Этапа, который в соответствии с общей судьбой (оргог) должен быть завершен в личной судьбе человека (вирд). А вот в ипостаси валькирии она именно пресекает судьбы войнов на поле боя.

В «Видении Гульви» («Gylfaginning»):
(36)
«Это все валькирии. Один шлет их во все сражения, они избирают тех, кто должен пасть, и решают исход сражения. Гунн и Рота, и младшая норна по имени Скульд всякий раз скачут на поле брани и выбирают, кому пасть в битве, и решают ее исход.»

     
     Однако иногда и прямое указание Всеотца, может быть нарушено, притом то, что сделано валькирией, отменено не будет. Хотя сама валькирия наказание понесет, на примере Сигрдривы это хорошо описано в мифологии.

в «Речах Фафнира» («Fáfnismál»):

(43-44)
Знаю — валькирия
спит на вершине,
ясеня гибель
играет над нею;
усыпил ее Один,
шипом уколов, —
не того сгубила,
кто был ей указан.

Сможешь увидеть
деву под шлемом;
вынес из битвы
Вингскорнир деву;
не в силах Сигрдрива
сон побороть,
конунгов отпрыск, —
так норна велела».

     При этом может и быть противоречие между норнами, предрекшими судьбу человека и валькириями, которые ее желают пресечь. Что совершенно отчетливо показывает различие между норнами и валькириями. Если первые комплексно определяют судьбу, то валькирии властны именно на этапе ее пресечения.

Вторая Песнь о Хельги убийце Хундинга
(26)
 «Тебе не во всем,
валькирия, счастье,
в иных событьях
норны повинны:
утром погибли
у Волчьего Камня
Браги и Хёгни, —
я их сразил!»

     Норны связаны и с традиционным северным колдовством – сейдом. Управление силами природы это основа сейда как шаманских практик.

Вот как сказано об этом в «Саге о Хрольве Жердинке и его витязях» («Hrólfs saga kraka»):

“Скульд сотворила настолько сильное волшебство-сейд, дабы одолеть конунга Хрольва, своего брата, что ей стали помогать альвы, норны и другой бесчисленный сброд, так что человеческая природа не смогла бы противостоять подобному”

Вот, что написано в книге “Подстрекательство Гудрун”:
“Пошла я на берег,
на норн озлобясь.
хотела избегнуть
их ярого гнева —
подняли волны
меня высокие,
мне не дало
море погибнуть.”


    Не вызывает сомнения и то, что норны могли влиять на происходящее и через прямую связь с человеком. Например, через вещие сны. А, следовательно, техники предсказания и прорицания тоже связаны с ними.

Такие строки в книге “Вторая Песнь о Гудрун”:

«Норны меня
пробудили недавно,
зловещую мне
дали загадку:
мне снилось, ты, Гудрун,
дочь Гьюки, вонзила
отравленный меч
в тело мое».


     И разумеется норны связаны с рунами. Причем, зная по сагам, руны наносились на чести тела исключительно для каких-либо конкретных дел. И строки из “Речи Сигрдривы” только подтверждают это.

Вот так написано в “Речи Сигрдривы”:
«На стекле и золоте
и на человеческих святынях,
на вине и сусле
и скамьях радости,
на острие Гунгнира,
и на груди Грани,
на ногте норны,
и на клюве совы».

     Есть и еще больше связанные с каждым конкретным человеком сущности – это фюльгья. Смысл их ближе всего к некому духу-хранителю каждого отдельного человека. Являлись они как правило в обличие какого-то животного и всегда были женского пола. Но это уже далеко от магии.

 

Фазы Луны (Москва)

Top.Mail.Ru Yandex.Metrika
DMCA.com Protection Status