Вот интересные статьи, которые наводят на размышления о возможностях магов древности.
Хотя конечно массовые психозы есть и сейчас, в более закрытых группах.
ПРИЧИНА МАССОВЫХ ПСИХОЗОВ XI-XVIII вв
Еще одна неотъемлемая часть катастрофических циклов – массовые психозы, в основном, в средневековой Европе. Вот их краткий перечень:
- пляска св. Витта, тарантизм, эпидемии неистовой пляски;
- эпидемии конвульсионеров, эпидемии судорог, икоты и тика;
- эпидемии кликушества, бесоодержимость, звероодержимость;
- самобичевание;
- эпидемии массовых самосожжений и массовый суицид.
Большинство датированных событий взято из детального труда советского биофизика А. Л. Чижевского «Земля в объятиях Солнца». Чижевский (не вполне корректно, на мой взгляд) относит сюда же крестовые походы, «эпидемии» антисемитизма, бунты и революции, но, прежде чем выложить накопленный материал, укажу на явные дубликаты.
ДВЕ ИЮЛЬСКИЕ ПЛЯСКИ В СТРАСБУРГЕ
1418 июля 14. Эпидемия пляски св. Витта в Страсбурге. «За восемь дней до праздника Марии Магдалины (14 июля) неистовая пляска показалась впервые у одной женщины. Магистрат отправил ее в часовню св. Витта в Цаберн, где она и успокоилась. Но в течение следующих четырех дней заболело еще тридцать четыре мужчины и женщины. Магистрат запретил бить в барабаны и трубить. Все заболевшие также были отведены к св. Витту. Но, несмотря на эти меры, число их в несколько дней увеличилось до двухсот. Вновь заболевших в свою очередь отправили отдельными партиями в часовню св. Витта в Цаберн и Ротенштейн, иных пешком, а иных в экипажах, чтобы там подействовать на них молитвами и другими священными обрядами».
СПУСТЯ РОВНО 100 ЛЕТ
В июле 1518 года в Страсбурге во Франции женщина по имени фрау Троффеа вышла на улицу и принялась выделывать танцевальные па, что продолжалось несколько дней. К концу первой недели к ней присоединились 34 местных жителя. Затем толпа танцующих разрослась до 400 участников, сообщает телеканал Discovery о достоверном историческом эпизоде, который получил название «танцевальная чума» или «эпидемия 1518 года».
Как видите, здесь идентичны и город, и месяц, и начало болезни и даже число первых участников – 34 человека. Красивый разрыв ровно в 100 лет этим совпадениям ничуть не мешает. А вообще, в районе Страсбурга в средние века известны, по меньшей мере, семь вспышек «танцевальных эпидемий». Похоже, что большая часть их – абсолютные дубликаты, именно поэтому А. Л. Чижевский и не нашел у историков точного описания их всех. И, видимо, поэтому французская википедия с горечью констатирует, что никаких оригинальных документов о конвульсионерах не сохранилось. Есть только политически выверенные пересказы сертифицированных толкователей.
ЭПИДЕМИИ НА КЛАДБИЩЕ СЕН-МЕДОР (Saint-Medard)
1418 год. Эпидемия неистовой пляски в Париже. Команды скрипачей наполняли днем и ночью город своими звуками. В течение многих месяцев на парижском кладбище длился этот страшный танец, в котором принимали участие представители всех слоев тогдашнего общества.
1728 год. Психическая эпидемия конвульсионеров в Париже, на Сен-Медорском кладбище. Больные предавались самой фантастической пляске, кривляниям и подергиваниям.
1738 год. Еще одна Сен-Медарская психическая эпидемия.
1762 год. Сен-Медорская эпидемия конвульсионеров в Париже вспыхнула снова.
1769 год. Новая вспышка эпидемии конвульсионеров в Париже.
1848 год. Эпидемия судорог близ Парижа.
Не факт, что две последние эпидемии (1762, 1848) произошли в Сен-Медаре. Но даже без них список впечатляющий. А теперь – к сути. Абсолютное большинство «психических эпидемий» - пляска св. Витта, тарантизм, хорея – «танцевальные». Известны они давно, со времен Еврипида, а настоящий размах приобрели в Европе между 900 и 1800 годами. Вот несколько классических описаний.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭПИДЕМИИ
1021 год. Эпидемия в Дессау. Несколько крестьян стали плясать и продолжали пляску до тех пор, пока некоторые из них не упали замертво; у прочих, оставшихся в живых, всю жизнь тряслись члены.
1337 год. Более ста детей, прыгая и танцуя, прошли через Штейервальд в город Арюштад, расположенный в двух милях от Эрфурта, где упали в изнеможении. Многие из этих детей умерли, другие навсегда остались подверженными пляске св. Витта.
1728 год. Неистовая пляска в Утрехте, где двести человек собрались на Мозельском мосту и плясали до тех пор, пока мост не обрушился и все они не погибли в реке.
1370 год. В Европе мания плясок, которая в Италии приняла форму тарантизма. Танцоры наполняли улицы, особенно в Германии и в Нидерландах. Все бросали свои обычные занятия и домашние дела, чтобы отдаться неистовой пляске.
1375 лето. Эпидемия прошла из Ахена по Германии, главным образом по Рейну и Мозелю, дойдя до границ Голландии. Больные... начинали неистово плясать и кружиться... по многу часов, пока у них не появлялось столь сильное стеснение в груди, что они падали ниц.
1375 год. Во время эпидемии пляски св.. Витта в Германии многие утверждали, что видели под ногами струящиеся по земле потоки крови, из которых они старались выскочить и потому высоко подбрасывали ноги.
1479-1480 гг. В Италии приняла повальное распространение психическая эпидемия неистовой пляски, за которой укрепилось название «тарантизм». Болезнь выражалась в мучительных пароксизмах и конвульсиях, подлинном «мышечном сумасшествии».
1728 год. Психическая эпидемия конвульсионеров в Париже, на Сен-Медорском кладбище. Больные предавались фантастической пляске, кривляниям и подергиваниям.
Ниже рисунок; так выглядела неудержимая «жажда пляски» в глазах современника событий. Им не слишком весело, правда?
Надо сказать, что «мания пляски» по симптоматике неотличима от эпидемий с «простыми конвульсиями». Вот несколько случаев.
КОНВУЛЬСИВНЫЕ ЭПИДЕМИИ
1610 год. У двух монахинь монастыря урсулинок появились какие-то необычайные движения и другие удивительные симптомы.
1628 год. Большая демономаническая эпидемия наблюдалась с 1628 по 1631 г. в Мадриде, в бенедиктинском женском монастыре. Монахини бились в судорогах и конвульсиях.
1632 год. Эпидемия бесоодержимости в урсулинском монастыре в Лудэне с 1632 по 1639 г. Конвульсивные припадки.
1642 год. Психическая эпид. в Лувье. Священник Пикар внезапно умер, а с монахинями стали делаться конвульсивные припадки, аналогичные припадкам луденских монахинь: они катаются по полу и, издавая при этом страшный рев, подпрыгивают, как будто под влиянием пружин.
Эти эпидемии сопровождают всю историю Европы, безостановочно, вплоть до второй половины XIX века.
1844 год. Эпидемия икоты в Моравии.
1848 год. Эпидемия судорог близ Парижа.
1882 год. Эпидемия судорог во Франции.
1894 год. Эпидемия судорог в Подольском уезде.
В свою очередь, как эпидемию судорог, так и манию пляски, часто сопровождаемые «нечеловеческими» звуками, Церковь была склонна оценивать как бесоодержимость и звероодержимость (ликантропия). Именно под такими названиями эти болезни вошли в историю, и теперь без должного на то основания отделены от хореомании. Напасть диагностировали по культурным стандартам региона. На рисунке: «лечение» больных.
Вот перечень из 41 такой эпидемии – весьма благодатный материал для анализа.
БЕСООДЕРЖИМОСТЬ И ЗВЕРООДЕРЖИМОСТЬ
1431 Бесоодержимость в Швейцарии
1484 Начало бесоодержимости в Верхней Германии
1491 - 1494 демономаническая эпидемия в монастыре Камбрэ. Монахини бегали собаками, порхали птицами, карабкались кошками и т. д.
1499 Бесоодержимость в Германии
1504 Начало распространения бесоодержимости в Ломбардии
1507 Бесоодержимость в Каталонии
1515-1516 Бесоодержимость в Женеве
1521 Звероодержимость в Полиньи
1527 Начало бесоодержимости в Эстелле
1534 Бесоодержимость в Риме
1550 Бесоодержимость в Германии
1552 Бесоодержимость в Кинтропе
1554 Бесоодержимость в Риме
1564 Бесоодержимость в Кёльне
1566 Бесоодержимость в Амстердаме
1574 Звероодержимость в Доле
1574 Бесоодержимость в Валери
1577 Бесоодержимость в Тулузе
1579 Бесоодержимость в Мелуне
1580 Начало бесоодержимости в Лоррене
1582 Бесоодержимость в Авиньоне
1590-1594 Бесоодержимость в Милане
1598 Звероодержимость в Анжере
1598 Звероодержимость в Лимузине
1603 Звероодержимость в Бордо
1609 Бесоодержимость в Лабурде
1610 Бесоодержимость в Наварре
1613 Бесоодержимость в Лилле
1627-1629 Бесоодержимость в Вюрцбурге
1628-1631 Бесоодержимость в Мадриде
1652 Бесоодержимость в Анконне
1669-1670 Бесоодержимость в Швеции
1681 Бесоодержимость в Тулузе
1687-1690 Бесоодержимость в Лионе
1732 Бесоодержимость во Франции
1733 Бесоодержимость в Кохинхине
1857-1860 Бесоодержимость в Морцине
1878 Эпидемия бесоодержимости в Ундине
1878 Бесоодержимость в Вециньи
1883 Эпидемия бесоодержимости (Барбарт)
1893 Бесоодержимость в Баварии
Сюда же следует отнести и эпидемии кликушества, формально происходившие только в России, а на деле – пусть, и названные иначе, но те же, по сути, хоремании и бесо-зверо-одержимости. Психиатр В. М. Бехтерев в работе «Внушение и его роль в общественной жизни» указал, что: «авторы, изучавшие проявления кликушества, не без основания сравнивают или даже отождествляют это состояние с демономанией средних веков или бесоодержимостью».
Судите сами, припадок у кликуши «редко ограничивается одним криком. Обыкновенно кликуша падает на землю и при продолжающемся выкликивании начинает биться, производя самые разнообразные движения... Кликуша катается по полу, беспорядочно мечется, бьет руками и ногами об пол, извивается…» Как видите, это совершенно неотличимо от эпидемии хореомании на кладбище Сен-Медар.
Если же речь об эпидемиях, настолько масштабных, что они вошли в летописи, а их локализация обозначается на картах (а она обозначена – у того же Бехтерева), то значит, именно так ведут себя многие тысячи людей на огромных расстояниях и почти одновременно.
Вот список эпидемий кликушества в России.
ЭПИДЕМИИ КЛИКУШЕСТВА
1606 Эпидемия кликушества в России
1666 Начало кликушества в Шуе
1677 Эпидемия кликушества в Тюмени
1714 Появление кликушества в Москве
1718 Эпидемия кликушества в Москве
1729-1730 Эпидемия кликушества в Юромской волости
1762 Эпидемия кликушества в Ростове
1769 Эпидемия кликушества в Переславле-Залесском
1785 Эпидемия кликушества в Пинеге
1815 Эпидемия кликушества в России
1827 Эпидемия кликушества в Рязанской губернии
1843 Эпидемия кликушества в Московской губернии
1861 Эпидемия кликушества в Павлоградском уезде
Из пригодных к рассмотрению массовых средневековых психозов остались только эпидемии суицидов, сожжений и самосожжений и самобичевание. На деле, все эти явления очень близки к хореомании и бесоодержимости, но чтобы это увидеть, нам придется рассмотреть механизм заболевания.
МЕДИЦИНСКИЙ ДИАГНОЗ
У пляски св. Витта (Chorea St. Viti, St Vitus' Dance) много названий:
- тарантизм (tarantism)
- пляска святого Гвидона;
- болезнь Сиденгама;
- chorea electrica;
- chorea electrica Dubini;
- chorea electrica Henoch;
- хорея малая (chorea minor);
- хорея большая;
- хорея обыкновенная;
- хорея ревматическая;
- и, наконец, вполне научное - хореатический гиперкинез;
- и еще более научное - Delirium acutum.
Точно установлена и центральная причина болезни – поражение базальных ганглиев (это подкорковые нейронные узлы). Предлагаю сравнить симптомы. Я приведу их все, чтобы ясно было видно: диагноз Delirium acutum исчерпывает ВСЕ варианты массовых психозов средневековья.
СИМПТОМ № 1
Delirium acutum: клонические и тонические судороги, жевательные движения, эпилептиформные припадки.
ПОЯСНЕНИЕ № 1: Клонические спазмы это синхронные толчкообразные сокращения мышц, чередующиеся с расслаблением (классика танца).
ПОЯСНЕНИЕ № 2: Тонические спазмы это длительное напряжение мышц.
St Vitus' Dance: на судороги прямо указано в эпидемиях 1628, 1848, 1882, 1894 годов.
Припадки с конвульсиями прямо отмечены в 1479, 1480, 1490, 1491, 1628, 1632, 1642, 1728, 1762 годах.
Одержимость бесами и звероодержимость так же предполагают эпилептиформные припадки и конвульсии, а это эпидемии 1431, 1484, 1499, 1504, 1507, 1515, 1527, 1534, 1550, 1552, 1554, 1564, 1566, 1574, 1577, 1579, 1580, 1582, 1590, 1609, 1610, 1613, 1627, 1628, 1632, 1652, 1669, 1681, 1687, 1732, 1733, 1857, 1878, 1878, 1883, 1893 годах. Всего – 41 эпидемия.
Кликушество: больной катается по полу, беспорядочно мечется, бьет руками и ногами об пол, извивается. Эпидемии 1606, 1666, 1677, 1714, 1718, 1729, 1762, 1769, 1785, 1815, 1827, 1843, 1861 годов. Всего - 13 эпидемий.
Ну, и сами неистовые пляски (тот же «тарантизм») выражаются прежде всего в «мучительных пароксизмах», конвульсиях и «подлинном мышечном сумасшествии». Даты эпидемий: 1021, 1237, 1237, 1278, 1370, 1374, 1375, 1375, 1375, 1376, 1418, 1418, 1418, 1418, 1479, 1482, 1490, 1518, 1518, 1518, 1643, 1680, 1686, 1715, 1728, 1762, 1840 годов. Всего – 27 эпидемий.
СИМПТОМ № 2
Delirium acutum: гиперкинезы (хореатический, атетоидный, миоклонический) - неистовое, некоординированное двигательное возбуждение.
ПОЯСНЕНИЕ № 1: Гиперкинез хореатический, хорея (chorea) представляет собой пестрый ряд неритмических и весьма разнообразных быстрых движений, из которых каждое сходно с произвольным сокращением, вследствие чего больные нередко производят первое впечатление капризных, непоседливых людей, проделывающих излишние гримасы и движения. Движения эти не ограничиваются какой-нибудь определенной мышечной группой, а появляются то в одном, то в другом отделе.
ПОЯСНЕНИЕ № 2: Гиперкинез атетоидный: характеризуется непроизвольными медленными стереотипными вычурными движениями.
ПОЯСНЕНИЕ № 3: Гиперкинез миоклонический: выделяют: локальные и генерализованные, одно- или двусторонние, синхронные и несинхронные, ритмичные и неритмичные.формы миоклонии.
St Vitus' Dance: картина всех 27-ми эпидемий неистовых плясок совпадает с перечисленной выше симптоматикой до малейших деталей.
Сюда же относятся ВСЕ эпидемии конвульсионеров, бесоодержимости и кликушества.
СИМПТОМ № 3
Delirium acutum: чувство физического недомогания, головные боли, расстройство сна с кошмарными сновидениями, настроение то капризно-подавленное, то умиленно-оптимистическое.
St Vitus' Dance: Вместо комментариев помещу два рисунка.
СИМПТОМ № 4
Delirium acutum: речь бессвязна и состоит из отдельных слов или выкриков.
St Vitus' Dance: Бессвязная речь кликуш – классика. Подходят все 13 эпидемий.
А вот как описываются конвульсивно-танцевальное безумие в Сен-Медар: «среди всего этого нестройного шабаша слышатся только пение, рев, свист, декламация, пророчества и мяуканье». То есть, все 27 эпидемий этот симптом имеют.
То же относится и к 41 эпидемия бесоодержимости и звероодержимости.
СИМПТОМ № 5
Delirium acutum: галлюцинации, бредовые высказывания.
St Vitus' Dance: вот хороший пример. 1491-1494 эпидемия в монастыре Камбрэ. Монахини бегали собаками, порхали птицами, карабкались кошками и т. д. Относительно одной монахини выяснилось, что она находилась в связи с дьяволом с девяти лет.
А вот еще: во время эпидемии пляски св. Витта в 1375 г. в Германии многие утверждали, что видели под ногами струящиеся по земле потоки крови, из которых они старались выскочить и потому высоко подбрасывали ноги.
Подобных признаний (часто добровольных и вполне искренних) в архивах инквизиции – тысячи, они характерны и для пляшущих, и для бесо-зверо-одержимых, и для кликуш. Даты не привожу, - здесь годятся ВСЕ уже перечисленные.
СИМПТОМ № 6
Delirium acutum: помрачение сознания, обычно в форме аменции или онейроида.
ПОЯСНЕНИЕ: Онейро?идный синдро?м (онейро?ид) характеризуется особым видом качественного нарушения сознания (грезоподобная дезориентировка) с наличием развёрнутых картин сновидных и псевдогаллюцинаторных переживаний. Дезориентировка во времени и пространстве (иногда и в собственной личности) имеет особенности: при онейроиде больной является участником переживаемой псевдогаллюцинаторной ситуации. Окружающие люди могут включаться больным в виде участников в переживаемую ситуацию.
В течении онейроида иногда различают несколько этапов: начальный (стадия аффективных расстройств), стадия бредового настроения, стадия бреда инсценировки с ложными узнаваниями, стадия фантастической парафрении, стадия истинного онейроида.
St Vitus' Dance: можно целиком поместить сюда все, сказанное в предыдущем пункте, а акцентировать внимание на следующем: «стадия бреда инсценировки с ложными узнаваниями». С таким симптомом больной мог «узнать» агента сатаны в ЛЮБОМ человеке, да еще и включить в псевдогаллюцинаторную ситуацию себя.
Инквизиции можно было себя не утруждать: подскажи базовый сценарий, а остальное больной создаст в уме сам. А если есть признание, то будет и наказание. Отличать вменяемых от невменяемых закон стал довольно поздно, уже в XIX веке.
Впрочем, какие-то из инквизиторов наверняка тоже были нездоровы; иначе как тяжкой душевной болезнью, происходящее на картинке внизу не объяснить.
СИМПТОМ № 7
Delirium acutum: помрачение сознания в виде делирия, тревожно-депрессивный аффект или страх.
М. б. бред отравления - характеризуется идеей о применении по отношению к больному ядовитых веществ, о добавлении их в пищу, воду, о распылении их в воздухе с целью нанесения вреда здоровью больного или его убийства.
St Vitus' Dance: этот симптом ИДЕАЛЬНО подогревало то, что на поля Европы выпадал серый порошок, скорее всего, фтороводородный вулканический пепел, ядовитый для скота и, отчасти, для людей. Понятно, что при французском дворе разразилась психическая «эпидемия отравлений», то же произошло и в Италии, а народ охотно воспринял идею о намеренном отравлении врагами колодцев, скважин и рек. В итоге не только изгнали евреев из католических стран, но сама идея о вредительстве вселенского масштаба плотно вошла в нашу культуру.
Мало кто знает, но Французская революция предъявляла своим жертвам те же обвинения, какие Церковь предъявляла евреям, в частности, желание уничтожить при помощи ядов весь французский народ. Паранойя как норма революционного сознания.
СИМПТОМ № 8
Delirium acutum: легко возникают множественные кровоподтеки.
St Vitus' Dance: именно поэтому инквизиция в первую очередь искала на теле «знаки» бесовского одержания. С легкой руки Голливуда принято считать, что это обязательно родинки, но тот же «Молот ведьм» описывает и другое: например, вдумчивые поиски улик под снятой кожей обвиняемого. Под кожей родинок нет, а вот гематома может иметь самую причудливую форму. Больные манией «бесовских» плясок (Delirium acutum) с их уязвимостью кожи были исключительно легкой добычей.
КРАЙНЕ ВАЖНО и то, что кровоподтеки (геморрагии) – особенность Черной смерти. Мы к этому обязательно вернемся.
СИМПТОМ № 9. САМОБИЧЕВАНИЯ
Delirium acutum: для возбуждения и помраченного сознания больного характерен негативизм. Больной склонен причинять вред себе и другим.
St Vitus' Dance: Сказанное выше – ОЧЕНЬ ЯСНЫЙ ОБЩИЙ симптом: и для эпидемий неистовых плясок, и для эпидемий самобичевания. Вот пара примеров причинения вреда себе.
1375 лето, эпидемия неистовой пляски. Больные... требовали, чтобы окружающие крепко перевязывали им животы полотенцами, топтали их ногами или били кулаками, что очень напоминает неистовства, случившиеся годами позже в Париже.
1418 июля 14, Сен-Медар. «Женщины, растянувшись во весь рост, приглашают жителей бить их по животу и бывают довольны только тогда, когда десять или двенадцать мужчин обрушиваются на них сразу всей своей тяжестью»
Хочу сразу пояснить, «бывают довольны» не имеет сексуального или мазохистского подтекста. Вспомните зубную боль, когда не знаешь, в какие тиски сунуть голову, чтобы это прекратилось или хотя бы ослабло. Перед нами – то же самое.
И, само собой, крайний «негативизм двигательного возбуждения», - а правильнее сказать, «невыносимые муки» - содержатся в эпидемии самобичевальщиков.