ДУШУ НА КОН ПОСТАВИТЬ
Картами играться, то с Чертями знаваться, так в старь наш люд сказывал. Тако ведь сейчас молодцы нарывны, то ведь смехом старь поносить наровились, тако ведь от мудрости ветхой в отказ сказывать начали, тако в церковны угодья душу своих отдают. Иже то попу прислугой якшаться будут нежели ведьмаку сокличником.
Тако в карты старь не по многости игры теили, то в карты морочень да ворожень делали. Да коль в игру все переходом повершилось, тако ведь таинство то несказом да тамо же и сохраном пошли. Коль в игру карточну кто все житие свое покидывает, то есть мерность черная, да содеина окоянная, коль отыгратся, да свое прибрать да и примножить все, то на кон душу надобно кинуть. Да токо не с игроком из плоти будет играть по мастям, да с Чертом сыграть, то сия мера от века писана.
Коль житие так увернулось, что петлей сам иуда манит, тако надобно с игранной колодой, нечетного числа на убыльницу, на погост идти, да тамо на безымянной могиле, разпорядиться, да в любую игру, что ведать ведаешь, то на два люда и раскинь масти, то себе да иному, да остальну колоду по середке. Да зачесть говор надо:
«Свят люд иконы порисовывает,
тако нечестив люд в карты заигрывает,
да мое все проиграно,
да вольником я пойду,
да на безымянну могилу картами раскинусь,
да на два лика сыгрется,
да безымянный супротив меня мастями не удержится,
да коль из гроба не подниметсья,
перетасовать не осмелится,
да поснимать не попустится,
то бес окоянный за него скажется,
то бесом колода заиграетсья,
да на кон черный душа моя ставится,
да масти кругом разойдутся,
да судным днем все в пикову сойдутся.
Аминь».
То изречь 7 раз. Да то учти: свое ты воротишь, только одна мера, то душу проигром уложишь иль себе воротишь. Тако надобно опосля карты свои глянуть, коль средь них пиковый туз, то ты беса осилил, то ты пошел ходом, да свое добро воротишь. Да коль там нет туза пиковго, тако открой карты супротив, то бесовские открой. Коль там есть туз пи-ковый, то душа твоя отыграна, да добро твое воротитсья, да то и бес днем любым свое приберет. Да коль там нет, то можешь уход сотворить, да обратно знаватсья, пусть все как было поставитсья. Да коль дальше разойтись хочешь да с бесом осилитсья, тако переклад верши, да из той колоды что на могиле, из той по одной карте кидай себе да бесу, так и началом ложи – себе да бесу.
Да коль ты туз поимеешь пиковый, то ты верх удержал. Да коль бесовска сторона поимеет, то сам верой знаешь, чего сотворено. Иже в час неведаный иль может на одре смертном диавольска сила явитсья, да то что на кон ставле-но, то будет прибрано.
Да токо учтивость имей, иже ты выйграл, то все лад-ностю будет, иже ты проиграл, то бес душу приберет, но то-ко тоже житие твое уладит. Тако два блага от беса подают-сья, да лишь одна душа на кон ставитсья. Коль уход вер-шишь из погоста, тако надобно калитку поцеловать да ска-зать:
«Яко ты скрипишь, то и кон мой черный припомнишь. Аминь».
Ежели в роду по крови кто-то сим сотворением душу свою проиграл, то карой на род идет, тако ум да разум тем-нитсья, так как вина чуетсья, да вина то не сотворена, вина кем-то в роду делана. Колоду тамо же оставь, иль если ее приберешь да кому то отдашь, то того люда ночю удавник мучить будет.
Материал взят из классического обрядника Мансура №4