Вот нашла в сети такую статью
http://www.ratnik.crimea.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=28:2011-01-12-18-38-05&catid=6:2011-01-03-10-28-48О том, что в одной из пещер практически случайно обнаружили камень с явно видным рунескриптом. На камне изображены 4 руны:
Турисаз перевёрнутый, Перто, Беркана и Ансуз.
Камень предположительно был частью ритуального святилища.
Трактовка крымского спеца такова:
Первая функция рунического камня - суд.
"Турисаз" ограждала место суда, где человек оставался лицом к лицу с богами и судьбой. Еще эту руну считают "стражем ворот", защищающим мир людей от вторжений из других миров и наоборот, а также от колдовства во время судилища.
Вторая руна (2),
"перт", активизировала силу судьбы, и человек, произнося свидетельство, тем самым творил свою собственную судьбу.
Третья руна (3),
"райдо", есть руна высшей справедливости, своего рода "весы Фемиды". Благодаря ее энергии и определялась праведность свидетельства.
Четвертая руна (4),
"анзус", это руна Одина, руна, взывавшая к верховному божеству как к поручителю праведного и палачу неправедного.
По словам Олега Синько, кроме, так сказать, судебной функции, камень выступал еще в двух "ипостасях" - в качестве магической "предсказательной машины" и "устройства" для путешествия мага по всем девяти мирам. Но все-таки основная, самая таинственная функция алтаря герулов состояла в том, что он был местом посвящения мага-воина. Здесь посвящаемый повторял путь Одина и взамен получал "файл" его знаний, приобретал магические силы.
Следует добавить, что все это, конечно, только версии.
А какие версии выдвините вы, уважаемые рунологи?Начну первой, как автор темы:
Я бы сказала, глядя на эти руны, что вся руноформула - это ворота: судьбе воина (Перт) открыт путь (Райдо) к обретению божественных магических знаний (Ансуз). Турисаз в начале усиливает общее значение формулы и действует как защита от тех, кому в эти "ворота" лезть нельзя. Хотя до конца значение Турисаза, да ещё перевёрнутого, я не поняла...
Версия суда почему-то кажется неуместной...