Ценности - это то, что так просто в беседе люди не раскрывают. Они проявляются в метафорах, легендах, героях, которых человек выбирает для себя, в каких-то оговорках – и в тех выборах, которые человек делает ежедневно. Вот история, очень хорошо характеризующая разницу в ценностях: девушка встречалась с молодым человеком. Ей было очень важно знать, какое место в его жизни она занимает, но она знала, что слова, как бы искренне они ни были сказаны, ответа на этот вопрос не дают. Перед Новым годом он спросил, что подарить ей на праздник. Она же уже давно увидела кольцо своей мечты в художественном салоне. Кольцо это стоило вполне реальные деньги. Мужчина ответил: «Хорошо, будут деньги – куплю». И вдруг она осознала, что он постоянно говорит ей, что у него нет денег, между тем на новую видеокарту в компьютере, на новые диски деньги всегда были… Стало понятно – у него вообще-то, в принципе деньги есть. У него нет денег «на ЭТО». У каждого из нас есть представление, что такое «ЭТО», на которое у нас всегда будут деньги – и что такое «это», на которое денег, скорее всего, никогда не будет… Это опять речь о ценностях. Отношения с ней и проявление каких-то чувств к ней не были ценностью для молодого человека. Это был решающий момент – и она приняла решение с ним расстаться. «Из-за кольца??» - удивленно спросил он. Но, конечно, понятно, что это произошло не из-за ободочка на палец, а из-за ценностей и приоритетов, которые были у каждого из них. Он думал, что речь идет на уровне окружения, а она по этому эпизоду поняла их различие по уровню ценностей.
Для того, чтобы определить свои самые явные ценности, можно проделать легкое упражнение: нарисовать «снежинку» из 3 или 6 прямых. Каждый луч будет то, что у вас есть важного в жизни – семья, работа, друзья, кино, рукоделие, животное… Человек по-разному развивается на этих «лучах». При любой глобальной смене на одном из «лучей» – семьи, работы, страны – человек по этому лучу снова начинает идти с 1 уровня.
5. Уровень самосознания. «Я-уровень»
И вот пройдя все предыдущие уровни, отстроив мир вещей вокруг, определившись со всеми своими действиями, человек начинает задаваться вопросом: «Кто я и для чего я?». Я - кто? Мужчина – женщина? Профессионал? Мать? Начальник? Житель земли и гражданин мира?
Уровень «кто я» очень важен. Когда есть все, что надо, возникает вопрос «а зачем я? Кто я?» – уже не для себя, а «в этом мире». На этом уровне часто взрываются семейные кризисы: они учились вместе, но теперь он – «успешный бизнесмен», а она – «домохозяйка – неудачница». У одного из супругов возникает вопрос: «Кто он – и кто я?» Или наоборот: жена становится большим начальником и начинает получать больше мужа – казалось бы, речь про деньги. Нет, не про них. Про разные позиции в мире. Мужчина, не согласный на «и мужа вашего, старика Крупского, тоже знаем», начинает искать свое место в жизни – и брак распадается.
Почему Фауст не попросил у Мефистофеля возвращения в юность, а попросил только юношеское тело? Осознав свои ценности и зная свою ценность как человека, от этого невозможно отказаться, этим невозможно пожертвовать даже взамен на ощущение молодости. Ценности другие, ум другой, самосознание.
Кто я? Кем я еще могу быть? А кем не стану никогда? Кем я мечтал быть всю жизнь? Обрывки ответов роятся в голове … В одном из направлений психологии есть такая мудрость: «Мое тело-это я. Но я не есть мое тело. Мой внутренний диалог – есть я. Но я не есть мой внутренний диалог». Или, как говорил Кролик из «Винни Пуха» «Я бывают разные!». Понятие «я» всегда шире, многие «я» складываются в личность, которая неотделима от вопроса «зачем я»?
К сожалению, многие люди существуют на «я-уровне» - и больше нигде. Речь даже не идет о «Наполеонах» и других пациентах психбольниц. Многие абсолютно нормальные люди тратят массу времени, ничего не делая, не обучаясь, а просто размышляя над вопросом: «Кто же я?» К сожалению, в таких экзистенциальных муках невозможно найти ответа, можно лишь только мутить сознание лишней болтовней.
Ответить на вопрос «Кто я?» можно, только когда мы проследили, осознали, увидели всю пирамиду уровней, собрали ее, как детскую игрушку: поняли, что у нас есть – что делаем – что умеем – что для нас важно- кто мы. И только тут появляется вопрос – «ради чего».
***
Кризис 33 или же 37 лет – нормальный вопрос, потому что вокруг человека, достигшего уровня осознания. Кроме того, есть масса культурных мифов про эти страшные цифры: есть другие люди, которые в твоем возрасте уже что-то глобальное совершили, как-то свою миссию обозначили – и эти «маяки» громко сигналят - тебе тоже пора бы определиться. Начинается раздерганность, человек пытается выйти в диалог с собой, а ответы непростые, запутанные, неожиданные, и он неизбежно упирается в то, что ответов нет – и начинается паника.
У женщин этот кризис начинается чуть позже, когда дети выросли. Здесь уже вопрос: «Мне вчера дали свободу – что я с ней делать буду?» Если раньше на вопрос «зачем я» можно было себя хотя бы обмануть – «для детей», теперь так не ответишь.
Вопрос о смысле жизни надо задавать, когда есть ответы на предыдущие вопросы. Иначе будешь мучиться, как Раскольников: ни ценностей, ни способностей, ни окружения… «Тварь ли я дрожащая или право имею?» - «Одна старушка - десять копеек, а 10 старушек – рубль». Многие люди, не прошедшие по каким-то лучам «снежинки» некоторые уровни, начинают суетиться и их восполнять – как тот новый русский, который хотел вернуться в детство с помощью новогодних игрушек: покупать себе машину за машиной, сжигать себя бесконечной работой и беготней, учиться, учиться и учиться, как завещали великие…. А надо – не позволять себе впадать в эту панику и забивать тревожащий вопрос шумами в эфире.
Что же надо делать?
Есть одна методика, назовем ее «Назад в будущее». Очень опасная штука, если вы не готовы к изменениям и честному ответу. Лучше всего, для страховки, взять человека, который поможет сделать эти непростые шаги максимально безопасными – коуч, консультант, психотерапевт.
Для начала проведем инвентаризацию - где вы сейчас находитесь? Для этого отметьте для себя по пять (максимум) существенных ответов на каждый вопрос.
И теперь вам надо пройти всю пирамиду уровней.
Очень полезно бывает сделать это буквально на реальной лестнице: начать подниматься по ступенькам шаг за шагом:
1 шаг – что у меня нынешнего есть самое важное. Пять вещей, людей, мест, что меня окружают
2 шаг - что я делаю в своей жизни? Чем занимаюсь?
3 шаг – что я умею? (самое главное)
4 шаг – какие самые главные мои ценности и убеждения? Во что я верю? Что считаю правильным?
5 шаг – кто я?
А вот теперь, стоя на этой ступеньке, представьте самого идеального себя через 10 лет. Он стоит еще выше, там, на площадке. Его окружает какой-то необыкновенный свет, он оказывает на вас магнетическое действие. Вы понимаете, что это - тот человек, которым вы всегда хотели стать, и он-то точно знает, ради чего все это! Кто это? Что это за человек? Что для него важно? Когда есть ответы на все эти шаги – шестой будет ответом на вопрос «зачем я», потому что этот человек - вы в будущем, который точно знает, ради чего живет.
Этот эксперимент требует доверия к бессознательному. Не надо ждать подробного расписанного ответа с пунктами и подпунктами – он будет очень общим, может быть, будет метафорой. Например, одна из моих клиенток получила ответ на вопрос – «я – гид. Ощущение, что через меня проходит свет, и моя задача – его проводить». И вот когда начинается обратный спуск с «лесенки» - так же тщательно отвечайте на вопросы:
• Кто же я, который знает, ради чего все это?
• Что важно для меня как для человека, который знает …
• Какие мои способности помогают мне реализовать мои ценности, как человека, который знает….
• Что я делаю (собираюсь сделать) в реальности, чтобы проявить способности, в соответствии с ценностями меня как человека, который…
• Что, кто меня окружает? Где и с кем я делаю все то? Что позволяет раскрыться моим способностям, проявляя ценности меня как человека, который знает, ради чего вся моя жизнь?
Каждый ответ позволяет нанизывать разбросанные колечки «пирамидки» на стержень миссии. На каждом уровне находятся способы достижения этого «идеального человека – я через 10 лет». Только не надо сразу за этим осознанием задавать вопрос: «И что я теперь должен купить?». Способы будут находиться постепенно. В частности, эта клиентка занялась изучением психологии: если я несу свет, что для меня важно? Чтобы людям было весело и чтобы они получали необходимую им информацию. Значит, надо научиться находить информацию, доносить мысль, научиться, например, работать с детьми». Что-то из того, что «я через десять лет» я уже умею, а остальному надо учиться. И тогда жизнь моя должна перемениться, потому что вместо того, чтобы продолжать учиться забивать гвозди я должна начинать учиться общаться с людьми…
Очень популярные фильмы «Целитель Адамс» и «День сурка» - тоже про это: главный герой перестал думать про предметы и окружение, а задался вопросом «ради чего я здесь» и получил ответ на него - после чего стал приобретать способности и предметы. Все внешние штуки – если только отражение того, что внутри.
Вот такой эксперимент. После этого эксперимента продолжать делать то, что делал раньше, практически невозможно. Там свобода – но и ветер неотвратимости. Если уже знаешь, что должен делать, чтобы быть счастливым, чтобы найти свое место в жизни, свою миссию – от этого трудно отказаться. Однако это не обязательно значит, что надо абсолютно все бросить. Возможно, достаточно иначе расставить акценты на своей «снежинке».
И таким образом, ступенька за ступенькой, мы спускаемся до уровня окружения. И это очень важно. Беда многих людей в том, что они, найдя свою миссию, не доходят до этого уровня: не воплощают открытия и изобретения в реальность. А если не ввести в реальность хоть что-то – ничего нет. Непризнанные гении не выполняют свою миссию, потому что не доходят до последней, предметной, ступеньки. Если ты – гениальный писатель, твоя задача – написать и, более того, выпустить твою книжку. «Вы пишите, вы пишите –вам зачтется», как говорил Булат Окуджава. Изданная брошюрка - больше, чем гениальный роман в голове.
Когда люди находят свою миссию, они понимают, что есть возможность в их сегодняшней жизни уже делать кусочки той, будущей. И удачливый бизнесмен делает в Интернете сайт про редкую породу собак – то, что он действительно любит. Ерундовое дело, но человек, делая это, понимает, что делает то, что надо: это отражение, ниточка его миссии, соединяющая станции жизни. Для многих женщин ниточкой становится возможность реализовать себя в творчестве (в рисовании картин, в танце, в рукоделии) – и через это воплощение стать счастливой. С помощью этого «рельса» жизнь человека устремляется в ту идеальную точку. А у других людей все перепутано, рельсы сходятся и никуда не идут.
Конечно, это только одна из техник получения ответа на эти «вечные» вопросы. Многие идут искать ответ на них в религию – но на приход в храм или, пуще того, в монастырь тоже надо быть готовым. Уйти туда, как это регулярно собирался делать король из старого фильма про Золушку, просто от досады – «К черту, к дьяволу, в монастырь», - а уж тем более «от несчастной любви» или «потому что меня никто не понимает» - это не найти смысл жизни, а хороший шанс его потерять. Но, безусловно, под руководством хорошего пастыря это можно сделать. Знакомый настоятель монастыря говорит, что не берет в монастырь людей, которые «просто решили придти к Богу», а берет только тех людей, кто задался вопросом «зачем я». Во многих традициях ребенка при храме растят с детства, их приводят постепенно через монастырскую жизнь и установленные ценности к пониманию смысла жизни – про это есть замечательный фильм, недавно прошедший на наших экранах - «Весна, лето, осень, зима и снова весна».
И, конечно, многие люди, «земную жизнь пройдя до половины», находят ответ на вопрос о смысле жизни и своем месте в ней интуитивно. Для этого надо просто искать – но продуманно и планомерно, осознавая свои шаги и ни в коем случае не уничтожая все, что пройдено и наработано. «Мне приснился сон, в котором Господь Бог сказал: «Что ты хочешь?» - «Пусть все идет, как идет». И когда проснулся, с радостью заметил, что мое желание исполнилось».
Т.Мужицкая