Нередко встречаются вопросы или утверждения на тему, какая традиция сильнее. Можно ли снять ЧМ порчу рунами, Вуду сильнее марийского язычества, виритники упадут от молитвы кресту, и подобное. Это все мнения дилетантов - любой опытный практик понимает, что нет слабых традиций, есть слабые маги. Конечно, всякие околомагические новоделы проиграют старинным традициям, но речь сейчас не об этом. Любая (подчеркну, любая) старинная настоящая Традиция вполне эффективна и самодостаточна, и с помощью нее можно противостоять мастерам других систем.
Традиция чернокнижия, безусловно, весьма сильная, весьма универсальная (тут нет, как в БМ или язычестве, ограничений на порчу). Но, есть один нюанс. В настоящее время эта традиция не является полной. Кто-то может возразить, мол как нет, вон сколько обрядов, начиная от Степановой, и заканчивая Мансуром. Да, это все есть. Я нисколько не хочу преуменьшать значение Степановой и "Чернокнижника", так сказать, отца и матери русского чернокнижия. С этих изданий начинали свой путь в магию большинство практиков, имеющих силу, но, по разным причинам, не имеющих родовых знаний. Но - в этих изданиях нет системы. Есть набор ритуалов - то на порчу, то на приворот, то отдел, то передел.. А где, что и как - бес его знает, догадывайтесь сами, про откупы, призывы Сил и прочее. Чернокнижию не хватает одного - четкой ритуальной Системы, что как и когда делается, иерархия сил и т.д..
Поясню по аналогии с той же Белой магией. Есть Троица, святые, ангелы, есть молитвы к ним, призывы, за что какой святой отвечает, и т.д. Обряды на такой праздник, на другой, на утро, на ночь и т.д. Есть схожее в т.н. "вуду" (на самом деле, никакого вуду нет, есть много Афро-Карибских традиций, которые отличаются между собой, примерно как Белосвет от Рун). Там тоже есть пантеон, зачитки к нему, требы и прочее. Схожее есть в славянском язычестве - правда, тоже очень сильно утрачено, но понемногу восстанавливается. Только в ЧМ ничего такого нет.
Кто-то может сказать, мол зачем оно вообще нужно, просто надо проводить обряды по ситуации, и будет тебе счастье. Кому так достаточно, то конечно, делайте. Но кто хочет достичь высот в ЧМ, должен интересоваться, познавать традицию. Именно из-за такой тенденции, что нет четкой системы, так и популярно двуручие или ЧМ+руны, и подобное.
Своя полноценная традиция есть у т.н. "виритников". Не хочу сейчас пускатся в демагогию, было ли все это, или выдумано господином В., не суть. А суть в том, что традиция есть, есть молитвы, иконы, псалмы, пантеон, обряды на каждый жизненный случай. Почитание Сил. Где это все в чернокнижии? Можно, конечно, присоединится к виритникам, суть то по факту одна (и там и там бесы). Но, лично мне не нравится зацикленность виритников на антихристианстве. Что не обряд, что не заговор или предмет - все так или иначе связано с хулой на христианское. Традиция должна быть самодостаточной, а не антиподом какой-то другой. Понятно, что и в ЧМ присутствует хула, но здесь она не поставлена во главу всего. Ибо Чернокнижие изначально вышло из язычества. Доказательством этому служат обряды карельских, гуцульских или сибирских мастеров. Почитайте их, только не самопал , а книги по этнографии. В этих ритуалах все совсем иначе, нет "упырины христа" через каждое слово. И при этом, хула присутствует (в тех же гуцулов были ритуалы с украденным из церкви причастием, а у карелов - со стрельбой по иконе).
Из всего, что есть в открытом доступе, мне больше всего доверия внушают ритуалы Мансура. Они рабочие, там есть подобие какой-то Системы (зачитки на каждый день, на луну, на то, на это). Есть призывы Сил, правда, иерархии нет (может, где то были у него теоретические тексты, но я не видел, кроме кратких предисловий перед первыми еще обрядами, появившимися 10 лет назад). Считаю, что на основе Мансура можно выработать какой-то "каркасс" традиции, добавляя уже по желанию Степанову и иже с ней.
Кому есть что сказать по теме (за или против), пишите свои мысли.