Черная магия и Руны

Таро в психологии

Banshi

  • *****
  • 986
  • 1028
Re: Таро в психологии
« Ответ #15 : 03 Декабрь 2009, 10:57:43 »
СМЕРТЬ

Психолог
Такого психолога можно встретить работающим на телефоне доверия и помогающего людям с суицидальными наклонностями выйти из очередного психологического кризиса. Психологи, связанные с Арканом Смерть, способны оказывать квалифицированную помощь в проблемах, связанных с названием этого Аркана.

Клиент
Как бы ни толковали тарологи эту карту в качестве показателя грядущих изменений, в психологической среде она будет обязательно связана с проблемами восприятия смерти и в целом человеческой смертности. А смерть она и в Африке смерть. Но, допустим, у дикаря племени Мумба-Юмба может быть гораздо более живое отношение к смерти. Живое потому, что дикарь, после ухода из физического плана, собирается продолжать свою жизнь, а современник думает о самозабвении. К Смерти относится невроз смерти и вообще неестественное отношение человека к смерти. Вообще лечить невроз смерти, сформировавшийся на почве материалистического мировоззрения, очень сложно. Расширение же этого мировоззрения в период активности архетипа Смерть можно считать делом весьма сложным и иногда даже маловероятным.
Сформулированный Фрейдом инстинкт смерти - Танатос - можно также отнести к этой карте.
Психологический кризис Аркана Смерть связан с трудностями в отпускании каких-то ранее приносивших энергетическую подпитку для эго программ подсознания или значимых элементов системы ценностей. Нередко страх отдачи связан со страхом столкнуться с внутренней пустотой. Эта пустота ассоциативно связана с сильным эмоциональным голодом и безысходностью. Кризис Аркана Смерть при инертных поисковых сознательных установках (Повешенный) может быть привязан к мысли, что самое хорошее осталось в прошлом, а будущего нет. Так, в общем-то, ведут себя, будучи на пороге смерти (Аркан Смерть), эзотерически безграмотные и духовно незрелые пенсионеры, ностальгически воспоминая о прошлом и не видя для себя будущего, так как для них смерть является концом.
Смерть символизирует кризис расставания с тем, что когда-то было значимым. Смерть говорит, что нужно похоронить: какие-то старые отношения, воспоминания, привязанности и все те ситуации, в которых вчера ещё было комфортно, а сегодня уже тесно. Старое Я умирает, а новое должно возродиться, но самому человеку может быть сложно отличить, чем же они отличаются друг от друга. И только со временем человек может заметить, что в спектр его сознания включились новые тональности и полуцвета. Аркан Смерть - один из первейших поводов к посещению психолога. Нужно не просто похоронить старое, но и различить новое, которое может быть попросту неузнаваемо в силу неподготовленности сознания. Психолог в данном случае помогает осознать это новое Я и интегрировать его в новую жизнь.
В психологическом смысле Смерть всегда будет символизировать перерождение личности. А перерождение личности является неотъемлемым элементом духовного роста. Пока этот духовный и психологический рост происходит из-под палки, то символ Смерть будет оставаться диким, шокирующим и пугающим.

Banshi

  • *****
  • 986
  • 1028
Re: Таро в психологии
« Ответ #16 : 03 Декабрь 2009, 10:58:44 »
УМЕРЕННОСТЬ / ВОЗДЕРЖАНИЕ

Психолог
Этот стиль психолога способен транслировать некую высшую правду до уровня человеческого понимания.

Клиент
Особенности Аркана Воздержание недостаточно хорошо поняты тарологами, о чём можно судить по его описанию в издаваемых книгах. Так как суть Аркана Воздержание является возвышенной, то его толкование и переведение на событийный язык является абстрактно-расплывчатым и плохо понимаемым. Суть его в том, что каждый человек, в отличии от ситуации со Священником, может поддерживать личную связь с Духовной Иерархией, которая будет вливать в него знания и энергию, соответствующие уровню его сознания. Конечно, способность воспринимать высшие вибрации не приходит сразу. Для начала нужно достичь внутреннего равновесия и воздержания от мирского шума, который является ничем иным, как гулом земных предрассудков и социальных стереотипов, закабаляющих естественную человеческую способность воспринимать и принимать духовную помощь свыше. Этот дар хорошо развит у так называемых природных шаманов, способных чувствовать "дыхание" Пространства и слышать голоса духов, помогающих им в осознании духовного пути.
В книге "Роза Мира" в главе "Воспитание человека облагороженного образа" Даниил Андреев довольно красноречиво описывает психологические особенности Аркана Воздержание.
Архетип Воздержание или Равновесие уже своим названием говорит о том, что человек уже потенциально готов довольствоваться малым для решения своей проблемы. Аркан Воздержание, по своему положению между Смертью и Дьяволом, говорит о том, что здоровый психологический баланс заключается между проработкой Смерти через отдачу и проработку Дьявола через неприсвоение.
Понятие умеренности содержит в себе золотую середину между духовным и материальным. Духовность требует материализации, так как должна войти в обыденную жизнь. Духовность должна быть практичной, а не пустословием и летанием в облаках. В свою очередь материальность требует одухотворения, т.е. земная жизнь претворяется в духовное развитие и постоянное самосовершенствование, при которой сохраняется необходимость обычной земной жизни. Это и будет означать переливание содержимого из одного кубка в другой, изображённое на карте Умеренность.
Воздержание является показателем того, что нужно осторожно и умеренно преподносить психологическую информацию клиенту ввиду тонкости его душевного склада. Об этом говорит символ переливания из золотого кувшина в серебряный. Это означает необходимость упрощения чистейшей правды до той, которая будет полезной и в то же время безболезненной для клиента.
Также символ крыльев может указывать на прирождённую доброту клиента, а также на ангельский образ в отношении самого себя. Воздержание может иметь благодушное восприятие реальности и неумение замечать недостатки людей.
Надо сказать, что архетип Воздержание не особенно любим среди тарологов. Он как бы воздерживается от самораскрытия перед любопытствующим взором таролога. Вслед за ним и мы воздерживаемся от излишних интерпретаций, и не будем переливать воду из пустого в порожнее.

Banshi

  • *****
  • 986
  • 1028
Re: Таро в психологии
« Ответ #17 : 03 Декабрь 2009, 11:08:43 »
ДЬЯВОЛ

Символический переход между двумя Арканами можно выразить словами А.Подводного: "Богатая душевная жизнь вызывает опустошение в организме".

Психолог
Психологи этой ветви специализируются на работе с сильными личностными психопатологиями и отклонениями от здоровых форм поведения. Говоря о психологе с сильным Дьяволом, нужно отметить две крайние разновидности. Первая - тонкий энерговампир, прикрытый удобной социальной маской. Вторая - талант в плане помощи в осознании и принятии собственных теневых структур личности.
Консультант под Дьяволом с одной стороны может отклонять существование собственной Тени, размышляя, что в процессе роста мастерства Тень саморастворилась. С другой, периодически шокировать окружающих её проявлениями.
Сам консультант должен обратить внимание на то, с какими Арканами наиболее часто встречается Дьявол. Это будет отражением его тёмных сторон. При этом неважно, встречаются ли эти связки у него самого или у его клиентов. Известно, что клиенты приходят на резонансный зов бессознательного самого психолога, а потому наиболее часто повторяемые сюжеты в психодиагностических раскладах и будут первейшим указанием на вытесненные потребности психолога.
Для психолога, который консультирует клиента с Арканом Дьявол, необходимо выработать неоценочное отношение.

Клиент
Издавна считается, что первейшими инструментами воздействия на человека у Дьявола являются ложь и страх. Эти психологические симптомы, так или иначе, должны будут присутствовать в проблеме человека, с которой он пришёл на консультацию.
В целом же Аркан Дьявол указывает на проблемы, связанные с упадком этики и психологической культуры. В данном случае полезно довести до человека мысль, что его проблемы обусловлены общей бездуховностью, бескультурьем и высокой активностью животной природы. В реальности же подобную правду довести нелегко, так как этому Аркану соответствуют такие симптомы, как сопротивление и вытеснение смыслов и побуждений Высшего Я, вне зависимости от того, с какой стороны они поступают. В добавление к этому психологические механизмы самообмана могут работать в режиме поиска более худших представителей рода человеческого, чем сам исходный субъект.
Дьявол указывает на присутствие защит от духовности, когда ряд психологических защит работает на подавление одухотворяющих тенденций и побуждений личности. В каком-то смысле это можно означить психотерапевтическим термином "регресс". Человек с сильным архетипом Дьявол будет испытывать состояние тревожности при пробуждении каких-либо духовных потребностей. У таких людей повышение духовного уровня и попытки удовлетворить какие-либо духовные потребности, не обязательно связанные с традиционными религиозными канонами, могут вызывать страх и психологический барьер, так как будут вызывать страх потери плотских радостей жизни.
Дьявол является внутренней убеждённостью в изначальной порочности и бездуховности человека, в его негативной и деструктивной природе. Если мы вспомним о Я-концепции (подсознательном образе Я, состоящего из набора различных черт), то в соответствии с архетипом Дьявола человек должен иметь там запись о том, что он является плохим и злым. Если подобная дьявольская запись в Я-концепции человека присутствует, то для него будет неестественно поступать хорошо и быть добрым.
К Дьяволу можно отнести деструктивные психопатологические симптомы. В целом Дьявола можно назвать хозяином психопатологий. При выпадении с любым из Арканов он как бы склоняет их к низменным и животным формам поведения. В соседстве с другими Арканами он вносит деструктивные и безнравственные тенденции.
Но выпадение Дьявола в раскладе, тем не менее, указывает на необходимость осознания собственной Тени. Тень должна быть осознана и принята, что вовсе не означает вседозволенность для Тени. Осознание собственного Дьявола позволит человеку конструктивно отнестись к нему. Сознательный человек должен понимать, какие фигуры его бессознательного стремятся стать хозяевами его жизни, но при этом ясно осознавать, кто на самом деле этим хозяином должен быть. А осознанное принятие Дьявола позволяет отменить необходимость траты энергии на проекции черт собственного Дьявола на окружающих людей. Вспомним - пусть первым бросит камень тот, кто сам без греха.
Немного отходя от темы, интересно осмыслить эту библейскую сцену с участием Иисуса Христа в качестве группового психотерапевта, проводящего сеанс психодрамы. В этой сцене группа в лице блудницы выбрала объект для проекции собственной тени. В нашей психологической интерпретации бросание камня будет актом проекции определённым субъектом собственной тени. И вот, когда группа уже готова спроецировать собственную тень в форме метания камней, Иисус, как истинный дзен-учитель, сказал следующие: "Путь первым спроецирует собственную тень тот, у кого её нет". Мужики чешут бороды и испытывают сатори (дзен-буддистский термин, означающий состояние просветления; к слову сказать, просветление может быть глобальным, ситуативным, уровневым и т.д.), блудница переживает катарсис. Сеанс психодрамы завершён.
В традиционных интерпретациях Таро говорится, что в перевёрнутом варианте ослабевает сила действия данного Аркана. Но ослабление не означает отсутствие. Проблематика и тенденции остаются. В перевёрнутом варианте Дьявол может означать, что явной антисоциальности и цинизма личность не проявляет, но общее смысловое психоэнергетическое поле бездуховности в душе тестируемого клиента остаётся. В перевёрнутом варианте Дьявол может наводить на мысль о желании загнать проблемы бездуховности глубоко вовнутрь. Это можно назвать отрицанием собственной Тени, если пользоваться юнгианской терминологией. Подобный термин можно отнести к такому явлению людского мышления, как то: если я буду думать и говорить всем, что я хороший и благодетельный, а тем более, если буду демонстрировать показные добродетели и хождение в церковь, то моего Дьявола (Тени) как будто не существует вовсе. Потому, если по прямому Дьяволу человек может цинично демонстрировать собственный порок, то по перевернутому он будет склоняться к лицемерию, т.е. надевать на Дьявола социально одобряемые маски.
Аркан Дьявол предъявляет неосознаваемую на уровне коллективного сознания проблему одержания, как сложную и скрытую форму директивной психопатологии. Эта проблема слишком широка, чтобы её можно было рассмотреть в рамках данного мантического исследования. Но, тем не менее, Аркан Дьявол будет очень часто выпадать у людей, подверженных большому или малому одержанию.

Banshi

  • *****
  • 986
  • 1028
Re: Таро в психологии
« Ответ #18 : 03 Декабрь 2009, 11:10:57 »
БАШНЯ

Психолог
К Башне относятся психологи, наделённые даром ломать ограничивающую условно-смысловую конструкцию восприятия самого себя и окружающего мира. Порой к консультанту приходит человек, заточённый в "башне" ограниченного мировоззрения и узкого и примитивного самопонимания. Потому нужен тот, кто эту "башню" разрушит и выпустит узника собственных недоразумений на свободу. Таким помогающим лицом может стать психолог-Башня, естественно, в рамках этического конструктивизма. В каком-то смысле такой психолог может быть проводником посланной Свыше трансформационной и реформаторской энергии.

Клиент
Если отойти от духовной и эзотерической наполненности этого символа, то в психологическом раскладе Башня будет указывать на нервные расстройства (особенно с Луной и Чашами), высокую гордыню как защитный механизм и деструктивные наклонности. Будет присутствовать бессознательная тяга к саморазрушению. Под саморазрушением нужно понимать наличие соответствующих программ подсознания, включение которых может создавать разрушительные последствия для судьбы индивидуума, а также угрожать его выживанию как биоединицы. Кроме этого, саморазрушение - это бесконтрольный выброс нереализованных трансформационных энергий в деструктивной форме. Эти энергии, проявляемые в разрушительной форме, как бы мстят человеку за свою нереализованность.
Клиент Башни, по всей видимости, будет находиться в состоянии сильного потрясения или расстройства. Если карта перевёрнута, то можно сказать, что человек далёк от понятия возможности и необходимости контроля эмоций. Нередко такие люди склонны к истерически-эпатажной форме поведения. Хотя и не обязательно. Порой даже от тихони и социально-удобного гражданина веет некий внутренний хаос и неорганизованность, который покажет себя во всей красе, как только человек выпьет нужную для этого дозу алкоголя.
Другим типом клиентов Башни будут те, у кого разрушилась определённая часть их жизни, которая имела в их системе ценностей весьма существенное значение. Башня, скорее всего, связана с разрушением весьма значимых и важных вещей и интересов клиента. Башня, безусловно, стрессогенный Аркан, а потому её последствиями всегда будет ощущение бесперспективности, сильная внутренняя тяжесть и обильные отрицательные эмоции.
Башня иногда может являться символом заточения в некие психологические узы. В данном случае, чтобы выпустить узника наружу, сам психолог должен не быть узником башни, сложенной из стереотипов и предрассудков, а также иметь опыт разрушения собственной башни. Естественно, разрушение психологической "башни" не должно делать из клиента антисоциальную и деструктивную личность, кричащую на каждом углу: "Анархия - мать порядка" или что-то этого рода. Иной раз в ущерб психотерапевтического прогресса стоит подумать о том, что будет делать этот узник вне "башни". Может, не случайно карма заточила его в психологические узы, не давая ему полной возможности проявить свой откровенный деструктивизм и стать активным приумножателем хаоса.
Под данным Арканом проходят различные антисоциальные личности: революционеры, мятежники, кардинальные реформаторы (которые обычно инертной массой воспринимаются отрицательно и пугающе), также просто дебоширы, хулиганы и преступники.
Башня, вместе с картами, символизирующими людей и социальные отношения, будет показателем конфликтов и различного рода ссор. Башня как символ гордыни и высокомерия будет создавать непримиримые разногласия, так как каждая из конфликтующих сторон будет обладать неимоверным упрямством.
Аркан Башня символизирует перенакопление разрушительной энергии в бессознательном и достижение ею критической массы. При достижении критической массы обычно будет иметься разрушительный выход, если человек своевременно не израсходует её в конструктивном направлении.

Banshi

  • *****
  • 986
  • 1028
Re: Таро в психологии
« Ответ #19 : 03 Декабрь 2009, 11:12:45 »
ЗВЕЗДА

После бури наступает затишье и прояснение, открывающее новые горизонты.

Психолог
Этому типу психолога соответствуют работники реабилитационных служб, оказывающих человеку помощь в укреплении надежды на новую жизнь, в открытии новых горизонтов и перспектив, а также в укреплении веры в себя в условиях наступления новой жизни.

Клиент
Звезда, идущая следом за Башней, указывает на получение возможности реабилитации после сильных эмоциональных потрясений, разочарований и стрессов. Под влиянием Звезды у человека возникает необходимость приобщения к высоким идеалам, открытия новых горизонтов и смысловых реальностей. В рамках идеологии данного Аркана люди приходят для того, чтобы получить у психолога новую надежду.
Появление в раскладе в целом благоприятного и реабилитационного Аркана Звезда может быть и показателем острой неудовлетворённости жизнью у клиента, особенно в том случае, если он перевёрнут. Эта неудовлетворённость образуется за счёт рассогласований реальной жизни с бессознательными идеалами и завышенными требованиями к её совершенству. Подобный бесплодный романтизм и мечтательность, в отрыве от реальной жизни, может создавать ощущение жизненной нереализованности и пустоты.
Другой стороной этой проблемы Аркана Звезда будет пассивно-выжидательное отношение к достижению Высоких идеалов и метаценностей. Человек скажет, раз идеал недостижим, значит, нет смысла вообще что-либо делать, всё равно я не успею закончить свой проект в этой жизни. Конфликт с собственными идеалами или их отдалённость не должны быть препятствием для психолога, который поймёт, что в реставрации и приближении идеалов заключается путь к исцелению израненной и болеющей души.
В данном случае психологическая работа заключается в осознании грани между стремлением к Идеалу и осознанием возможных приделов в его достижении. Человек с сильной Звездой должен иметь цель в жизни, которая будет направлена на достижение хотя бы какой-то части его Мечты. Это обязательный аспект психологического здоровья и психологической зрелости личности. Психолог в данном случае может помочь формированию человеком реальных целей по достижению не реальных Идеалов. Всё это должно сопровождаться укреплением ценности обычных вещей и малых радостей жизнью. Соседние карты укажут аспекты идеалистических запросов клиента и, в тоже время, укажут на направления проработки Архетипа.
Появление в раскладе карты Звезда может быть указателем на полезность использования для решения проблемы астрологических методик.
К психологическому типу Аркана Звезда можно отнести людей, которые живут в ожидании будущего. Будущее бывает ближним и дальним. Ещё оно может быть будущим этой жизни и жизни вечной. Каким бы ни было будущее конкретного человека, оно так или иначе должно создаваться сегодня. Будет ли это созидание будущего внешне активным, либо в форме познания и самовоспитания, будет видно по соседним Арканам. Отрыв будущего от реальной жизни указывает на человека зачарованного, мечтательного и витающего в облаках. Также соседние карты могут дать намёк на то, каким человек представляет собственное будущее. Проблематичное окружение, скорее всего, укажет, что человек предрекает себе проблематичное будущее.
Аркан Звезда - это показатель потребности в питании возвышенными образами и мыслями о Высоком. Он может указывать на вдохновенность натуры, способность к высоким полётам мечты, а также на выраженную потребность в обладании идеологией. В то же время Звезда говорит о том, что человек может красиво мечтать, но не может хорошо трудиться.

Banshi

  • *****
  • 986
  • 1028
Re: Таро в психологии
« Ответ #20 : 03 Декабрь 2009, 11:13:54 »
ЛУНА / СУМЕРКИ

Озарённый светом звёзд не должен забывать о проблемах земли, даже если те освещены лишь лунным светом. Помня о высших идеалах, человек должен вернуться к механизмам низшего бессознательного, чтобы проработать их.

Психолог
Этот тип психолога является специалистом по работе со снами, символами и различными образами. Этому специалисту доступны глубинные структуры подсознания клиента, которые не особенно охотно демонстрируют себя во внешней жизни человека. Как и в случае со Жрицей, этот тип психолога может пользоваться экстрасенсорными методами диагностики и психосимволическими методами тестирования.

Клиент
Луна - типичная карта невротика. Притом этот невроз связан с неосознанными и вытесненными инстинктами и потребностями. Луна является символом обусловленности человеческой психики различными неосознанными проблемами и субличностями. Именно неосознанные проблемы, дающие болезненные симптомы, и являются тем фактором, с которым приходит клиент. Сама карта содержит в рисунке порталы, стоящие на горизонте, символизм которых говорит о возможности выхода из невротического состояния через духовное самопознание и самопробуждение.
Человек Луны обладает сильной мнительностью и внушаемостью. Под Луной весьма сложно разобраться в сумраке собственных подсознательных фигур. Решение психологических проблем может приходить во снах в виде образов и символических персонажей.
Так как Луна символизирует наличие невроза, то его активность будет напрямую связана с лунными циклами. Природа подобного невроза вполне возможно будет скрываться в нереализованных и неосознанных метафизических ощущениях и потребностях. Вообще архетип Луны будет давать богатый набор ощущений, проблем и состояний, корни которых будут глубоко скрыты в бессознательном. Луна также может символизировать сильный животный страх перед собственным бессознательным. Под Луной человек как бы находится в царстве собственных теней. При этом он пугается каждой тени, которая попадает ему на глаза.
Если остановиться на теме страхов, то нужно сказать, что у человека с Луной их будет с избытком. Психологическая особенность Луны такова, что все эти страхи и прочие вытесненные комплексы будут плохо различимы самим человеком и без квалифицированного специалиста или соответствующей самоподготовки их обнаружение будет практически невозможным. Нужно ли вообще обнаруживать эти вытесненные страхи и комплексы, если их так сложно увидеть? Безусловно, вряд ли найдётся желающий, который в условиях эмоционального комфорта пожелает найти у себя пару тройку вытесненных страхов. Вся целесообразность их обнаружения сводится либо к лечению невроза и достижению душевного равновесия, либо к необходимости духовного роста, когда человек сознаёт, что вытесненные проблемы мешают высвобождению его энергии.
И всё-таки, даже, несмотря на квалифицированность психолога, проблема клиента, и вообще психология человека с сильной Луной, будет плохо просматриваться психологом. Следовательно, по отношению к этому Аркану выражение "Чужая душа - потёмки" будет вполне справедливым. Чтобы ориентироваться в сумраке, нужно иметь хорошо развитое внутреннее зрение.
Перевёрнутая Луна может указывать на отрицание собственного невроза, при этом человек будет полностью находиться в его объятиях.
С перевёрнутой Луной могут приходить люди с явными психическими отклонениями, в любом случае с тем, что официальная психиатрия будет приписывать психическим заболеваниям. В проблематичных раскладах она будет являться показателем психоза с особенностями, свойственными соседним картам. Луна ответственна за тихое помешательство, а потому всегда в сложных раскладах будет соответствовать тяжёлым невротическим состояниям и психозам.
Луна отвечает за восприимчивость, сенситивность, интуитивность, богатую фантазию и сильное воображение. Сильный архетип Луны даёт человеку особую метафизическую чуткость и ощущение реальности запредельного существования. С сильной Луной человек интересуется эзотерическими практиками и парапсихологией. Всё это может и должно быть использовано в ходе психологической практики.

Banshi

  • *****
  • 986
  • 1028
Re: Таро в психологии
« Ответ #21 : 03 Декабрь 2009, 11:14:54 »
СОЛНЦЕ

Символический переход от Луны к Солнцу можно понять как процесс осознания, когда затемнённая часть подсознания становится доступной сознанию.

Психолог
Солнце связано с разделом детской психологии. Также психологи под влиянием Солнца будут стремиться стать яркими личностями. Они озабочены собственной популярностью и выделенностью среди других. Вообще человеку с сильным архетипом Солнца трудно быть психологом, так как он будет воспринимать проблемы окружающих через призму собственного оптимизма. Если же Солнце является вспомогательным архетипом, то психолог, помимо прочего, может блестяще высвечивать вытесненные архетипы и помогать человеку находить внутренние источники энергии и оптимизма, необходимые для достижения счастья и жизненного успеха.

Клиент
Солнце, следующее за Луной, символизирует процесс осознания. По-видимому, у клиента будет созревшая потребность в осознании чего-либо. Солнце указывает на избыток оптимизма, жизненности и творческой энергии, а также на потенциальную готовность взглянуть на проблемы с позитивной стороны. Соседние с Солнцем карты укажут на то, какие проблемы готовы к высветлению.
Солнце указывает на возможность самоисцеления посредством жизнерадостности и позитивных эмоций. Солнце может быть показателем душевности и сердечности человека.
Солнце в каком-то смысле можно назвать вспомогательной картой. Энергия Солнца создаёт энергетический накал в той психологической ситуации, отображением которой эта карта явилась. Солнце, по идее, должно жечь, а в психологическом понимании должно вызывать возбуждённые состояния. К возбуждённым состояниям относятся различные формы аффектов и эйфорий. Какие именно это формы - покажут соседние Арканы. Выпавшее в раскладе Солнце как бы возбуждает и разогревает соседние Арканы, и если эти Арканы располагают к неврозу, то невротическая энергия у тестируемого человека, скорее всего, будет литься через край. Посему Аркан Солнце можно считать связанным с психологическими болезнями на почве переизбытка энергии.
Откуда же берутся подобные переизбытки энергии? Одной из важных причин является нереализованность отпущенного человеку энергопотенциала. Основной же причиной нереализованности энергопотенциала является нереализованность миссии, на которую была отпущена энергия. Каждый человек должен сделать что-то важное в этом мире в рамках его возможностей и уровня развития, но далеко не все пытаются это даже осознать. Потому нереализованная энергия как бы мстит человеку за бездарное с нею обращение, вызывая различные неврозы и болячки.
Солнце будет показателем потребности в сильных переживаниях. Человек подсознательно может считать сильные переживания неким показателем насыщенности жизни. Люди Солнца психологически нуждаются в сильных переживаниях, а потому, при отсутствии естественных источников, будут искать искусственные возбудители. Думается, что несложно будет представить, какие именно возбудители нужны человеку, приставляя к Солнцу различные Арканы.
Солнце, как уже говорилось, является показателем жизнерадостности и естественного человеческого счастья, органически присутствующего в каждом человеке. Если на консультацию пришёл человек, в раскладе которого выпало Солнце, то, скорое всего, его Солнце зашло за тучи психологических трудностей и проблем. Как и всегда, о тучах мы можем узнать по сопутствующим Арканам. Те же Арканы могут быть аргументами клиента относительно невозможности достижения им личностного счастья. Он будет говорить, что ему мешает быть счастливым то-то и то-то, но, на самом деле, если уже есть в раскладе Солнце, всё это будет только оправданиями. Солнце говорит, что в человеке есть энергия и есть счастье, и психолог должен помочь человеку признать возможность жизнерадостности и счастья в любых условиях. Человек не должен оправдываться проблемами и стрессами, ведь стресс является солью жизни, а проблемы - условием творческого и духовного развития личности. К тому же проблема, освещённая солнцем жизненного оптимизма, сама по себе выглядит иначе и на свету имеет гораздо больше выходов и решений, чем казалось в темноте пессимизма.
Есть и другая сторона медали в толковании Солнца как генератора оптимизма. Какая из них будет справедлива, покажет сам диалог между клиентом и консультантом. Суть в том, что в отдельных случаях оптимизм Солнца может быть нарочитым и показным прикрытием какой-то внутренней язвы. В подобных случаях человеку может быть очень трудно работать с психологом, который будет разрушать радужное прикрытие и бередить скрытые язвы и болячки. Подобный тип людей весьма ориентирован на показуху и в ближнем круге знакомых всегда стремится рассказать, как у него всё хорошо и замечательно. Подобный оптимизм нельзя путать с живым оптимизмом, потому что если внимательно посмотреть на то, чем человек хвастается, то это никак нельзя будет поставить в один ряд с естественным человеческим счастьем.
Солнце отвечает за тщеславие и стремление человека к популярности, а потому психолог должен стараться не потушить его Солнце, даже если его свет сопровождается сильной копотью. В соответствии с собственной символикой эта карта будет показателем эгоцентризма.

Banshi

  • *****
  • 986
  • 1028
Re: Таро в психологии
« Ответ #22 : 03 Декабрь 2009, 11:15:57 »
СУД

Символический переход от Солнца к Суду можно осмыслить как высвобождение энергий и резервов, скрытых в бессознательном, в процессе осознания (Солнце) собственных бессознательных комплексов (Луна).

Психолог
Данный тип психологов всегда интересуется глубинной психологией. При этом психолог, даже если он ограничен официальными теориями о строении человека, чувствует, что глубинные залежи бессознательного простилаются очень глубоко, и эта далеко не изведанная территория человеческой души может быть весьма объёмной и полной сюрпризов. Относящийся к Аркану Суд психолог не станет делать поспешных выводов и суждений, касающихся своих исследований человеческой души.
Психологи, работающие с холотропной терапией и ребёфингом, по своей нацеленности на пробуждение глубоко бессознательного материала вполне соотносятся с Арканом Суд.

Клиент
Под влиянием архетипа Суд клиент может находиться в состоянии духовного пробуждения. Будь это пробуждение связано с открытием ранее неосознаваемых и незадействованных способностей и резервов или просто с осознанием какого-то ранее вытесненного материала, роль психолога - воспрепятствовать вытеснению этого материала опять в бессознательное и оказать помощь в интеграции вновь открытой территории бессознательного в сознательную жизнь. Часто проблемой может стать то, что получаемый духовный подарок не только не радует человека, но и пугает его. Иной раз духовное пробуждение может действительно оказаться "судным днём", когда пробуждаемые элементы внутреннего мира оказываются весьма болезненными.
В добавление ко всему клиент может воспринимать возникающие в его жизни проблемы, в том числе и психологические, как Божий Суд или как кармическое воздаяние. Но даже если это действительно так, он является главным судьёй среди внутренних голосов присяжных заседателей. Сам человек решает, грешник ли он или человек с обильным материалом для внутренней работы.
К Суду может относиться и самосуд, проявляющийся в самобичевании. К этой карте можно отнести чувство или комплекс вины, а также назначением самому себе способов воздаяния за совершённый "грех". С Судом будет связаны угрызения совести, но самому человеку будет трудно определить, действительно ли это заработал некий этический орган или у него просто гипертрофированное чувство вины.
По-видимому, Суд связан с предвидением последствий своих действий. Человек может придти к психологу с проблемой, ясно осознавая, что она является его собственным порождением. Не исключено, что когда-то давно, когда он совершал действия, послужившие причиной настоящей проблемы, он ещё тогда знал о возможных последствиях.
Но не всегда Суд может быть связан исключительно с негативными последствиями. Вполне справедливым является вариант, когда у человека закончился некий жизненный цикл выплаты долга или, иными словами, цепь каких-то проблем, отвязаться от которых раньше не представлялось возможным. На этом жизненном этапе у человека может возникать кризис, связанный с непониманием возможностей приложения высвободившихся сил, времени и энергии. Он как зэк, который, выйдя на свободу, понимает, что у него нет ни дома, ни родины, ни семьи, и что ему даже некуда податься, кроме как опять сесть в тюрьму. Потому подобное освобождение может стать бременем, вызывая страх перед целым комплексом ранее не существовавших проблем адаптации в новой реальности.
Аркан Суд как бы провозглашает новую ступень духовной зрелости и новый этап жизненного пути, а соседние карты укажут проблемы или возможности, которые ожидает сам человек или ему преподнесут силы его собственного бессознательного. В общем-то, в психотерапии Суда полезно прорабатывать застаревшие психоэмоциональные проблемы. Это само по себе даёт возможность высвобождения подавленных и заблокированных энергий, которые могут быть направлены во благо. Практика прощения, связанная с Арканом суд, может оказать благотворное воздействие, избавляя человека от цепи внутренних осуждений и необходимости тратить энергию на эту тяжёлую внутреннюю работу. Архетип Суд формирует потребность к исповедованию и покаянию. В особо проблематичных раскладах Суд может быть связан с нежеланием прощать своих обидчиков.
Если клиент находится на стадии духовного кризиса, который всегда будет при наличии в раскладе Суда, ему потребуется переосмысление и переоценка собственной жизни в контексте нового духовного уровня. При осознании этого момента психолог может существенного смягчить душевные муки, раздирающие человека, путем смещения смысловых осей и корректировки системы ценностей, если только клиент не решит поиграть в мученика и воспринять собственные страдания в качестве очищения перед загробной жизнью. В целом комплекс проблем, связанных с Арканом Суд, может быть сопутствующим при сильном религиозном пробуждении человека. И осознание того, насколько этот человек склонен осуждать окружающих, будет показателем того, насколько он находится в конфликте с сами собой. Наверное, не случайно за Судом следует Аркан Мир, означающий примирение с окружающими и самим собой.

Banshi

  • *****
  • 986
  • 1028
Re: Таро в психологии
« Ответ #23 : 03 Декабрь 2009, 11:17:26 »
МИР / ВСЕЛЕННАЯ

Символический переход от Суда к Миру говорит о том, что при вскрытии собственных глубин и резервов бессознательного они должны быть интегрированы в целостное самосознание.

Психолог
С этим итоговым Арканом можно связать несколько разновидностей психологов.
Во-первых, к этой карте относятся психологи, способные работать с коллективными психотехнологиями, наподобие Public Relations. Такие психологи хорошо понимают психологию масс, и в целом их мышление является масштабным.
Во-вторых, к этому Аркану можно отнести психологов, работающих в сфере групповой психотерапии.
В-третьих, Аркан Мир символизирует собой синтез. В психологии это может быть связано с психосинтезом, который представляет собой широкий путь в психотерапии. К тому же это итоговый Аркан, который вбирает в себя опыт всех предыдущих арканов. Отсюда можно сказать, что психолог с сильным архетипом Аркана Мир работает практически с любыми методиками и теориями личности, постоянно осваивая новые.

Клиент
Карта Мир представляет собой конечный процесс человеческого совершенствования в плане психотерапии: индивидуацию, самореализацию, самоактуализацию. Любая интеграция, а тем более происходящая в человеческой душе, всегда сопровождается различными проблемами и трудностями, связанными с ассимиляцией когда-то разрозненных, а возможно даже и антагонистичных сторон.
Вполне возможен вариант, когда необходимо интегрировать в целостное Я не слишком одобряемую социальным окружением часть личности. Вообще, проблемы социального круга и проблемы, связанные с адаптацией в свойственной каждому индивидууму социальной среде, соотносятся с Арканом Мир. Поиск возможностей социальной адаптации и примирения с окружением, но уже на новом уровне, и может привести человека с сильным Архетипом Мир к психологу.
Человек Аркана Мир стремится к полноте и разносторонности жизни. Он обладает душевностью, миролюбием и большим богатством душевного мира. В соответствии с типом психолога, относящегося к Аркану Мир, приходящего на консультацию клиента будут волновать проблемы групповых и коллективных отношений. Аркан указывает на потребность в духовном единении с людьми либо на потребность во внутренней сопричастности к какой-либо организации или группе людей.
Клиент Аркана Мир обладает широкими взглядами и способностью к вмещению новых взглядов и позиций. В понятие вмещения может входить принятие самого себя таким каков есть или примирение с самим собой. Перевёрнутый Мир означает проблемы интеграции и вмещения.
Выпадение карты Мир всегда будет связано с расширением сознания, принятием новых взглядов и духовным обогащением. И психолог должен помочь этим естественным запросам архетипа найти место в сознании человека, которое по сути своей не имеет границ. Карта Мир призывает к расширению внешнего и внутреннего кругозора.
Для понимания психологии приложения сил архетипа Мир, полезно почитать работы основателя психосинтеза Роберто Ассаджиоли. Согласно его концепции субличности в процессе длительной психотерапии и духовного роста должны объединиться вокруг единого центра. Когда у клиента на психологической консультации выпадает карта Мир, то можно говорить, что у него присутствует центр интеграции, либо назрела проблема в его кардинальной актуализации.
Карта Мир связана с достижением главной цели текущего уровня. Иногда карта Мир может быть связана с завершением какого-либо проекта и с озадаченностью человека вопросом о дальнейших расширениях своей внутренней территории. В данном случае помощь психолога заключается в расширении жизненного пространства человека и нахождении новых областей самосовершенствования.
Мир - Царствие Божье внутри нас, говорит, что в человеке есть всё необходимое для выхода из его затруднений.

Banshi

  • *****
  • 986
  • 1028
Re: Таро в психологии
« Ответ #24 : 03 Декабрь 2009, 11:18:19 »
ОБОБЩЕННЫЕ ВИДЫ ПРОЕКЦИЙ СО СТОРОНЫ КЛИЕНТА

ШУТ - шутник, клоун.
МАГ - умный манипулятор.
ЖРИЦА - гадалка-экстрасенс.
ИМПЕРАТРИЦА - мать, Анима.
ИМПЕРАТОР - начальник, авторитетное лицо.
ПАПА - гуру, священник, отец.
ВЛЮБЛЁННЫЕ - Анима или Анимус.
КОЛЕСНИЦА - агрессивные тенденции.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ - судья, моралист.
ОТШЕЛЬНИК - умудрённый жизнью просветитель.
КОЛЕСО ФОРТУНЫ - (?!) (свои варианты и предложения читатель может выслать по адресу MasterMantic@mail.ru).
СИЛА - опасность.
СМЕРТЬ - носитель плохих новостей.
ВОЗДЕРЖАНИЕ - ангел.
ДЬЯВОЛ - искуситель.
БАШНЯ - проекция деструктивных страхов саморазрушения.
ЗВЕЗДА - носитель идеалов и надежда.
ЛУНА - тёмная личность.
СОЛНЦЕ - популярная личность.
СУД - (?!).
МИР - (?!).

Banshi

  • *****
  • 986
  • 1028
Re: Таро в психологии
« Ответ #25 : 03 Декабрь 2009, 11:19:34 »
ОСОБО ПРОБЛЕМАТИЧНЫЕ АРКАНЫ

Из всех 22 карт можно выбрать по крайне мере треть, которые в современном обществе наиболее располагают к неврозу. Иными словами, в условиях потребительски ориентированного коллективного сознания проработке этих архетипов уделяется мало внимания, что и создаёт вероятность возникновения соответствующих проблем. Сами по себе они не являются невротическими, но в условиях отсутствия стремления к самосовершенствованию и духовной работе над собой их архетипы способствуют формированию в психике человека нервных расстройств и различных психопатологий. Ниже перечислены наиболее располагающие к неврозу архетипы.
ШУТ - в некоторых событийно-ориентированных интерпретациях этому Аркану приписывают зловредные свойства. В психологии, как одна из антисоциальных карт, Шут указывает на трудности социальной адаптации личности.
СВЯЩЕННИК - человек, имея духовную природу, всё-таки протестует против однобоко истолкованных заповедей, религиозных требований и запугиваний. Иногда человек борется против самого Бога, но иногда подобная борьба есть не что иное, как альтернативная форма его поиска. Вся эта борьба может занимать довольно большой объём внутренней жизни современного человека, порождая соответствующую проблематику.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ - уже само по себе наличие меча в руке Фемиды вряд ли можно связывать с её хорошими намерениями. Всем знакомо понятие социальной справедливости и то, что на самом деле она из себя представляет.
ОТШЕЛЬНИК - проблема одиночества и страха перед ним, так или иначе, встаёт перед людьми, не обременёнными духовными поисками, и не знающими, как использовать дар свободного времени в пенсионном возрасте.
СМЕРТЬ, ДЬЯВОЛ, БАШНЯ, ЛУНА - эти карты, пестрящие своей психопатологической символикой, вряд ли нуждаются в комментарии. Их можно означить как гиперпроблематичные карты.
СУД - Аркан, связанный с пробуждением вытесненного материала, при отсутствии адекватных знаний может создавать определённые формы невроза. Что-то вроде невроза невостребованных возможностей.

Каждый из практикующих психологическое Таро может составить собственный список наиболее проблематичных Арканов, которые в сущности своей будут отображать наиболее подверженные неврозу архетипы в душе самого психотаролога. Вполне вероятно, что отмеченные проблематичностью Арканы Таро со временем могут изменяться вследствие исцеления одних и актуализации других проблем, представляемых Арканами Таро. В этом заключается динамика жизни. Ведь недаром китайские мудрецы назвали свой мантический шедевр Книгой Перемен, указывая тем самым на постоянную изменчивость внешних и внутренних доминирующих факторов.

Banshi

  • *****
  • 986
  • 1028
Re: Таро в психологии
« Ответ #26 : 03 Декабрь 2009, 11:20:05 »
МЛАДШИЕ АРКАНЫ

ФИГУРНЫЕ КАРТЫ (короли, дамы, рыцари и валеты) - значимые для клиента люди.
— жезлы: в плане администрации и социальных отношений.
— кубки: эмоционально значимые люди, с которыми человек вступает в глубокие и интимные отношения.
— мечи: люди, несущие неприятности, основные враги, так сказать, конфликтно значимые люди (ведь должен быть объект для сброса бессознательных агрессивных и стихийных тенденций личности).
— монеты: деловые партнёры, спонсоры; люди, с которыми завязаны важные материально-денежные отношения.
Монеты могут указывать на проблемы работы как средства добывания денег.

Разделы психологии, с которыми можно связать масти младших Арканов:

ЖЕЗЛЫ - политическая психология.
КУБКИ - семейная или супружеская психология.
МЕЧИ - конфликтология или психология конфликтов.
МОНЕТЫ - бизнес-психология.

Banshi

  • *****
  • 986
  • 1028
Re: Таро в психологии
« Ответ #27 : 03 Декабрь 2009, 11:22:35 »
Карты не являются панацеей в решении различных психологических затруднений и сами по себе они проблем не решают. Они помогают в осознании глубинных структур проблемы или внутренних конфликтов и способствуют верной расстановке акцентов в мировосприятии и системе ценностей клиента. Также есть мнение, что картами в психоконсультировании нужно пользоваться тогда, когда возникает внутреннее интуитивное желание, которое нежелательно путать с мантическим тщеславием. Иначе процесс творческого диалога выродится до пустяшной показухи и получения повода для клиента к бегству от встречи с собственными вытесненными архетипами, так как за иллюминацией картинок человек может забыть, за чем именно он пришёл. Это вовсе не противоречит тому, что карты Таро должны высвечивать именно вытесненные и скрытые архетипы. Просто к интуитивному инструменту погружения в глубины человеческой души нужно прибегать также с интуицией и деликатной тонкостью. Кроме этого полезным можно считать расклады, совершаемые заочно, вне консультативной сессии. Консультант может узнать, на какой внутренний зов пришёл конкретный клиент и какой духовный урок для него самого он принёс. Вообще, постановка вопросов - это тоже своего рода искусство, и овладев им, психолог получает высококачественный диагностический инструмент в лице всевидящих и всезнающих Арканов Таро.
Вряд ли в самом начале пользования картами Таро в качестве психологического теста стоит вменять себе в обязанность непременное истолкование клиенту результатов этого теста. Карты могут быть вытянуты сразу или заочно самим психологом, но переворачивать их следует только после исповеди человека психологу. При отсутствии времени нужно отложить обсуждение с клиентом расклада до следующего раза. Расклад можно изучить и без клиента, отмечая при этом то, как выпавшие Арканы проявляли себя в исповеди клиента. Если психолог решил протестировать клиента заочно, допустим, сразу после получения заказа, то он должен соблюсти правило спокойствия и глубокой сосредоточенности на вопросе. При этом психолог получит информацию с позиции того, на какие собственные проблемы он притягивает клиента.

Пример простого расклада:

C - сигнификатор, соответствующий типу личности, проявляемому человеком по отношению к данной проблеме. Или, другими словами, показывает, какой гранью своей многогранной личности человек повёрнут к этой проблеме.
1 - причина, вызвавшая создавшуюся проблему.
2 - стержневая ось и смысл проблемы.
3 - совет для конструктивного решения проблемы или способ решения проблемы ".


Banshi

  • *****
  • 986
  • 1028
Re: Таро в психологии
« Ответ #28 : 04 Декабрь 2009, 15:50:31 »
Проективный тест судьбы - гадание на картах Таро - как феномен синхронности в аналитической концепции К.-Г.Юнга
(автор - Тытарь Е.Т., http://www.synergia.ru/content/view/36/44/)

"Известный интерес К.-Г.Юнга к гаданиям, в частности, по древнекитайской Книге Перемен И-Цзин, связан с его трактовкой психического как подлинно человеческого универсума, тождественного универсуму мировому. Это единство-тождество человека и мира, постулируемое и до Юнга в несчётном количестве философских, религиозных и мистических систем различных авторов, у Юнга трактуется как вневременное и нелинейное взаимодействие психических и материальных процессов, которое не может быть объяснено с точки иронии формальных причинно-следственных связей.

Такое взаимодействие возможно в результате особой "резонансной сонастройки", как мы сейчас бы сказали, человека (его психики) и мира; это состояние свидетельствует о проявлении в жизни индивида архетипических мотивов и объясняются через введённое Юнгом понятые синхронности: "Я избрал этот термин потому, что одновременное появление знаменательных, но причинно не связанных событий мне кажется существенным критерием. Поэтому я использую общее понятие синхронности в специальном смысле - для обозначения совпадения во времени двух или более событий, причинно не связанных, но имеющих одинаковое или сходное значение, в противоположность "синхронии", означающей просто одновременное появление двух событий". "Синхронность не более таинственна или загадочна, нежели понятые дискретности в физике, исключительно наше убеждение во всемогуществе причинно-следственных связей делает её сложной для понимания, поскольку мы не в состоянии домыслить самую возможность существования беспричинных событий... Полные смысла совпадения мыслятся как чистая случайность. По чем чаще они случаются и чем большим и более точным оказывается соответствие, тем менее мы склонны верить в их вероятность, наконец, мы вынуждены смириться с тем, что это уже не просто случайность, и что каузальное объяснение -не единственно возможное и не единственно верное. Их "необъяснимость" происходит но оттого, что неизвестна их причина, а оттого, что она немыслима, непостижима нашим разумом" [К-Г.Юнг. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев, 1994, с.378 ]. А в "Предисловии к И-Цзин" он отмечает: "...следует предположить, что существует неожиданный параллелизм психических и физических событий "[К-Г,Юнг:0 психологии восточных религий и философий.-М.,"Медиум", 1994 ].

В Европе более популярна другая система, как и И-Цзин, описывающая все, что может случиться с человеком в жизни - своеобразный набор жизненных программ, выраженных многозначным символическим языком, Этот язык настолько объёмен по смыслам, что смыслы эти оказываются доступными пониманию каждого сознания ровно настолько, насколько это сознание способно понять, "по-ять", объять эти смыслы в каждый данный момент, а имею в виду карты Таро.

Учитывая, что бессознательное говорит языком символов, а карты Таро - это символы, отражающие, в соответствии с идеей синхронности, наше состояние и перспективы в каждый момент, когда их об этом умело спрашивают, я предположила, что возможно "вопрошание" при помощи карт Таро нашего бессознательного в соответствии с определёнными принципами Юнговской психологии личности.

Получилось следующее:


 - Анима/Анимус -  Здесь понимается скорее как характер отношений между женской и мужской частями души человека, что имеет свою проекцию, в частности, и на отношения с противоположным полом в жизни, и показывает уровень "общей энергетичности" жизни - в соотв. с работами автора и др. 

В момент гадания сознанию становятся доступны эти отношения, оно понимает многое из того, что происходит по жизни, а то, что остаётся за пределами осознания в момент гадании, но является важным, приходит в ту же ночь в сновидениях, инсайтах и совпадениях - синхронности событии в жизни в течение 2-3 и более суток с момента гадания.

Гадание носит характер проективного психологического теста и выполняется следующим образом: на Проективную Карту Судьбы, после предварительного настроя (объяснения клиенту смысла Юнговских понятий Эго, Персоны и т.д., и вхождения в контакт с картами, причем используются только Великие Арканы), клиент последовательно выкладывает 4 карты из колоды рубашками вверх, после чего, открывая их по очереди, описывает, что он на них видит. Оператор также описывает то, что он видит на этих картах "глазами клиента". Затем оператор совместно с клиентом описывают полную картину из 4-х карт. Последней выкладывается карта "Самость" и весь расклад трактуется снова, но в качестве смыслообразующей всей ситуации теперь является карта Самости, далее можно дополнить интерпретацию, прибегнув к любой из известных в литературе трактовок карт Таро, но, как показал опыт, это мало что добавляет по существу, поскольку смысл гадания - проекция бессознательного конкретного человека.



Таким образом, основная функция Таро как психологического проективного теста - помочь прояснить и углубить личный миф, поскольку карты Таро могут быть рассмотрены как архетипические образы, которые автоматически мобилизуют подсознательную часть психики, которая хочет быть выслушанной. В качестве психотерапевтического средства Таро действует как "связной", указывающий направленно усилий, говоря о значимых факторах для человека на данный момент, открывает дверь к новым возможностям, освещает то, что для сознания было скрыто или искажено ложным пониманием. Проективный психологический тест Таро, таким образом, становится инструментом самотрансформации и обновления восприятия реальности.



Эффективность этого проективного теста-гадания, по моим наблюдениям, может быть очень велика, но при соблюдении следующих условий:

- Гадание на Проективной Карте Судьбы - это не развлечение, а серьёзная психотерапевтическая работа, требующая высоких энергетических затрат как со стороны клиента, так и оператора. Поэтому использовать этот метод надо только тогда, когда человек ощущает в этом настоятельную необходимость /жизненный кризис, "тупик", критическая точка, чувство "непонимания того, что со мной происходит"/, словом, ситуации необходимости в психотерапии.

- Гадание тем результативной с точки зрения психотерапевтического процесса (в данном случае - ускорения процесса индивидуации) если при этом произошла активации структур бессознательного. Но моему опыту, она выражается рядом признаков у клиента: физиологическими - реакция вегетативной нервной системы в виде жара, озноба, потливости. ' дрожи в руках, ногах, иногда и во всём теле; дрожание голоса, побледнение/покраспение кожных покровов. Кроме того, наблюдается динамика эмоционального состояния: клиент испытывает беспричинный страх, плачет, смеется; нередки чувства эмоционального подъёма, "расширения" радости, озарения. Часты признаки изменённого состояния сознания: чувство "остановки времени", расширения пространства, изменения освещённости ( стало как будто светлее"), причём последний признак нередко наблюдается и у оператора. При этих условиях становится возможной проекция бессознательных структур в процессе гадания. При отсутствии этих признаков изменения состояния или их слабой выраженности эффект оказывается гораздо слабее.

- Оператор включается в процесс через проекции бессознательного клиента в доступной для него в тот момент степени. Помогает при этом оператору то, что он в состоянии реально осуществить позицию Юнга, которую он подчёркивает практически во всех известных мне его работах и которая кажется мне точно сформулированной в его словах о Фрейде: "Он имел мужество дать материалу говорить за себя, и таким образом смог проникнуть в реальную психологию своих пациентов? /Д.Фейдимен.Р.Фрейтер, Личность и личностный рост. ВЦП, 1985/.Здесь это означает суметь быть настолько эмпатичным, настолько "отстроиться" от себя, чтобы увидеть карты глазами своего клиента - увидеть ту часть, которая для него в этот момент не проявлена. Без этого условия ничего не получится. Признак "включённости" оператора, по моему опыту, таков: те же карты выглядят по-разному при гадании у разных клиентов.

- По окончании гадания клиент может переживать процесс следующим образом: продолжение изменённого состояния сознания, вегетативных и эмоциональных реакций с быстрой динамикой, необычные, яркие сновидения.

 Были случаи кратковременных болезненных состояний с высокой температурой. Все эти явления проходят в течение суток и разрешаются в состояние ясного, спокойного, расширенного сознания; происходит осознание причин кризиса. Отсроченный контроль за некоторыми клиентами показал, что в их жизни произошли значительные перемены. Эти перемены, как отмечали сами клиенты, происходили как бы "сами собой", в силу обстоятельств, и были направлены на неожиданные для них стороны личностной реализации: перемены в отношениях в семье, неожиданные значимые встречи, смена работы и т.п.

Описанный выше процесс ещё раз убедительно показывает, что осознание - не пассивно, но своей природе оно активно, действенно, и объём осознанного материала говорит об объёме изменений в судьбе, а глубина потрясения, переживаемого при этом, говорит о глубине судьбинных перемен.

Таким образом, "Проективный Тест Судьбы" - гадание на картах Таро как проявление феномена синхронности по Юнгу - по предложенной здесь системе, будучи апробировано на 52 клиентах, показал себя как весьма мощное психотерапевтическое средство, действующее на самых глубинных уровнях личностного бессознательного. Это позволяет интегрировать его материал на пути углублённого и ускоренного процесса индивидуации. Решая проблемы личности на экзистенциальном уровне /признаваемом в современной психотерапии её основным по эффективности уровнем/, этот метод приводит к более лёгкому и естественному решению личностью проблем социального уровня, проблем отношений, а также психосоматических проблем ".





Banshi

  • *****
  • 986
  • 1028
Re: Таро в психологии
« Ответ #29 : 08 Декабрь 2009, 11:44:27 »
Психомоделирующая методика Таро
(автор Величко Антонина Феликсовна, http://veliger.danilkin.ru/taro/metodics_1.shtml)

" "Таро-психомоделирование" - метод моделирования подсознательных психических процессов и содержаний с помощью стандартной системы символов, позволяющий не только описать качественные особенности бессознательной части психики субъекта исследования, но и оценить интенсивность выявленных проявлений. Данные свойства ставят методику между собственно проективными и психометрическими тестами, расширяя поле исследования.

Данная методика зарегистрирована, как авторская научная разработка Антонины Феликсовны Величко и объект интеллектуальной собственности в Российском Авторском Обществе (Свидетельство № 10807 от 20 октября 2006 года).

Стимульный материал
Стимульным материалом для осуществления обследования с помощью описываемой методики служит древняя символическая система, называемая "карты Таро", содержащая 22 сюжетных картины и 4 группы объединяемых одним общим символом (масти) картин с цифрами до 10-ти и стандартными фигурами (Король, Королева, Рыцарь, Паж). Данный материал является стандартным, так как за несколько веков существования принял устойчивую форму и дальше не изменялся. По историческим сведениям - устойчивая форма колоды Таро возникла в XVIII веке, когда начался выпуск карт типографским способом. В дальнейшем возникали авторские колоды, отличавшиеся от традиционной, давшей начало обиходным игральным картам, но данная методика предполагает использование стандартных колод("Марсельское Таро", " Райдер-Уэйт") или приближенных к стандартным.

Новизна метода
Ранее карты Таро использовались лишь в одной официально заявленной психодиагностической методике в рамках символьной соционики, основы которой разработаны С.Савченко (г.Днепродзержинск). Автор сравнил типовые характеристики шестнадцати психологических типов, используемых в "классической" соционике и типоведении с квадратом "Придворных карт Таро", содержащим также 16 персонажей, разделенных на четыре масти по четырем значениям (короли, дамы, рыцари и пажи). Поставив в соответствие мастям стереотипы мышления, используя при этом юнговские понятия рациональности/иррациональности и логики/этики, а значениям карт v стереотипы поведения, используя для этого понятия экстраверсии/интроверсии и сенсорики/интуиции, он получил взаимнооднозначное соответствие между соционическими типами и архетипами придворных карт Таро. Однако в данной методике, в отличие от метода "таро-психомоделирование" используется колода Таро не целиком, а лишь блок так называемых "младших" или "придворных" карт. Охват исследования методом Таро-психомоделирования шире - так как проводится не только психологическое типирование, но и оценка динамических характеристик личности - ее зрелости, интенсивности протекания бессознательных процессов, их характера на момент исследования. По данным Л.Ф. Бурлачук (1997) основным недостатком имеющихся в психологии диагностических проективных методик (тест Роршаха, ТАТ, психодрама, "завершение предложения", "дом-дерево-человек", тест Люшера) является недостаточная стандартизированность и определенность материала, а также сложность определения проблемы, являющейся актуальной для человека, в связи с тем, что бессознательное (в широком смысле этого слова) не может полноценно проявить себя, поэтому получаемые результаты ограничиваются исключительно сознательными убеждениями - как собственными, так и социально обусловленными. Психомоделирующая методика Таро заполняет этот пробел, так как имеет стандартный набор материала, стандартные модели его использования и четкую схему оценки результатов, а также, в силу особенностей стимульного материала и способа его предъявления (см. "описание метода") позволяет отделить собственно бессознательный материал от содержания сознания.

Теоретические основы метода
В основе метода лежат теоретические разработки К.Г. Юнга, касающиеся введенного им понятия "коллективное бессознательное", которое отражало объективную психику, разные уровни которой идентичны у лиц определенной группы, народа и всего человечества. К.Г.Юнг утверждал, что коллективное бессознательное - не просто психическое явление, свойственное человеческой природе, но "своего рода психологический эквивалент окружающего мира и поэтому постоянно проецируется на него". Структурными единицами коллективного бессознательного, по К.Г.Юнгу служат так называемые архетипы. Этот термин был использован еще в античности платониками и происходит от греческого слова "архетипос" - первоначальный образец, матрица. В психологии этим термином обозначается способ связи образов, переходящих из поколения в поколение, принцип, по которому они связаны. Архетипы задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток. У всех людей набор архетипов стандартный, но в жизни каждого отдельного человека они реализуются по-своему, наполняются конкретным содержанием. Для пояснения можно провести аналогию: например, структура мозга у всех людей одна и та же, а личности разные. Архетипы коллективного бессознательного нейтральны в отношении добра и зла, структурируют понимание мира, себя и других людей. Они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры.

Свойства архетипов(по К.ГЮнгу:)
-трансгрессивность - способность в некоторых случаях проявлять себя так, как если бы они принадлежали в равной мере и обществу, и личности.
-нуминозность - ощущение человеком уникальности, особого значения образов-архетипов.
-способность активизироваться в ответ на ритуал, посвященный им.
-способность образовывать личностные комплексы там, где имеется конфликт сознания с инстинктом.
-способность в активной форме вызывать "феномен синхроничности" - так называются осмысленные совпадения событий, разделенных временем или пространством.
-суггестивный эффект (способность затуманивать сознание).
-способность на бессознательном уровне организовывать человеческие идеи, мировоззрение.
-способность к взаимовлиянию.

К имеющимся по К.Г.Юнгу свойствам архетипов разработчиком рассматриваемой методики в результате проведенных исследований прибавлено еще одно свойство: возможность служить маркером уровня зрелости личности. Зрелость личности, как правило, определяется соответствием биологического возраста, социальных ролей и задач с уровнем осознания, принятия и успешного осуществления личностью этих социальных ролей. Стимуляция так называемого "личностного роста" или созревания личности - основная цель большинства психотерапевтических методик.

Основными архетипами, которые выделяет Юнг, являются: анима - женская часть в душе мужчины, источник влечений; анимус - мужская часть в душе женщины, источник непререкаемых суждений; тень - как бы темная сторона личности, совокупность вытесненных представлений о себе самом; самость - самопознание смысла жизни, ядро личности; хтоническая мать - самоосознание женщины; герой - прогрессивный образ в душе мужчины.

В символической системе Таро выбор образов больше, и каждый архетип отражают в разных ипостасях несколько символических картинок. Модель Таро, в отличие от юнговской, позволяет систематизировать архетипы-схемы, формирующие личность, предполагать, как они функционируют, вычленять их влияние и оценивать интенсивность влияния на психический мир, канву поведения человека и помогать осознанию проблем.

В теоретические основы методики автором-разработчиком также введено понятие "психический геном", служащее сеткой координат, шкалой для оценки показаний, выявляемых с помощью стимульного материала - символических картинок Таро.

Психический геном - универсальная для всех людей психическая бессознательная матрица, в соответствии с которой структурируется жизненный опыт, определяющий совершенствование, созревание личности в процессе как биологической, так и социальной жизни человека.

Программы психического генома.
Целевые программы.

Программы женского архетипа:
-программа половой идентификации и продолжения рода
-программа осознания личных и социальных запретов
-программа идеальной любви и осознания смерти.



Программы мужского архетипа.
- программа "демиург"
- программа "герой"
- программа "мудрый старец"


Регуляторные программы.
Всеобщая цикличность
Всеобщее равновесие
Точка перехода
Латерализм (добро-зло)


Общая схема подразделения 22 базовых символических картин.
В методике сохраняется их традиционное название - Старшие Арканы.

А. Основные Старшие Арканы.

Основными условно можно назвать Старшие Арканы, кодирующие наиболее конкретные, сюжетные программы.

Старшие Арканы, кодирующие женский архетип. Женский архетип включает в себя программы рождения, продолжения рода, первичного воспитания потомства, умения подчиняться законам природы, хранения традиций, сакральных, духовных женских функций. Женский архетип кодируют в Таро 6 карт: Звезда, Императрица, Сила, Правосудие, Папесса, Смерть.
Старшие Арканы, кодирующие мужской архетип. Он отвечает за программы приобретения и расширения влияния среди особей своего вида, прогрессивного, творческого преобразования природы, поиска мировоззрения, сакральных, духовных мужских функций. Мужской архетип кодируют 6 карт - Маг, Дурак, Император, Повешенный, Папа, Отшельник.
Б. Вспомогательные Старшие Арканы.

Вспомогательными условно назовем Старшие Арканы с более многозначным толкованием, отражающие не конкретные жизненные сюжеты, а общую направленность подсознательных стремлений.

Старшие Арканы, кодирующие функциональные характеристики "подсознательного диспетчера". Их можно разделить на 2 группы:
Знаковые. Луна и Солнце. Общие символы женской (Луна) и мужской (Солнце) частей психологических стереотипов. По этим картам можно судить о заинтересованности, включенности того или иного архетипа.
Функциональные. Колесо Фортуны и Умеренность. Отражают процесс считывания информации с бессознательной матрицы, своевременность включения тех или иных программ, стабильность, постоянство, уравновешенность психических процессов.
2. Старшие Арканы, кодирующие заложенный в подсознании предполагаемый результат задуманного действия. Эти карты отражают так называемый архетип предупреждения. К ним относятся: Башня - красный сигнал "подсознательного светофора", указывающий на возможность опасного результата действия, Возлюбленный - желтый сигнал, предупреждающий о том, что предчувствие результата действия еще не сформировано подсознанием, и Колесница - зеленый сигнал, побуждающий к действию.
3. Старший Аркан, появляющийся на переломных этапах жизни человека и кодирующий программу адаптации к переменам внешней или внутренней среды - Суд.
4. Старшие Арканы, кодирующие программу оценки личности или ситуации с позиций добра и зла - Дьявол и Мир.
Описание метода.

Метод включает в себя предъявление обследуемому стандартного набора карточек, содержащих изображения-символы, подбор обследуемым определенного количества карточек, интерпретацию полученной символьной информации. Данные манипуляции, как правтило осуществляются после вербализации обследуемым своих запросов к обследованию и актуальных для него жизненных тем.

Способ предъявления стимульного материала имеет ряд особенностей, отличающий описываемую методику от других проективных методик, используемых в практике психологии. В связи с тем, что при оценке любого картинного стимульного материала с помощью зрительного анализа, обследуемый подключает в большей степени механизмы сознания, чем бессознательного - изучения сферы бессознательного затрудняется. В методике "Таро-психомоделирование" для подбора стимульного материала используется так называемый феномен кожно-оптической чувствительности - способности воспринимать некоторые информационные паттерны с помощью сигналов от кожных покровов.

Значительный вклад в изучение проблемы кожно-оптической чувствительности внесли уральские ученые (психологи А.С. Новомейский, Н. Т. Свинина, Н. Н. Судаков, Д. К. Гилев, физиологи С. Н. Добронравов, Я. Р. Фишелев). Опыты проводились главным образом не с такими носителями уникальных способностей, как Роза Кулешова или Вера Петрова, а со студентами Нижнетагильского, Свердловского, Магнитогорского и Ишимского пединститутов, с учащимися школ, со слепыми детьми и взрослыми. Исследования велись в Москве, в Армении, а также за рубежом - сначала в США, потом в Англии, Франции, Китае и других странах. Было установлено, что кожно-оптическая чувствительность, т. е. способность определять некоторые свойства и форму предметов с закрытыми глазами или в полной темноте, в большей или меньшей степени присуща всем людям, как женщинам, так и мужчинам. Оказалось, что различно окрашенные предметы по-разному действуют на наш организм: неосознанно (или с разной степенью осознания) отражаются нами и более того - повышают или понижают интенсивность наших реакций и нашей деятельности.

В связи с вышеописанными особенностями кожно-оптической чувствительности, в качестве стимульного материала могут использоваться только цветные колоды Таро, с четким, простым рисунком.

Методика "Таро-психомоделирование" использует не возможность "угадывания" рисунков или цвета, а дает возможность механизмам бессознательной психики полнее включаться в выбор карточек-стимулов.

Интерпретация результатов. После подбора стимульного материала, осуществленного обследуемым, проводится толкование полученных сочетаний символических изображений. В процессе толкования исследователь пользуется стандартным набором значений того или иного символа. Набор значений символов разработан автором методики на основе литературных данных и путем ассоциативных экспериментов на группе лиц, не знакомых ранее с изображениями Таро.

В получаемых в ходе обследования сочетаниях картинок, так называемые Старшие Арканы (22 сюжетных картины) несут основную смысловую нагрузку, они отражают основные актуальные бессознательные мотивы в психическом статусе обследуемого, в зависимости от той программы "психического генома", которая включается для реализации действий или умозаключений по актуальному вопросу, озвученному обследуемым в начале исследования.

Группы символических картинок, объединяемых одним общим символом (масти - Мечи, Посохи, Монеты, Чаши) и включающих цифры от 1 до 10, а также фигуры (Король, Королева, Рыцарь, Паж) в данной методике сохраняют традиционное название Младшие Арканы. Младшие Арканы конкретизируют показатели Старших Арканов, придавая их информации негативный, позитивный оттенок, или отражая блокаду кодируемых символом проявлений.

...

 

Фазы Луны (Москва)

Top.Mail.Ru Yandex.Metrika
DMCA.com Protection Status