Не кланяются высшие Бесы.
согласна) если разбирать последовательность действий в тексте, то три беса, которые кланяются оператору, это не те, что сидят на престоле, а какие-то привратники, которые охраняют ворота:
Да три врата пекло отворятсья
Да три бесы поклоном поклонятсья
и вот только здесь мы доходим до собственно престола:
Тако шагом мне пойти
Тако к престолу пекловому подойти
а в этом месте сам оператор кланяется престолу:
Тако я престолу поклонюсь
Да престол то глыбина черная То каменюка алатырная
Иже людом невидан Иже бесами навидан
по тексту не вижу упоминания, что на самом престоле кто-то есть
Ну по крайней мере при проведении высших каких-то особых Бесов я не чувствовала.
Безусловно доверяю Вашему мнению и ощущениям, но позволю высказать альтернативное предположение, что эта зачитка построена на символизме, в котором престол пекловый является символом силы, местом ее концентрации, не привязанным к "одушевленным" представителям ТС.
Тако левой ручиной коснусь
Тако силой я возьмусь
и т.д. В общем, имхо, но престол пустой
Иже на пеклов престол замолина
Тако ныне сказ сей кончаетсья
Для себя я сделала вывод, что оператору, который плотно и часто работает с ТС откуп за этот обряд давать не обязан, как и во многих обрядах на силу.
Благодарю Вас за полезный диалог, уважаемая!