После смерти покаяние невозможно.
Кстати, сколько пыталась на эту тему у священников спрашивать, они всегда уклончиво отвечают "вы за своих усопших молитесь, это и для вас полезно, а Бог милосерден и т.д." Не дают чёткого и однозначного ответа. Может, народное что-то?
Не знаю актуально ли - но как человек с церковным образованием могу дать более менее исчерпывающий ответ о мнении церкви на посмертную участь, отработку грехов, посмертное покаяние, чистилище и происхождение информации об этом. Есть помимо священного писания священное предание, которое равнозначно почитается как источник информации в православной церкви. Священное предание - это то что не вошло в Библию и Евангелия, а также труды деятелей церкви, инсайты-откровения святых, записи о явлениях святых и их словах, и иная подобная публицистика. Сейчас это по большей части опубликовано но размеры имеют огромные - это тебе не книжечка одна. Очень много чего от священного предания попало в простонародные представления о загробном мире, откуда мы собственно эти все предания старины глубокой от деревенских бабок и слышим. Во всяко разно перевранном виде. Да, чистилище или лимб - придумка католической церкви, но в православном предании есть понятие о разных местах ада. Как бы уровни тюрьмы с разным режимом содержания. В некоторых, по преданию, души могут даже молиться, и там нет адских всяких ужасов. Так вот, молитв как церкви так и живых за умерших - как общие так и частные - способны по мнению церкви как переместить душу с одного "уровня" на другой, так и вообще отправить душу из ада в рай. также, некотрые души могут "отстрадать свое" и быть перемещены на другой уровень. И конечно, это только до Страшного Суда. Потом их судьбу "пересмотрят". О строении ада, о судьбе души, о механизмах воздаяния - обо всем этом повествуют разные места священного предания, в том числе те из новозаветных апокрифов которые признаются церковью. Но разговоры о таких материях никогда не будет вести священник с "профаном" - это "университет" а не начальная школа, об этом принято рассуждать с людьми религиозно образованными. Однозначного запрета на эту тему нет, но это не то знание о котором с амвона бабкам рассказывают.