Казачьи заговоры от детского испуга. Из книги "Заговоры, обереги, поверья, приметы: духовная культура донских казаков".
ИСПУГ (переполох, родимец, прытка, младенское, младенческое)
№ 97. ст. Вёшенская, 1988 г.
Испух, пирьпалох, выдь из рабе божый (имя) за парох из буйнай уалавы, из рятивава серца, ис краснай крови, из белава тела, ис феей утробы, из рук, из нох, из науаткоф, палунауаткоф. Иди ф сухие пахи, балота, купайси, к рабе божый (имя) ни касайся, там улумисси, сушысси, а рабу божью (имя) ни суши, ни круши и червону крофь ей ни паси. Спаси, Госпади, памилуй младенца Любу ат испууа, пирьпалоха, ат фсех страстей и напастей, ат фсяких балезней. Ва имя Атца и Сына и Святова Духа.
№ 98. ст. Вёшенская, 1988 г.
Злой дух-испух, сайди на асину, улубокаю трясину. Я тибе вызываю, я тибе выкликаю: сайди ф трясину, там табе быть, там табе жыть.
№ 99. пос. Нижний Чир, 1993 г.
Пациент садится на пороге, и над ним нашептывается заговор:
Испух-перьпалох, выйди их рабы божый (имя), ис краснай крови, из белых кастей, ис сустаф, из рук, из нох; выйди, испух-перьпалох, выйди, выйди за парох.
Примечание. Заговор прочитать трижды и трижды сплюнуть. Во время нашептывания водить ладонью по макушке пациента.
№ 100. пос. Нижний Чир, 1993 г. (запись Н. Архипенко) Перед нашептыванием трижды прочитать «Отче наш»: Господи Иисусе Христе (повторить трижды). Выйди, испуг-перьполох, через порог с раба божьего младенца (повторить 9раз).
№ 101. пос. Весёлый, 1991 г. (запись Е. Беспаловой)
Воду заговаривать три дня: утром и вечером по 12 раз. На горе крестом стоит Божья мать на престоле, замыкает рай и пекло. Замкни Сатане рот и язык, губы и зубы. Открывайтесь, ворота, пусть идет Сатана на болота, где ветер не веет, где солнце не греет, девка косой не машет, человек топором не рубит. Аминь, аминь, аминь!
№ 102. Область войска Донского, 1879 г. [В. Орлов, 1879, с. 717-718]
На море стоит дуб, на том дубу 70 гильев, на тех гильях 70 гнездов и 70 орлов, море разливалось, орлы крылами отбивались, когтями отгребались, носами отклевывались, от Р. Б. нарожденного, молитвенного, крещенного Алексия, от его буйной головы, от его русых волос, от серых глаз, от белых зуб, от мягких губ, от ретивого сердца, от крови горячей, от 77 суставцев, от жёлтых костей и от мощей, от его жил и полужил, от его суставчиков и полусуставчиков, от ногтиков и полуногтиков. Во имя Отца и Сына и святаго Духа, аминь, аминь, аминь!
Примечание. Воды непитой налить в чистую посудину, ладану смирнова растереть, распятие положить, восковую свечу зажечь, читать до 3-х раз, свечою водить по воде на-вкрест, в последний раз потушить ее водою и умывать человека от родимца.
№ 103. Область войска Донского, 1879 г. [В. Орлов, 1879, с. 718]
Ангелы, архангелы, кровопокрытели, Христовозащитители, нечистым духам победители, как вы Иисуса Христа на престоле в присутствии сберегли и так бы вы сберегли нарожденного, молитвенного Р. Б. Алексия от его буйной головы, от родимца, от серых глаз, от белых зуб, от мягких губ, от ретивого сердца, крови горячей, от 77 суставов, от жёлтых костей и мощей, от его жил и полужил, от суставчиков и полусуставчиков, от ногтиков и полуногтиков. Во имя Отца и Сына и святаго духа, аминь, аминь, аминь! Примечание. (См. № 99 — Б.П.)
№ 104. Область войска Донского, 1879 г. [В. Орлов, 1879,
с. 717]
Ты вода благоволенная, восточная, утренняя и вечерняя, вечерняя, полуночная, во имя Отца и Сына и святаго Духа, аминь, аминь, аминь! Примечание. (См. № 99 — Б.П.)
№ 105. Область войска Донского, 1879 г. [В. Орлов, 1879,
с. 717]
Я за родимцем хожу, воскресенье хожу, понедельник хожу, вторник хожу, среду хожу, четверг хожу, пятницу хожу, субботу хожу. Во имя Отца и Сына и святаго Духа. Аминь, аминь, аминь! Примечание. (См. № 99 — Б.П.)
№ 106. Область войска Донского, 1879 г. [В. Орлов, 1879,
с. 717]
Мать присвятая Богородица, как ты сберегла Господа Бога от жидовских рук, от его русых влас и так бы сберегла нарожденного, молитвенного раба, крещенного Алексия, ныне и присно и во веки веков, аминь, аминь, аминь. Примечание. (См. № 99 — Б.П.)
№ 107. ст. Вёшенская, 1987 г. (запись Н. Иванниковой)
Знахарка поясняет, что лечит этим заговором, «когда дитя боится, косится, тянет его»:
Матушка Присвятая Бауародица, закрой-защити сваей рукой, сваей ризай и сваей нятленнай пиляной младенца (имя). Как ты закрывала-защищала сваиво Христа-спасителя ат калдуноф-калдуниц, ат виритникоф-виритниц, ад глаза, ад блаза, ат младенскай, ат хрятинки, ат сибирки, ат радимчика, ат фсякай скорби и балезни, ат фсех балезний, какии знаим звать и какии ня знаим. Младениц (имя) крищён и причащён. Таска-пирипалох, выйди за парох.
№ 108. Дубовский р-н, 1993 г. (запись Т. Власкиной)
Держать в одной руке чашку с водой над головой того, кого лечишь, а в другой руке — чашку с растопленным воском. Льешь воск в воду и читаешь сначала «Отче наш», а потом молитву:
Шла баба мостом с золотым крестом. Навстречу Иисус Христос: «Где ты, баба, идёшь?» — «Я иду переполох выливать новорождённому, новокрещёному младенцу (имя)». — «Я тебе пойду помогать». — «Не я взываю, не я выкликаю — сам Господь вызывает, сам Господь выкликает. Тут тебе не стоять, червонной крови не пить, жёлтой кости не ломить новорождённому, новокрещёному (имя)».
Примечание. После этого воду вылить под веточку, где не ходят, чашку поставить. Руками браться за головку, руки, спинку, живот и т. д., оглаживать, говорить:
Испуг, недуг, выйди, выступи с новорождённого, новокрещёного младенца (имя).
№ 109. Дубовский р-н, 1993 г. (запись Т. Власкиной)
Воду мать приносит с собой в бутылке или в банке, возле иконы ставить и читать:
Святый денёчек Понедельник (или другой день), стань на помощь новорождённому, новокрещённому (имя). Божья Мать прихожала, своим духом надышала. Чи ты, супротивник, насланный, чи ты подуманный, чи ты погаданный? Я тебя вызываю, я тебя выкликаю: «Выйди, выступи из новорождённого, новокрещёного (имя) на мары-боры, на тёмные лесы, на сухие дубы. Там себе засыхай, там себе пропадай». Аминь, аминь, аминь!
Примечание. Эту водичку потом пить давать, умывать, лить в купель.
№ 110. х. Грачёв, 1995 г. (запись Т. Власкиной)
Читать над больным и над водой:
Переполох без глаз, без рук, немой и глухой, земляной и водяной. Выйди, переполох, скотиний, человечий, кошиный, собачий и всякой твари. Выйди, переполох, из рабе (имя), из буйной головы, из ретивого сердца, выйди из белой груди, из мягкого живота, из сизых рук, из резвых ног, из кости, из жил и пажыл. Аминь, аминь, аминь!
№ 111. х. Грачёв, 1995 г. (запись Т. Власкиной)
Не я хожу, не я лечу — Пресвятая Богородица своею пеленой, ризою нетленною, своею рукою чистою от младенческого, от родимчика, от дур-ного глаза, от худого часу, от серого, от жёлтого, белого, чёрного и отрачливого. Аминь, аминь, аминь!
№ 112. пос. Нижний Чир, 1993 г. (запись Н. Архипенко)
Благослови, господь, стих прочитать на имя Христова тела, на благодарную святую воду. Ты, злой глаз, ты, злой родимец, ты, злой испуг, выйди из младенца (имя), из буйной головы, из русых кос, из ясных очей, из ретивого сердца и горячей крови, из всех костей и всей утробы. Вся эта болезнь вышла и пошла во веки веков. Аминь, аминь, аминь!
№ 113. ст. Вёшенская, 1996 г. (запись Н. Архипенко)
Господи Иисусе Христе, сойди на мне на рабу божью (имя). Выливаю испуг рабе божьей (имя) со святой госпожой, Девой Богородицей, со всеми святыми. Чистое поле, зеленые луга, золотые берега, где птица не пролетает, зверь не пробегает, люди не проходят. Там тебе, тоска, испуг, болезни колючей, ломучей, быть, рабе божьей (имя) алую кровь, белые кости не сушить.
№ 114. ст. Вёшенская, 1996 г. (запись Н. Архипенко)
Берут невладаную (новую — Б.П.) посуду, воду с трех колодцев до зари, воск с церковной свечки. Выливать испуг над головой младенца на молодой месяц.
Сидит Божья Мать на престоле, очертивает камчуг рабе божьей (имя). Очерти, господи, камчуг и переполох, очерти, господи, камчуг из головы, из рук, из красной крови, из белых костей. Очерти, господи, камчуг колючий, болючий, ломучий, свербучий, пухучий. Щедроват белогрив, щедроват белокопыт, щедроват белогрив, щедроват белокопыт, щедроват белогрив, щедроват белокопыт.
№ 115. х. Грачёв, 1995 г. (запись Т. Власкиной)
Осип Прекрасный, Илья наделящий, разбиваете вы все тучи грозовые, камни, воды, деревья, землю и всякие подобия. Разбейте вы в рабе божьей (имя) всю скорбь-болезню, выгоните тоску и переполох ноготков и уголков. Аминь!
№ 116. г. Семикаракорск, 1997 г., из «заветной тетрадки»
Первым разом святым часом супротивник ты и колючий, ты и болючий, ты и жаром осыпаешь, ты и холодом окидаешь, ты и подсыпанный, ты и подлитый, ты и вслед сказанный, ты и спитенный, ты и съеденный. Я тебя не знала, я тебя не вызывала, но стала тебя звать и стала тебя вызывать на моря, на болота, где люди не ходят и птицы не летают.