Домашние духи, искусственно созданные для обогащения, продукт колдовской деятельности, желания получать блага безотносительно к своему поведению, чистоте помыслов – во что бы то ни стало, даже за счет отбирания у соседей. Они характерны преимущественно для севернославянского ареала. Луж.
zmij, plon, словац. zmok, džmij, чеш. plivník, карп.-укр. хлопець, хованец, с.-рус.
змея деньгоносица, змей-носак, и др.– приносят своему хозяину зерно, молоко,
деньги и др. блага, заботятся о конях и скоте, выполняют желания и помогают
во всяких делах.
Мифологичесий персонаж-обогатитель не одаривает и не помогает хозяину заработать богатство,но приносит ему добытые (отнятые у других) блага. Богатство оказывается эфемерным и исчезает вместе с демоном, за него приходится расплачиваться своей
душой или другими услугами (например, по восточнословацкому поверью, ночью змок превращался в существо противоположного пола по отношению к хозяину и принуждал к сожительству).
М.М. Валенцова
-----------------
Змей-носак-в мифах так звали змея, который приносил богатство своему хозяину колдуну.
Славянские боги, духи, герои былин. Иллюстрированная энциклопедия
Авторы: Ольга Крючкова
-----------------
Хованец (годованец, выхованок) — в украинской демонологии (Прикарпатье) дух, обогащающий хозяина. ХОВАНЕЦ представляется в виде маленького мальчика или цыпленка. По происхождению ХОВАНЕЦ связан с «заложными» покойниками: ХОВАНЦЕМ становится выкидыш через 7 лет после аборта; в течение этого времени ХОВАНЕЦ просит прохожих о крещении.
Человек мог вывести для себя ХОВАНЦА из яйца, снесенного петухом или черной курицей, которое нужно носить под левой подмышкой 9 дней, в течение которых нельзя умываться, стричь ногти, молиться, креститься; если ХОВАНЦА не доносить, то он замучает человека до смерти. ХОВАНЦА можно купить, отрекаясь при этом от Христа и Богородицы , глумясь над крестом и иконами. Считалось, что при покупке и выведении ХОВАНЦА человек продает свою душу дьяволу.
ХОВАНЕЦ живет в доме на чердаке, питается несоленой пищей, прежде всего пшеничным хлебом, молоком и сахаром. ХОВАНЕЦ обеспечивает богатство своему хозяину, процветание дому и хозяйству, заботится о скоте. В доме может быть несколько ХОВАНЦЕВ, распределяющих между собой работу — один сторожит дом от воров (как и др. дух, скарбник), другой заботится о пасеке (как и дух - пасечник), третий работает в поле и т.д. Если ХОВАНЕЦ обидится на что-то, напр., ему дадут соленую пищу, то он перебьет всю посуду, может выбить хозяину глаза и вообще уйти из дома, унося с собой и счастье, или замучает хозяина так, что тот повесится.
Со смертью хозяина хованца исчезает и богатство в доме. Смерть такого человека очень тяжела: по гуцульским поверьям, душу его ХОВАНЕЦ относит в ад самому старшему дьяволу, который загонит ее в яйцо, а из него вылупится еще более злой дух. Избавиться от ХОВАНЦА можно с помощью священника, трижды освятив хату, перебросив ХОВАНЦА через крышу, отнеся его за девятую межу. Хованца, как и черта, убивает гром. Его можно убить, ударив наотмашь, но если ХОВАНЦА после этого стукнуть по голове буковой палочкой, он воскреснет.
Слащев В.В. • Словарь Грушко
-----------------------
Хованец
Chowaniec — вариант польского название хованца, домового духа-обогатителя
Chowany — вариант польского название хованца, домового духа-обогатителя
Hodowany — вариант польского название хованца, домового духа-обогатителя
Utrzymywany — вариант польского название хованца, домового духа-обогатителя
Wychowywany — вариант польского название хованца, домового духа-обогатителя
Антипко — вариант названия хованца, домового духа украинского фольклора, приносящего достаток
Вихованець — оригинальное название хованца, домового духа-обогатителя в украинском фольклоре
Выхованец — вариант название хованца, домового духа-обогатителя в украинском фольклоре
Годованець — один из вариантов названия хованца, домового духа-обогатителя в украинском фольклоре
Дітко — наиболее распространённое общее название домовых духов в украинском фольклоре
Хованець — оригинальное название хованца, домового духа-обогатителя в украинском фольклоре
Хова́нец во многом сходен с домовым и его сложно, а часто и вообще невозможно отличить от домового духа, называемого домовиком. Как и домовой, он заведует многими делами по дому, и если иметь с ним хорошие отношения, он приносит много пользы, а хозяйство человека, у которого есть домовик, всегда в достатке. Как и домовой, хованец может быть зловредным духом, причём у хованца более ярко выделяется мотив забирания им души хозяина или члена его семьи после смерти как своеобразная расплата за благодеяния, которые он приносил при их жизни. С последним поверьем связан характерный тип историй про то, как хованцы празднуют ("гуляют"), когда в доме умирает хозяин.
Этимология слова не совсем ясна и может происходить от слова "виховувати" ("воспитывать"), что находит соответствие в том способе, в который можно его завести. Название "хованец" может свидетельствовать о происхождении от слова "ховатися" ("прятаться"), что соответствует тому, что это существо обычно не показывается на глаза людям, или же хозяева сами прячут его от глаз посторонних.
В узком смысле хованец — это дух-обогатитель. Чтобы завести хованца необходимо взять спорыш, то есть яйцо, в котором есть только желток, и которое иногда называют петушьим яйцом, и носить подмышкой в течении девяти дней. Спорыш иногда заменяется в поверьях первым яйцом молодой курицы, последним — старой, яйцом с двумя желтками или просто яйцом курицы, которая поёт как петух, потому что в таких курицах сидит чёрт (854: с.105). Иногда считается, что в это время нельзя молиться, креститься, мыться и смотреть на иконы (828: с.96). После этого из яйца вылупляется хованец или маленькая курица, которая уже потом превращается в хованца. Его необходимо кормить, при этом категорически запрещено солить еду (755: с.XVI, перед), так как хованец, как и многая нечисть, терпеть не может соль. Данный способ выращивания хованца характерен и для более специфического существа украинского фольклора — инклюза или инклюзника, который в полной мере является духом-обогатителем и дарит своему хозяину богатство, похищая его, как правило, у других.
Наиболее распространена мысль о том, что хованец похож человека, на пса или кота (755: с.XVI, перед), но встречаются и более экстравагантные вариации, например, корова (828: с.96). В качестве человека он может представляться одетым в "панскую" одежду, что вписывается в общие представления на Украине о чертях, которые достаточно часто тоже одеты богато.
В некоторых поверьях в хованца превращается выкидыш по прошествии семи лет, но про него не должен знать никто кроме самой не доносившей его (755: с.156). Схожие поверья о превращении умерших некрещёными детей или убитых матерями или выкидышей в домовых духов-обогатителей более характерны для польского фольклора, где подобные существа называются клобуками.
Избавляться от хованца трудно и опасно. Считается, что убить хованца способен гром. Также может помочь традиционный способ освящения дома. В некоторых историях хованца убивают, просто ударив наотмашь, но его можно оживить, ударив его по голове палкой (755: с.XVI, перед).
Энциклопедия.