Заключение
При всей фрагментарности имеющегося материала можно с уве-
ренностью утверждать, что Лилит/Лелита достаточно прочно
укоренена в фольклорных традициях сирийских христиан Кур-
дистана и Иранского Азербайджана. Поскольку эти регионы
непосредственно примыкают к области распространения древ-
нейших представлений, связанных с Лилит, есть основания по-
лагать, что данная традиция в этих местностях не прерывалась
на протяжении около четырех тысяч лет.
До недавнего времени Лилит была известна только по пись-
менным источникам, в частности, по сирийскому заговору,
включающему сюжет Сисиниевой легенды (текст 1). Полевые
тексты, записанные около десяти лет назад, показывают, что
одна из самых существенных черт Лилит как персонажа Сиси-
ниевой легенды – ее свойство губить детей – находит подтверж-
дение в устной традиции (тексты 3 и 4). Текст (5) демонстрирует
принадлежность Лилит к «семье» демонических персонажей,
известных информантам из области Барвар в Северном Ираке.
Образ Лелиты в эпическом цикле о богатыре Катыне существен-
но иной: нет никаких указаний на то, что Лелита, иногда высту-
пающая под именем Шидда, пожирает детей или действует как
демон-суккуб или инкуб53. Однако нет никаких сомнений, что
для информантов Лелита в сказках (тексты 3 и 6) и в эпизодах
борьбы с Катыне (тексты 7 и

– один и тот же персонаж, что
подтверждается ее неизменным атрибутом – пребыванием в пе-
щере. Возможно, сюжеты эпизодов эпического цикла о Катыне
являются заимствованными из курдско-персидской традиции,
в которой роль демонического врага выполняют, как правило,
дэвы, мужские демоны. По-видимому, на этапе адаптации этих
повествований и включения их в цикл Катыне произошла за-
мена: чужеродный демонический персонаж дэв был вытеснен
демоницей Лилит, хорошо известной из народных традиций,
частично отраженных в текстах заговорно-заклинательных
сборников на классическом сирийском языке. В то же время мы
видим, что в некоторых вариантах традиции Лилит вытесняет-
ся другими наименованиями демонов, например, арабским тер-
мином Тебˁа или новоарамейским Шидда.
Исследование устной традиции ассирийцев Курдистана и
Иранского Азербайджана фактически началось лишь недавно.
Новые записи лингвистов и этнографов, а также более глубокий
анализ уже записанных текстов должны помочь найти ответы
на вопросы, поставленные в этой работе.
Сокращения
КНЦ – Центральная научная библиотека Казанского научного центра РАН
КрК – Кодекс из частной коллекции в Краснодаре
КрС – Свиток из частной коллекции в Краснодаре
СЛ – Сисиниева Легенда
Cod C – Кодекс С по изданию [Gollancz 1912]
H – Houghton Library, Cambridge MA, USA
Mat – Матенадаран, Ереван
Литература
Агапкина, Топорков 2013 – Агапкина Т.А., Топорков А.Л. Сисиниева мо-
литва от трясовиц и древнерусские индексы ложных книг // Запретное
/ допускаемое / предписанное в фольклоре / Ред.-сост. Е.Н. Дувакин,
Ю.Н. Наумова (Серия «Традиция–текст–фольклор: типология и се-
миотика». Отв. ред. С.Ю. Неклюдов). М., 2013.
Каспина 2014 – Каспина М. Заговоры от Лилит на ашкеназских амулетах
для роженицы и младенца (XVIII–XX вв.) // Круг жизни в славянской
и еврейской культурной традиции. Cборник статей. М., 2014.
Лявданский 2013 – Лявданский А.К. Об одном из имен «душительницы
детей» в сирийских заговорах // Иудаика и библеистика: Материалы
второй ежегодной конференции по иудаике и востоковедению / Отв.
ред. К.А. Битнер и Л.А. Лукинцова. СПб., 2013. Матвеев 1974 – Матвеев К.П. (Бар-Маттай). Истребитель колючек.
Сказки, легенды и притчи современных ассирийцев. М., 1974.
Нуруллина 2012 – Нуруллина А.С. Сирийские заклинания как продол-
жение арамейской заклинательной традиции поздней античности:
исследование на материале рукописи ЦНБ КНЦ РАН 4. Дипломная
работа. РГГУ. М., 2012.
СД 2 – Славянские древности / Этнолингвистический словарь под общ.
ред. Н. И. Толстого. М., 1999. Т. 2.
Церетели 1965 – Церетели К.Г. Материалы по арамейской диалектологии.
Тбилиси, 1965. Т. 1. Урмийский диалект.
Arakelova 2006 – Arakelova V. Spirit Possession. The Caucasus, Central Asia,
Iran, and Afghanistan // Encyclopedia of Women & Islamic Cultures / Ed.
by S. Joseph. Leiden, Boston, 2006. Vol. III. Family, Body, Sexuality and
Health.
Blair 2009 – Blair J. M. De-demonising the Old Testament: An Investigation of Azazel,
Lilith, Deber, Qeteb and Reshef in the Hebrew Bible. Tübingen, 2009.
Daniel 1961 – Daniel W. Qatine Gabbara. 1. San Jose: Literary Committee of
Assyrian Youth, 1961 [на новоарамейском языке].
Daniel 1974 – Daniel W. Qatine Gabbara Gaw Karma Elqushnayta. Part One. 2.
Chicago, Self-Published, 1974 [на новоарамейском языке].
Daniel 1983 – Daniel W. Qatine Gabbara Gaw Karma Elqushnayta. Part Two. 3.
Chicago, Self-Published, 1983 [на новоарамейском языке].
Donabed 2007 – Donabed S. The Assyrian Heroic Epic of Qatine Gabbara: A
Modern Poem in the Ancient Bardic Tradition // Folklore. 2007. Vol. 118.
Eberhard, Boratav 1953 – Eberhard W., Boratav P. N. Typen türkischer Volksmärchen.
Wiesbaden, 1953.
Farber 1987–1990 – Farber W. Lilû, Lilītu, Ardat–lilî. A. Philologisch // Reallexikon
der Assyriologie. Bd. 7. Berlin, New York, 1987–1990.
Fauth 1999 – Fauth W. Der Christliche Reiterheilige des Sisinnios-Typs im Kampf
gegen eine vielnamige Dämonin // Vigiliae Christianae. 1999. Vol. 53.
Fröhlich 2010 – Fröhlich I. Theology and Demonology in Qumran Texts // Henoch.
2010. Vol. 32. № 1.
Gaster 1900 – Gaster M. Two thousand years of a charm against the child-stealing
witch // Folklore. 1900. Vol. 11. № 2.
Gewargis Ashitha, Khoshaba Kasrayta 1998 – Gewargis Ashitha O.M., Khoshaba
Kasrayta S.Y. Spring of Tunes. Rawah. Baghdad, 1998 [на новоарамейском
языке].
Gollancz 1912 – Gollancz H. The Book of Protection, Being a Collection of Syriac
Charms, Now Edited for the First Time from Syriac mss. London, 1912.
Green 1984 – Green A. The Zohar: Jewish Mysticism in Medieval Spain // Introduction
to the medieval mystics of Europe / Ed. by P. E. Szarmach. New
York, 1984.
Hurwitz 1999 – Hurwitz S. Lilith the First Eve: Historical and Psychological Aspects
of the Dark Feminine. Einsiedeln, 1999.
Hurwitz 2004 – Hurwitz S. Lilith. Die erste Eva: Eine historische und psychologische
Studie über dunkle Aspekte des Weiblichen. Einsiedeln, 2004.
Kaplanoglou 1999 – Kaplanoglou M. AT 545B “Puss in Boots” and “The FoxMatchmaker”:
From the Central Asian to the European Tradition // Folklore.
1999. Vol. 110. № 12.
Khan 2008 – Khan G. The Neo-Aramaic Dialect of Barwar. Leiden, 2008.
Lamassu 2009 – Lamassu N. The Female Voice in Rāwe: The Strive for Gender
Equality. Journal of Assyrian Academic Studies. 2009. Vol. 23. № 2.
Lamassu 2014 – Lamassu N. Gilgamesh’s Plant of Rejuvenation and Qātīne’s
Sīsīsāmbur // Melammu: The Ancient World in an Age of Globalization /
Ed. by M. J. Geller. Berlin, 2014.
Lyavdansky 2011 – Lyavdansky A. Syriac Charms in Near Eastern Context:
Tracing the Origin of Formulas // Oral Charms in Structural and Comparative
Light. Proceedings of the Conference of the International Society for
Folk Narrative Research’s (ISFNR) Committee on Charms, Charmers and
Charming, 27–29th October 2011. Moscow, 2011.
Meier 1992 – Meier F. Orientalische belege für das motiv ‘nur einmal zuschlagen’ // Meier
F. Bausteine. Ausgewählte Aufsätze zur Islamwissenschaft. Stuttgart, 1992. Bd. I.
Müller-Kessler 2001 – Müller-Kessler C. Lilit(s) in der aramäisch-magischen Literatur
der Spätantike. Teil I: Wüstenbeherrscherin, Baum-Lilit und Kindesräuberin
// Altorientalische Forschungen. 2001. Bd. 28. № 2.
Sabar 2002 – Sabar Sh. Childbirth and Magic: Jewish Folklore and Material
Culture // Cultures of the Jews / Ed. be David Biale. New York, 2002.
Scholem 1972 – Scholem G. Lilith // Encyclopaedia Judaica. Jerusalem, 1972. Vol. XI.
Stern, Mirsky 1990 – Rabbinic Fantasies: Imaginative Narratives from Classical
Hebrew Literature / Ed. by D. Stern and M. Mirsky. Yale, 1990.
Talay 2009 – Talay Sh. Neuaramäische Texte in den Dialekten der Khabur-Assyrer
in Nordostsyrien. Wiesbaden, 2009.
Trattner 2014 – Trattner K. Von Lamaštu zu Lilith. Personifikationen des weiblichen
Bösen in der mesopotamischen und jüdischen Mythologie // Disputatio
Philosophica. 2014. Vol. 16.
Winkler 1931 – Winkler H.A. Salomo und die Karina: eine orientalistische Legende
von der Bezwingung einer Kindbettdämonin durch einen heiligen
Helden. Stuttgart, 1931.
Yassif 1984 – Yassif E. The Tales of Ben Sira in the Middle Ages. Jerusalem, 1984.
[на иврите]