*Filon
Предлагаю в этой теме обсуждать методы, описываемые в художественной литературе. Ведь порой, писатели описывают реальные обряды, беседы со знающими людьми.
Предлагаю вашему вниманию тексты "Олеси" Куприна. Олеся приводит пару своих умений с расшифровкой...
Итак: "...- Что бы вам такое показать? - задумалась она. - Ну хоть разве это вот: идите впереди меня по дороге... Только, смотрите, не оборачивайтесь назад.
- А это не будет страшно? - спросил я, стараясь беспечной улыбкой прикрыть боязливое ожидание неприятного сюрприза.
- Нет, нет... Пустяки... Идите.
Я пошел вперед, очень заинтересованный опытом, чувствуя за своей спиной напряженный взгляд Олеси. Но, пройдя около двадцати шагов, я вдруг споткнулся на совсем ровном месте и упал ничком.
- Идите, идите! - закричала Олеся. - Не оборачивайтесь! Это ничего, до свадьбы заживет... Держитесь крепче за землю, когда будете падать.
Я пошел дальше. Еще десять шагов, и я вторично растянулся во весь рост.
Олеся громко захохотала и захлопала в ладоши.
- Ну что? Довольны? - крикнула она, сверкая своими белыми зубами. - Верите теперь? Ничего, ничего!.. Полетели не вверх, а вниз.
- Как ты это сделала? - с удивлением спросил я, отряхиваясь от приставших к моей одежде веточек и сухих травинок. - Это не секрет?
- Вовсе не секрет. Я вам с удовольствием расскажу. Только боюсь, что, пожалуй, вы не поймете... Не сумею я объяснить...
Я действительно не совсем понял ее. Но, если не ошибаюсь, этот своеобразный фокус состоит в том, что она, идя за мною следом шаг за шагом, нога в ногу, и неотступно глядя на меня, в то же время старается подражать каждому, самому малейшему моем движению, так сказать, отожествляет себя со мною. Пройдя таким образом несколько шагов, она начинает мысленно воображать на некотором расстоянии впереди меня веревку, протянутую поперек дороги на аршин от земли. В ту минуту, когда я должен прикоснуться ногой к этой воображаемой веревке, Олеся вдруг делает падающее движение, и тогда, по ее словам, самый крепкий человек должен непременно упасть... Только много времени спустя я вспомнил сбивчивое объяснение Олеси, когда читал отчет доктора Шарко об опытах, произведенных им над двумя пациентками Сальпетриера, профессиональными колдуньями, страдавшими истерией. И я был очень удивлен, узнав, что французские колдуньи из простонародья прибегали в подобных случаях совершенно к той же сноровке, какую пускала в ход хорошенькая полесская ведьма.
- О! Я еще много чего умею, - самоуверенно заявила Олеся. - Например, я могу нагнать на вас страх.
- Что это значит?
- Сделаю так, что вам страшно станет. Сидите вы, например, у себя в комнате вечером, и вдруг на вас найдет ни с того ни с сего такой страх, что вы задрожите и оглянуться не посмеете. Только для этого мне нужно знать, где вы живете, и раньше видеть вашу комнату.
- Ну, уж это совсем просто, - усомнился я. - Подойдешь к окну, постучишь, крикнешь что-нибудь.
- О нет, нет... Я буду в лесу в это время, никуда из хаты не выйду... Но я буду сидеть и все думать, что вот я иду по улице, вхожу в ваш дом, отворяю двери, вхожу в вашу комнату... Вы сидите где-нибудь... ну хоть у стола... я подкрадываюсь к вам сзади тихонько... вы меня не слышите... я хватаю вас за плечо руками и начинаю давить... все крепче, крепче, крепче... а сама гляжу на вас... вот так - смотрите...
Ее тонкие брови вдруг сдвинулись, глаза в упор остановились на мне с грозным и притягивающим выражением, зрачки увеличились и посинели. Мне тотчас же вспомнилась виденная мною в Москве, в Третьяковской галерее, голова Медузы - работа уж не помню какого художника. Под этим пристальным, странным взглядом меня охватил холодный ужас сверхъестественного..."
*marta
Из контекста повести понятно, что Олеся - чернокнижница. Меня давно интересует в связи с этим такой момент: Олеся говорит, что им (ей и другим колдуньям из их рода) нельзя в церковь даже заходить. Но чернокнижники заходят в церковь (разумеется соблюдая меры предосторожности) и некоторые обряды в церкви делаются. Наверное, существуют или существовали чернокнижники, которым нельзя даже заходить в церковь? Разумеется, не чтобы молится, а колдовать или свечей прикупить для магии. Веритникам нельзя в церковь заходить? Пойдя в церковь, Олеся нарушила их родовой договор с нечистой силой и вызвала на себя гнев христианского агрегора (толпа, науськиваемая эгрегором). Ведь Олеся пошла в церковь не по делам магии, а чтобы сделать приятное своему возлюбленному. Ведьмам опасно по уши влюбляться. Очень поучительная и грустая история...
У того же Куприна есть рассказ "Ночная фиалка". Про черный приворот.
*Ven0m
marta написал(а):
Меня давно интересует в связи с этим такой момент: Олеся говорит, что им (ей и другим колдуньям из их рода) нельзя в церковь даже заходить. Но чернокнижники заходят в церковь
Меня он тоже интересует. Я и в этнографии встречал что были такие колдуны. Тут у меня 2 варианта - или же это такая особенная традиция (хотя и некоторые современные сильные и "чистые" чернокнижники принимают меры предосторожности перед посещением церквей, там читают определенные черные молитвы и т.д., иначе по их словам, бывает дискомфорт), или же (что более вероятно), раньше "качество" церквей было чуть другое, когда каноны веры более сильно соблюдались, они были более "намоленные", и потому возможно колдунам и могло быть плохо. Велеяр вроде упоминал на форуме, что ему когда то было плохо, когда он работал по Черной магии в какой то старой хорошей церкви.
*ВО-Аель
Filon написал(а):
она, идя за мною следом шаг за шагом, нога в ногу, и неотступно глядя на меня
Я слышала что при этом читают оморочку что-ли... во всяком случае что-то шепчут.
Ven0m написал(а):
Меня он тоже интересует.
Н.В. Гоголь тоже упоминает о подобных вещах.
Мне мой отец говорил что будучи мальчишкой носил свечи и пр. для деревенской ведьмы, за что потом от деда(церковного старосты) получил.
*Filon
Думаю, там дело было не в том, что они чернокнижницы были, а в отношении односельчан, которые не хотели осквернять свою церковь посещением ведьм. Женщины их рода страдали много поколений от христиан, соответственно и не принимали христианство. А Олесе с пелёнок внушили, что в храм ходить нельзя, чтобы не пострадать от гнева "правоверных". Может, конечно, и ваша точка зрения верна, но я вот рассуждаю таким образом...
*Zmeya
Есть у меня книга, старенькая, 88 года выпуска. Называется Русская романтическая новелла. Тринадцать таинственных историй.
Для любителей такой литературы привожу названия произведений, вошедших в этот сборник, если надо, найдете в сети или в книжном:
А. Погорельский "Лафертовская Маковница"
В. Титов "Уединенный домик на Васильевском"
М. Погодин "Адель"
Н. Мельгунов "Кто же он?"
Е. Баратынский "Перстень"
А. Бестужев "Латник"
Н. Полевой "Блаженство безумия"
М. Загоскин "Концерт бесов"
Е. Ростопчина "Поединок"
В. Олин "Странный бал"
Н. Кукольник "Антонио"
В. Одоевский "Орлахская крестьянка"
Бернет "Черный гость"
Понятно даже из названий, о чем речь) Я читала давно, но помню, что в некоторых местах мурашки по коже бегали))
*mag
Действительно , некоторые колдуны в церковь никогда не ходили, но это не оттого, что они черные или сильные, скорее всего дело в их родовой традиции. А так черные маги в церковь просто так не ходят. Я имею ввиду молитьсяи т.д.
*Filon
Zmeya, у Н.В.Гоголя очень много подобных произведений.
*Zmeya
Filon, я знаю) Гоголь вне конкуренции))
*Русала
"Русская романтическая новелла"
(описание книги и все рассказы)
http://www.belousenko.com/oth_Novella.htm *Lady in Black
mag написал(а):
Действительно , некоторые колдуны в церковь никогда не ходили, но это не оттого, что они черные или сильные, скорее всего дело в их родовой традиции. А так черные маги в церковь просто так не ходят. Я имею ввиду молитьсяи т.д.
Уважаемый mag, т.е. переносимость-непереносимость церквей не зависит от силы мага?
*billm
Случайно попался текст из "Твоя Зоря" - Олесь Гончар:
"Чарує Винниківна її сина нібито всякими чудасіями, але перевагу віддає отому найзаклятішому безвідмовному способу: висмикне потай нитку в парубка з галіфе, заліпить у грудочку воску, кине в найжаркіший вогонь і давай примовляти: «Щоб тебе за мною так пекло, як пече вогонь отой віск! Щоб твоє серце за мною так топилося, як отой топиться віск! І щоб ти мене аж тоді покинув, коли знайдеш у попелі свою ниточку з галіфе!» "
Тот же заговор встречался у М.Грушевского в " Історії української літератури".
Там же есть еще один интресный вариант приворота, если так можно сказать:"Ввійти до води у півночї, положити на воду кладку, стати на неї босо, трястись і приказуватись: "Трясу, трясу кладкою, кладка водою, вода купиною, купина чортами, чорти козаком (таким-то) — щоб його трясли-трясли, та й до мене принесли: до нарожденної, хрещеної, молитвяної раби божої дівчини [ім’я]."
Интересно как обращение к чертам принести МЧ уживается с описанием религиозной принадлежности девушки.
А вот этот из Грушевского знаком мне еще от прабабушки, учила в детстве наговаривать в каждое полнолуние "До місяця приказувати, побачивши на повні:
Тобі, місяцю, з повні —
мені на здоров’ї.
Тобі, місяцю, посвітитися —
мені по світу надивитися,
добре находитися "
В той же книге Грушевский хорошо обьясняет модификацию заговоров после крещения Руси, замечая, что на первичную терминологию наложилась иная тематика (что, впрочем, было выгодно духовенству) - "а в основі сих усіх чорних мудростей лежала класична магічна наука старих месопотамських шумерів, перейнята пізнішими вавилонськими магами («халдеями»), які стали потім найбільшими спеціалістами і авторитетами всього цивілізованого і нецивілізованого світу".
*Victor
В последний раз
напоминаю, барин: если хочешь, можешь воротиться, а уж начавши коляду, не
оглядывайся, что бы тебе ни казалось, как бы тебя ни кликали, и не твори
креста, не читай молитвы... Нет ли у тебя ладанки на вороту?
Я отвечал, что у меня на груди есть маленький образ и крестик,
родительское благословение.
- Сними его, барин, и повесь хоть на этой могилке: своя храбрость
теперь нам оборона.
Я послушался почти нехотя. Странная вещь: мне стало будто страшнее,
когда я удалил от себя моих пенатов от самого младенчества; мне показалось,
что я остался вовсе один, без оружия и защиты. Между тем гадатель мой,
произнося невнятные звуки, начал обводить круг около кожи. Начертив ножом
дорожку, он окропил ее влагою из склянки и потом, задушив петуха, чтобы он
не крикнул, отрубил его голову и полил кровью в третий раз очарованный круг.
Глядя на это, я спросил:
- Не будем ли варить в котле черную кошку, чтобы ведьмы, родня ее, дали
выкупу?
- Нет! - сказал заклинатель, вонзая треугольником ножи, - черную кошку
варят для привороту к себе красавиц. Штука в том, чтобы выбрать из косточек
одну, которою если тронешь, на кого задумаешь, так по тебе с ума сойдет.
"Дорого бы заплатили за такую косточку в столицах, - подумал я, - тогда
и ум, и любезность, и красота, самое счастие дураков спустили бы перед нею
флаги".
- Да все равно, - продолжал он, - можно эту же силу достать в Иванов
день. Посадить лягушку в дырявый бурак, наговорить, да и бросить в
муравейник, так она человеческим голосом закричит; наутро, когда она будет
съедена, останется в бураке только вилочка да крючок: этот крючок -
неизменная уда на сердца; а коли больно наскучит, тронь вилочкой - как
рукавицу долой, всю прежнюю любовь снимет.
"Что касается до забвения, - думал я, - для этого не нужно с нашими
дамами чародейства".
- Пора! - произнес гадатель. - Смотри, барин: коли мила тебе душа, не
оглядывайся. Любуйся на месяц и жди, что сбудется.
Завернувшись в медвежью шубу, я лег на роковой воловьей шкуре, оставив
товарища чародействовать, сколько ему угодно...
А. Бестужев-Марлинский. "Страшное гаданье".
*chaklynka
Трясу, трясу кладкою, кладка водою, вода купиною, купина чортами,
это не приворот, это вызов, это даже по тексту видно. я его один раз опробовала (была "готовая" кладка в наличии), "козак" обьявился уже с утра