Мое знакомство с Виккой началось с книги Марии Гимбутас "Боги и Богини древней Европы". Нашла свои старые записи, выложу, может будет интересно. У меня всегда работали простейшие ритуалы со свечками, благовониями, минералами и "детскими стишками". Не знаю, за счет чего, то ли личной силы, то ли действительно древнейшей магической системы.
Викка - матриархальная, не догматическая религия, часто именуемая языческой, основанная на почитании сил природы, представленных в виде Богини и Бога, либо только Богини, а также другими божествами, зачастую являющимися их аспектами.
Корни Викки уходят в верования каменного века, когда возникли первые верования в Создательницу Мира и Подательницу благ, Великую Мать. Через античные мистерии, кельтское язычество, средневековую магию эти верования дошли до наших дней. Еще одной характерной чертой является использование магии. В древности религия и магия представляли не противоположности, а единую систему верований и практик. Так же дело обстоит и в Викке. Поэтому эту религию называют еще религией ведьм или Ремеслом. Магия в вике – умение, особый навык, позволяющий управлять энергиями, составляющими окружающий мир. В практиках вики нет четкого разделения между религиозными церемониями, когда возносятся молитвы Богам, и магическими ритуалами, когда воздействуют на мир собственной энергией. Таким образом, Викка стала способом возвращения к древним верованиям и способам жить в гармонии с окружающим миром и самим собой. Строго говоря, все виккане маги, и каждый непосредственно взаимодействует с духовным началом мира. Хотя нет доказательств того, что Викка выражение непрерывной древней ведовской традиции, как настаивают некоторые неоязычники, ремесло действительно опирается на целый комплекс древних представлений. Сам культ Богини, в формах, принятых в Викке восходит к эпохе неолита (позднего каменного века). Виккане так же используют материалы античной языческой традиции. Сильное влияние на Викку оказало и кельтское язычество (особенно в плане календаря).
Ритуалы в викке не каноничны, составляются внутри каждой общины или индивидуально, один из основных принципов — Истина одна, а путей к ней много. В основе викки лежит т.н. природная магия, т.е. использование в магических ритуалах сил природы. Это не означает управление природой по собственному желанию, природная магия является «гармоничным перемещением энергий для создания необходимых превращений». Викканство отличается от практики неоязыческого колдовства или народной магии, поскольку является организованной религией со своей этикой, праздниками и ритуалами, хотя жестких и официальных авторитетов или догм в викканстве нет.
Слово Викка происходит от староанглийских слов "wicca" мужского рода и "wicce" женского рода, которыми называли людей, практикующих колдовство, изначально жрецов "природной религии". В свою очередь, согласно этимологическому словарю, "wicca", возможно, связано с готским "weigh" - "святой" и немецким "weihan" - "посвящать". Полагают также, что от слова "wicca" произошло современное английское "witch" - "ведьма". В русском языке слово "ведьма" происходит от "ведать", то есть знать.
Современная Традиционная Викка была основана англичанином Джеральдом Гарднером в 40-х годах XX века, который написал несколько книг о современном ведьмовстве. Он утверждал, что Викка является современным возрождением колдовского культа, который тайно существовал столетия и возник в дохристианской Европе, поэтому иногда Викка называют также "старой" религией. Согласно Джеральду Б. Гарднеру, многие прежде скрываемые языческие традиции начали выходить на поверхность после отмены законов против колдовства в Англии в 1951. В первую очередь это касается Викки, которая, хотя и не принятая всерьез большинством фольклористов и ученых, интенсивно росла, найдя множество почитателей среди практикующих врачей и юристов в Англии, Канаде, и Соединенных Штатах (от 700 тысяч до нескольких миллионов, по разным оценкам).
Викка и колдовство иногда отождествляют, что оправдано, если под колдовством понимают систему веры и духовный путь ведьмы (викканина), но неверно в случае, когда колдовство ограничивают практикой применения магии. В связи с неопределенностью термина "колдовство" в викканской практике чаще используют термин "магия".
Два определения магии.
"Магия — это искусство вызывать и изменять события усилием воли. Магия — это умение обращаться с энергией, концентрировать и направлять ее, делая разум могущественным. Разум создает образы желаемого (sigils), которые наполняются энергией из источников, подвластных магу. Способности, приобретаемые знатоком практической магии, сами по себе не могут быть ни хорошими, ни плохими. Они будут всегo лишь выражением тех или иных сторон натуры мага." (Рейвен Гримасси).
"Магия — это управление естественными энергиями для произведения необходимых эффектов" (Скотт Каннингем).
Виккане используют магию, но магия и Викка не одно и то же, и совсем неверно называть Викка одной из разновидностей магии.
Большинство виккан признают равноправие религий. Общее для всех виккан - это признание существование Богини и ее супруга - Рогатого Бога. Они представляются либо реальными существами, либо символами (психологическими архетипами). Некоторые виккане молятся Богу и Богине, однако большинство виккан пребывают в ощущении партнерства с Богом и Богиней. Им нужны Бог и Богиня, Богу и Богине нужны они. Они приятно общаются с Богом и Богиней, но не поклоняются им. Также большинство виккан верят в реинкарнацию.
Виккане следуют главному правилу: "Если в этом нет никому вреда, поступай как хочешь." Это означает, что пока ты никому не причиняешь вред, включая самого себя, можно быть свободным в своих поступках. Викканин тщательно следит за применением этого правила в каждом действии или бездействии в своей жизни. Таким образом, любые манипуляции на другими, с целью господства и контроля запрещены в Викка, поскольку они причиняют вред.
В Викка проводят ритуалы. Обычно виккане предпочитают прямое общение с Богом или Богиней без посредничества каких-либо духовных лиц. Виккане понимают, что личность должна вначале созреть и затем сама сделать выбор своей религии. Существует ритуал посвящения, когда человек становится викканином. Возможен ритуал самопосвящения, когда посвящение проводится самостоятельно, или посвящение проводится в викканской группе, называемой ковеном. Многие виккане пишут ритуалы для себя или ковенов в связи с важными событиями в жизни: начало половой зрелости, посвещения в степени, свадьба, покупка дома, развод, для излечения и т.д., а также ритуалы часто совершают в целях духовного роста.
Виккане празднуют эсбаты - ритуалы во время полнолуний, иногда новолуний, или всех четырех лунных фаз; и восемь праздников Колеса Года - саббатов: четыре основных: Самхейн (Хэллоуин), Имболк, Белтейн, Лугнасад (Ламмас) и ещё четыре малых: во время зимнего солнцестояния (Йоль), летнего солнцестояний (Лита), весеннего равноденствия (Остара) и осеннего равноденствия ( Мабон) .
В ритуал обычно включается: очищение и создание освященного места-круга; призыв к Богу/Богине; собственно сам ритуал, может быть применение магии, заклинания, общая трапеза (в случае коллективного ритуала), танец, чтение, пение и т.п.; в конце, разрушение круга.
Не рискуя допустить преувеличение, можно со всей уверенностью заявить, что культ Великой Богини Матери, являющийся центральным в Викке, одновременно является древнейшим в человеческом обществе. Самыми первыми культовыми изображениями, известными археологам всего мира, были так называемые палеолитические "Венеры" - каменные и костяные фигурки, представлявшие образ женщины, готовой к родам. Отличительной особенностью древнейших "кумиров" является почти полное отсутствие лица и конечностей у "Венер"; зато у них ярко выражены исключительно женские признаки: округлый живот, вынашивающий новую жизнь, налитые груди, готовые к кормлению будущего потомства, и разбухшее лоно, словно врата, выпускающие в мир рождающееся дитя. По оценкам ученых, кроманьонским "Венерам", практически идентично изготовлявшимся на пространстве от Сибири до Британии, от 7 до 10 тысяч лет.
"Одним из наиболее интересных аспектов доисторического культа Богини является то, что религиозный историк Джозеф Кэмпбелл называет его "синкретизмом". В целом это означает, что культ Богини был одновременно и политеистическим, и монотеистическим. Он был политеистическим в том смысле, что Богиня имела разные имена, разнообразны были и формы Ее почитания. Но он также был монотеистическим в том смысле, что мы можем говорить о вере в Богиню точно так же, как мы говорим о вере в бога как вездесущее бытие. Другими словами, в различных регионах символика и образность обрядов поклонения Богине в Ее различных аспектах - Матери, Прародительницы, Создательницы или Девы - имеют поразительно много общего". [Р. Айслер, "Чаша и клинок", гл.2]
Удивительно, но факт: в раннем искусстве человека разумного, относящемся к Палеолиту и Ледниковому периоду, совершенно отсутствует изображение божества в мужском облике. Все имеющиеся в распоряжении исследователей наскальные рисунки и поделки, несущие сакральную нагрузку, красноречиво говорят о культе Богини-Женщины как первом на Земле. Большую работу в изучении первобытных верований проделала Мария Гимбутас (1921-1994), археолог из Калифорнийского университета, автор книг "Богини и боги Старой Европы", "Язык Богини", "Живые Богини", значительную часть которых она посвятила расшифровке символики творчества Каменного века.
Практически все исследования самых ранних верований человека разумного говорят о них как о религии материнства. Символическое изображение воды как среды жизнезарождения, обилие ракушек среди священных предметов глубокой древности, домашней утвари в форме женского стана или грудей, пещерные очаги, по виду напоминающие живот беременной женщины, множество лунных культов у разных народов, и многое-многое другое - все это в совокупности позволяет с уверенностью утверждать, что культ Великой Богини был повсеместен и универсален в доисторическую эпоху, и широко распространен в начале исторической, когда патриархальное общественное устройство, основанное на новых религиозных веяниях, уже вытесняло древний матриархат.
Древние викканские таинства берут свое начало в неолитическом культе Великой Богини Матери и Ее сына и супруга, Рогатого бога. Из поколения в поколение они переходили у народов, населявших территорию так называемой Старой Европы, включавшей в себя современные Италию, Грецию и страны Восточной Европы, включая западные области Украины. Постепенно упорядочиваясь путем компиляции различных народных верований, они охватили не только южную часть Европы, но и проникли на север, где были усвоены кельтскими и германскими племенами и послужили основой для возникновения Северной традиции. Но именно кельтская система религиозных взглядов впоследствии сформировала ядро викканских обычаев.
На самом деле, в этом нет ничего удивительного. Викка по своей природе является матриархальным культом, а кельтские племена последними в Европе сохранили и удержали в своей среде матриархальное общественное устройство, до конца сопротивляясь как военной, так и духовной экспансии соседних патриархальных племен и государств.
Согласно археологическим данным, изложенным в книге Риан Айслер "Чаша и клинок", патриархальная система взглядов и управления распространялась на территории Европы постепенно в ходе военных нашествий милитаризированных кочевых племен в период с V по III тысячелетие до н.э. Жители областей, завоеванных кочевниками с Востока, частично подвергались истреблению, а выжившие, подчиняясь грубой силе, были вынуждены воспринимать мировоззрение захватчиков и вносить радикальные коррективы в собственный образ жизни и мышления. Таким образом, религия материнства шаг за шагом вытеснялась из общественного сознания, уступая место культам воинственных богов, новых хозяев изменявшегося мира. В конце II тысячелетия под ударами захватчиков пал последний оплот древней матриархальной цивилизации - Критское государство. И только кельтские племена, населявшие центральную и западную части Европы, сохраняли верность старинным традициям вплоть до расцвета военного могущества Древнего Рима.
Согласно свидетельству римского историка Публия Корнелия Тацита (I-II вв. н.э.), "все без исключения (кельтские) племена поклоняются Матери богов и верят, что Она вмешивается в человеческие дела и посещает народы, которым покровительствует... Это - время радости, и веселье царит там, где Она появляется. В это время они не воюют и даже не носят оружия; все оружие находится под замком; это - время мира и покоя, и длится оно до тех пор, пока Богиня не удалится в Свое убежище, расположенное на острове посреди океана, в роще священных дубов".
Поскольку Викка является религией, следует рассказать о ее Богах.
Выше уже говорилось о том, что Викка религия Богини. Однако это не совсем так. В представлении виккан Богов двое. Это Бог и Богиня. Они являются выражениями абсолютных начал в природе: мужского и женского. Весь мир – есть результат их взаимодействия. Основной чертой Богини можно назвать ее трехликость. Это представление пришло от кельтов, и сводится к наличию у Богини трех обликов, выражающих разные аспекты Ее сущности. Вот три лика Богини: Дева, Мать и Старуха. Дева – это Богиня девственница, Юная и прекрасная повелительница природы. Ее мы без труда узнаем в греческой Артемиде. Она полна силы, но ее могущество в определенном смысле замкнуто в ней самой. Мать – начало дающее, животворящее и питающее. Это живительная сила самой природы, земли. Старуха уже лишилась жизненной силы, присущей первым двум образам, она уже бесплодна (в отличие от Девы, которая еще бесплодна). Но на смену силе пришла мудрость. Она – наставница и проводник. В ее руках ключ к постижению тайны смерти. Вообще следует отметить, что культ Богини есть постижение тайны жизни-смерти-возрождения. Еще один важный образ Богини, к которому обращаются Виккане – образ Богини Луны. В фазах луны, в ее изменчивости и постоянстве, а более всего в ее энергии мы чувствуем и видим присутствие Богини. Бог представляется спутником и партнером Богини. Он ее возлюбленный, источник жизни и движения, которым Она придает форму, он же ее сын, венец творения. Он является отражением самого себя: светлый и темный одновременно. Именно о его изменениях рассказывает Колесо Года. Часто встречаются два образа Бога. Это Рогатый и Змей. Рогатый это дух-хранитель лесов, древнее тотемное божество. Он родственен Пану и Дионису, но восходит, скорее всего, к кельтскому божеству, известному под именем Кернунос. Образ змея издревле связан со спутником Богини. Этот змей властвует над подземно-подводным миром. Его можно отождествить и с владыкой мира мертвых, некой мистической сущностью, владеющей тайнами посмертия. Но все же главная его сущность – сущность солнечного божества, умирающего-возрождающегося бога. Этой его сущности посвящены празднования великих шабашей, когда виккане отмечают изменения состояния природы и изменения сущности Бога.
Вот о чем следует помнить, говоря о викканских богах: они теснейшим образом связаны между собой, и каждый порождает изменения и эволюцию в другом. Они неразделимы, как неразделимы мужское и женское начала в природе.