Найти одолень-траву и с собой носить - талант и добро обрести. - Одолень-трава - народное название кувшинки. Особыми свойствами ее наделили за то, что она применялась в медицине, служа противоядием и средством от зубной боли. Со временем ей, уже на основе названия, приписали свойство одолевать не только боль, но и злых людей, колдунов, всяческие несчастья.
Для того чтобы уберечь новобрачных от порчи, им в карманы кладут кусочки коры ольхи. - Магическим оберегом ольха стала из-за красного цвета коры, который ассоциируется с кровью. Как все яркое, красная кора привлекает взгляд и, соответственно, оберегает от сглаза. Даже если кора спрятана в карман, у человека есть уверенность, что его не сглазят. Считается, что купание в реке, омывающей корни ольхи, предохраняет от болезней, а ветки ее, воткнутые по краям поля, защищают от града.
Кто носит с собою орех-двойчатку, богатым будет. - В основе поверья - количественный принцип и уверенность в том, что пустой орех - к голоду, а полный - к достатку. Тем более - орех-двойчатка.
От вампира можно избавиться, либо проткнув ему грудь осиновым колом, либо путем сожжения его на осиновом костре. - Корни поверья кроются в отношении к осине как к дереву, на котором повесился Иуда. Считается, что коль это дерево справилось с предавшим Иисуса, то с упырем оно уж точно справится. Упыря, вселившегося в человека, винили в самоубийстве этого несчастного. С течением времени варварский обычай расправы с "вампиром" видоизменился: стали класть в гроб погибшего неестественной смертью осиновый крестик или водружать крест из осины на могиле. Из этого же ряда - примета, что убитую змею надо повесить на осине, не то она оживет и укусит. Не исключено, что основа соединения в сознании осины и змеи такова: кора осины использовалась как противоядие при укусе змей; заговорив кору, ее прикладывали к месту укуса. Костер из осиновых дров считается наиболее действенным средством борьбы с нечистой силой, отсюда и пословица: чтоб он на осиновом дереве сгорел!
Излечить больного от лихорадки можно, спрятав в осиновом пне его волосы и ногти. Чтобы ребенок перерос свою болезнь, его волосы и ногти надо спрятать в ствол осины на уровне роста ребенка. Когда осина подрастет, она и болезнь унесет. Если больной человек посидит на свежем осиновом пне, то пень заберет его болезнь. При бессоннице ребенка надо положить ему в колыбель веточку осины. - В основе этих и многих других поверий лежит отношение к осине как к оберегу. В то же время ее запрещалось сажать возле дома, топить печь ее дровами без нужды (хотя замечено, что дым этих дров уничтожает сажу в печи) и применять в строительстве.
Петунья-трава от хмельного питья бережет. - Действительно, это растение, часто встречающееся в садах, обладает свойством нейтрализовать действие алкоголя. Рецепт прост: перед употреблением спиртного смешать ложку оливкового масла с двумя ложками истолченной петуньи и принять это внутрь.
Если приложить разрыв-траву к замку, он тут же откроется или на части разлетится. Разрыв-трава ломает и железо, и сталь, и золото, и серебро. Если бросить ее в кузницу, то кузнец работать не сможет. - Эти и многие другие поверья, связанные с легендарной разрыв-травой, пока не имеют под собою четких оснований. Считается, что листья этой загадочной травы имеют форму крестиков, цветок ее словно огнем полыхает. Как и папоротник, распускается разрыв-трава только в ночь на Ивана Купалу. Цветет очень недолго -за это время возможно лишь прочитать "Отче наш", "Богородицу" и "Верую". Предание гласит, что эту волшебную траву мало кто видел и мало кому известно, где она растет. Более того, и добыча ее сопряжена со смертельной опасностью. Говорят, что обычная трава, брошенная в реку, плывет по течению, а разрыв-трава - против течения. Так ее и узнают. Поверья о разрыв-траве существуют не только у славян, а и у других народов, что может свидетельствовать или о том, что она и в самом деле существует в природе, или о всеобщей мечте о ней. Некоторые качества разрыв-травы находят в цикории. В.И. Даль пишет, что близкими к ней являются растения прыгун, розопас, нетронь-меня, saxifraga, impatiens.
Если к хвосту курицы пристала соломинка - к покойнику. - Эта примета - скорее следствие, чем предвестник. С мистической точки зрения она может быть основана на том, что курица, несущая яйца, символизирует продолжение жизни, а солома - нечто отжившее, умершее. Но если исходить из обычая выбрасывать в отдаленные места солому, на которой обмывали покойника, и куриной привычки везде шастать и все разгребать, то реальная причина связи между этой соломинкой и покойником станет ясна.
Кто сон-траву съест, тот всю зиму проспит и будущее предсказывать сможет. - Трав, обладающих ярко выраженным снотворным воздействием, немало. К ним относятся: дурман, горицвет, atropa belladonna, pulsatilla patens, viscaria vulgaris, известные в народе сон-дрема, песьи вишни, синий анемон, сонник, самсончики и пр. Другими словами, сон-трава - собирательное название. Что касается ее особенностей наделять пророческим даром, то речь надо вести о легком наркотическом состоянии, в которое впадает человек. А, как известно, некоторые сны бывают вещими.
Хранить в доме сушеный трилистник - к благополучию. - Думается, что хранить в доме любую сушеную траву, которая используется в народной медицине, будь то зверобой, тысячелистник, мята или ромашка, - к благополучию, если под таковым для на-чала разуметь здоровье.
Если редьку или редиску резать ножом не сверху, а от корня, то отрыжки не будет. - Действительно, так устроены волокна этого растения. Кстати, на этой особенности построены народные розыгрыши с применением другого растения: если горький перец разрезать поперек, то го-речь его очевидна, но если тот же плод разрезать вдоль, то его можно спокойно есть, вместо горечи ощущая сладость.
Если сварить репу, а оставшейся водой омыть чирьи, то они вскоре исчезнут. - Наблюдение, основанное на опыте народной медицины. Это средство вошло в некоторые, травники. Вероятно, в отваре репы содержатся вещества, помогающие заживлению.