Черная магия и Руны

Заговоры народа коми

Давид Вронский

  • *****
  • 2047
  • 7157
  • Mission Accomplished
Заговоры народа коми
« : 02 Апрель 2014, 18:50:47 »
     Заговоры народа коми

     Коми, как и прочие народы, долгое время сохраняли веру в языческих Богов, «молящиеся идолам, солнцу, огню, воде, камню, древию, волам, козам и кудесникам, и волхвам, и золотой бабе» («Житие св. Стефана Пермскаго»). Заговорное слово было значимым для предков коми-зырян на протяжении всего времени двоеверия.
     Как и в старорусском Чернокнижии, обряды и заговоры («нимкыв» и «вордкыв») у коми имели свои наименования, разнящиеся от сферы направленности: «ёралан кыв» (проклятие), «урсавны» (порча), «вомдзавны» (наведение сглаза), «кидтыны» («отворот») и так далее.
     Однако изначально заговоры коми имели отличие от славянской вербальной магии, которое выражалось в краткости словесной формы. Если  традиционные старорусские заговоры содержат, как правило, вступление, содержание, обобщение и ключевые слова, то заговоры коми были выражением (часто — образным) одного лишь пожелания («сиом»), например: «Сир пинь горшад!» (букв. «Щучий зуб тебе в горло!»).
     Далее приведу несколько заговоров, часто употреблявшихся в быту, а потому сохранившихся до наших дней.

     1. Заговор по рождении ребёнка, читаемый возле печи:

«Мед дитяыс,
Ён вояк да боряк лоо,
Мед пачыс кодьён да
Стен кодь крепыд.»

     2. Если ребёнок заболевал, то на утренней заре набирали воду из трёх источников: из двух колодцев и один раз из реки. Прежде чем почерпнуть, обращались к воде с изъяснением, что пришли за здоровьем, а затем бросали в источник монету в три или пять копеек (тот же принцип, что и в русском Чернокнижии, называемый «откуп»). Над водой трижды читали заговор, чертили ножом крест, после чего обрызгивали водой хворого младенца. Другой способ приготовления заговорной воды заключался в пропускании её через три отверстия в дверных запорах и через предплечье. Обрызгивая водой, произносили:

«Став лёкус,
Кысь локтин,
Сетчо бор мун.»

     Таким же заговором лечили от сглаза, обрызгивая через сито ребёнка водой, взятой из колодца.

     3. Ещё одним способом избавления от сглаза было сплёвывание. Садясь на порог бани или дома, клали младенца животом вниз на колени, скрещивали руки и ноги, сплёвывали между ног и говорили:

«Сир пинь горшад,
Шома ёкыш ситанад.
Кысь локтин вомидз,
Мун сэтчо бор.»

      Сглаз лечили также и другим способом. Баню символически протапливали двадцатью семью лучинами («куим окмыс»), а затем знахарь скрещивал руки (за спиной) и ноги ребёнка, поднимал его вверх, трижды дул между ног, прогоняя болезнь, после чего говорил:

«Кыдзи тайо ваыс
Юрси йывтиыс визувто,
Ставыс мед сидзи визувтас,
Вомидз и урок,
Ки чунь йывтиыс
Кок чунь йывтиыс
Мед визувтас и исковтас.»

     Помимо обрызгивания и обливания ребёнка окуривали. Привязывали его к хлебной лопате и трижды всовывали в печь, держа над углями от двадцати семи прогоревших лучин. Окуривая ребёнка дымом, произносили:


«Вомидоз тшина.
Господи, сет
Младенечлы чередлун.»

     4. Заговор при унимании крови:

«Вир, тшок,
Яй, тшок!
Кос пуысь ко вир петас,
И татысь вир петас.»

     5. Для излечения от жара (при высокой температуре) готовили баню. Знахарь дополнительно протапливал её двадцатью семью лучинами, затем трижды обегал баню и трижды отвечал на вопрос больного, который, приоткрыв дверь, спрашивал: «Мый котралан?» (букв. «Чего бегаешь?»). Ответом же было «Жар вотла!» («Жар изгоняю!»).

     6. В целях сохранения себя от сглаза, читали:

«Код лёк думыштис,
Код лёк очостис,
Сир пинь горшас,
Лов ёсь сьёломас,
Комва ёкышь.»

     7. Для избавления взрослого человека от сглаза надо было взять посудину с углями, положить в неё двадцать семь лучин или веточек, а потом, перешагивая через эту посудину три порога, говорили:

«Боже, благослови,
Шондибаной,
Очищайт мено.»

    8. Для изгнания порчи пользовались берёзовым веником. Им парились на кануне Ивагова дня, после чего веник бросали в реку или на крышу бани с заговором:

«Эн тунав меным,
Мед аслыд лоо,
Мед асьто мор войджик.»

    9. Молодожёнам на свадьбе говорили: «Нянь да сов, скот да живот!» (букв. «Хлеба и соли, скота и имущества!»). И приговаривали:

«Ичмон гозъялы
Тури кольк, тури кольк.
Си пож сы мында
Челядьныд мед лоо.»

     Как видно, заговоры коми, дошедшие до нашего времени, кратки по форме, однако своей силы из-за этого они не теряют.

     Цитируемые тексты заговоров взяты из по работ этнографа В. М. Кудряшова.
Предупреждение: на других интернет-ресурсах Давид Вронский не зарегистрирован. Все попытки очернения чести и достоинства, представленные в соцсетях, являются провокацией со стороны психически неадекватных личностей.

Дина

  • *****
  • 4453
  • 2206
Re: Заговоры народа коми
« Ответ #1 : 02 Апрель 2014, 19:06:19 »
двадцати семи
число кратное трем? , девяти. во многих древних цивилизациях присутствует это число, так или иначе.
будет ли работать, интересно)

Bleid

  • *****
  • 607
  • 3312
Re: Заговоры народа коми
« Ответ #2 : 02 Апрель 2014, 19:19:29 »
 
 Привязывали его к хлебной лопате и трижды всовывали в печь, держа над углями от двадцати семи прогоревших лучин.

Уважаемый Давид, это обряд "запекания" ?

Давид Вронский

  • *****
  • 2047
  • 7157
  • Mission Accomplished
Re: Заговоры народа коми
« Ответ #3 : 02 Апрель 2014, 19:26:29 »
число кратное трем? , девяти. во многих древних цивилизациях присутствует это число, так или иначе.
будет ли работать, интересно)

     Верно, на языке коми «куим окмыс» и означает «трижды девять» ( в славянских заговорах - «тридевять»). Оба этих числа используются во многих заговорах и обрядах - как магии коми, так и русского колдовства. В действенности заговоров сомневаться нет причины, но проблема в том, что они дошли до нас (как и многие другие этнографические тексты) без подробных пояснений. Это не удивительно, ведь принцип сохранения тайны был присущ не только отечественным чернокнижникам. «Быдонлы коло кужны ас поштос виздны» (букв. «Каждый должен охранять свою изгородь»...).

Уважаемый Давид, это обряд "запекания" ?

     Да, подобный обряд существовал и на Руси, как средство избавления от многих хворей, прежде всего - от болезней младенцев. В русских сказках Баба-Яга садит на лопату детей, чтобы отправить их в печь, что служит древним образом возрождения к обновлённой жизни.
Предупреждение: на других интернет-ресурсах Давид Вронский не зарегистрирован. Все попытки очернения чести и достоинства, представленные в соцсетях, являются провокацией со стороны психически неадекватных личностей.

Дина

  • *****
  • 4453
  • 2206
Re: Заговоры народа коми
« Ответ #4 : 02 Апрель 2014, 21:40:01 »
на кануне Ивагова дня,
это Иванов день имеется в виду?

Давид Вронский

  • *****
  • 2047
  • 7157
  • Mission Accomplished
Re: Заговоры народа коми
« Ответ #5 : 02 Апрель 2014, 22:02:34 »
это Иванов день имеется в виду?
    Да, канун Ивана Купала. При наборе текста мною допущена опечатка, sorry.
Предупреждение: на других интернет-ресурсах Давид Вронский не зарегистрирован. Все попытки очернения чести и достоинства, представленные в соцсетях, являются провокацией со стороны психически неадекватных личностей.

Флоя

  • **
  • 81
  • 23
Re: Заговоры народа коми
« Ответ #6 : 24 Март 2019, 00:09:09 »
Наткнулась...
Я коми. Только коми-пермячка.
Заговоры - все до сих пор в ходу в деревнях.
У нас у коми-пермяков много приговорок матерных (читаются про себя или шепотом, можно и вслух в лицо недругу, но тут мне кажется - недруг просто офигеет).
Как ни странно - работающих.
Избавиться от надоевшего человека, или от человека с которым назревает конфликт, или от того, с кем не хочется общаться : "Шапку нашёл - на*ер ушёл".
Когда кто-то пожелал плохого, или проклял, или в сердцах наговорил гадостей : "Чтоб твоя молитва тебе в *опу влипла". ( Коми : Тӧнчіт юрбитан - лякалас тӧит ситан).
Пожелать человеку "хорошего": "Соль тебе в глаза, кобылью п**ду на язык". (Коми: Сов тӧіт синлас, вӧв патян кыллаз).
Вернуть плохие пожелания : "Ась ме умӧль, ась тіе бурӧсь, ась тіянӧс порссьез талявӧны". (Пусть я плохой, пусть вы хорошие, пусть вас свиньи имеют).
Ӧ - произносится как среднее между Э и О (протяжное Э).
І, і - произносится как среднее между И и Ы.

Это так, самые распространенные, которые в ходу. Иной раз так загнут...
Универсальный оберег - про *опу и молитву)

Guertruda

  • **
  • 61
  • 13
  • Шел Шива по шоссе, сокрушая сущее
Re: Заговоры народа коми
« Ответ #7 : 27 Март 2019, 15:27:25 »
Флоя, скажите пожалуйста, а в обереге про жопу и молитву только слова или еще что-то надо делать?
А навстречу Саша шла

Флоя

  • **
  • 81
  • 23
Re: Заговоры народа коми
« Ответ #8 : 27 Март 2019, 17:48:24 »
Флоя, скажите пожалуйста, а в обереге про жопу и молитву только слова или еще что-то надо делать?
Нет, больше ничего не нужно. Просто сказать шепотом или про себя. Не обязательно по коми говорить, по русски - тот же результат. Я давно живу в Перми, всё окружение русское. По коми понимаю, читаю, пишу. Говорю хуже. Поэтому сама пользуюсь в русском произношении обычно. В деревнях - в ходу на двух языках. И так и этак.
Вообще коми очень верят во всякие шепотки и заговоры, приговорки. Я не знаю как, но это работает)

Guertruda

  • **
  • 61
  • 13
  • Шел Шива по шоссе, сокрушая сущее
Re: Заговоры народа коми
« Ответ #9 : 30 Май 2019, 15:32:08 »
Больше всего понравилось про кобыльи гениталии, эффективнее. Использовла в ситуацях, когда наезжали. Заговор про жопу с молитвой, похоже, помягче.
А нет ли у вас  еще коротких заговоров?
А навстречу Саша шла

 

Фазы Луны (Москва)

Top.Mail.Ru Yandex.Metrika
DMCA.com Protection Status