Черная магия и Руны

Первая Ведьма

fawos

  • ****
  • 400
  • 215
Первая Ведьма
« : 31 Март 2014, 15:12:29 »
Довольно интерестная статья.

На этот счет существует легенда, интересная в первую очередь тем, что в ней (скорее всего) упоминается славянский бог Волос/Велес. По сюжету легенда не оригинальна - по славянскому миру известны и другие варианты.

Интересующая нас легенда записана в середине XIX в. в северной части Черниговской губ. (Козелецкий уезд) и помещает общеизвестный сюжет о Каине и Авеле и о первом братоубийстве в новый контекст. Жена Каина «знала всяка зилле» (зелья) и по ночам выдаивала коров у вдовы Авеля (типичное занятие для ведьмы). Молоко было с кровью – так «Бог карав йих за Явелеву смерть». Однажды жена Каина встретила бога Валосько, который спросил, что она делает. «А те раблю, що стань да стуй!» Валосько встал как вкопанный, а потом сказал: «Ну, рабы ж свое... Кали робыш!» – «Ну, иды ж и ты соби, кали ыдеш да не пытайся бъульше». «С таго часу сталы у нас видьмы, видьмаки, перевертни и вавкулаки, що па дварам ходять да птыцю и скотыну давлють».

"Итак, от первой ведьмы – Каиновой жены, – «пересилившей» в споре «бога Валосько», произошли все ведьмы и другие обладатели вредоносной силы."

Очевидно, что элемент христианства (Каин и Авель) здесь наносной. В других вариантах легенды (см. дальше) ни Каин, ни его жена ни разу не упоминаются.

Мотивация "перепалки" между "Валосько" и ведьмой в этой легенде не очень ясна, потому стоит обратить внимание на параллельные варианты:

1) В карпатской легенде Бог, увидев «чародильницу, сбивающую росу» (и отнимающую таким образом молоко у коров), пригрозил ей и лишил возможности двигаться. Ведьма же ответила: «А ты, Боже, чтоб не вознесся на небеса». И Бог отступил от своего намерения наказать ведьму: «Чародильнице, лиходильнице, так лихие дела делай, какие делала». Тогда ведьма разрешает ему вознестись на небеса.

2) В 1984 г. в белорусском Полесье (с. Ручаёвка Лоевского р-на Гомельской обл.) был записан текст, в котором развивается сходная ситуация. Перед нами снова ведьма за своим традиционным занятием: она наводит порчу, делает залом (завитку) из колосьев. Господь (Христос) пытается ей помешать, наказывая искривлением спины, она же в отместку мешает его вознесению на небеса. В течение трех лет вынужденного пребывания на земле Христос творит чудеса, но на небеса может отправиться лишь тогда, когда снимает наказание."

3) "По другой карпатской версии, Иисус Христос накануне Вознесения ходил с апостолами по земле и увидел, что «чародейница» ворожит. Он спросил, что она делает. Ведьма разозлилась и ответила: «Иди-иди! ни защóкуй ми (не «чтокай». – О.Б.), бо сї ни ознисеш!». И Христос не смог вознестись на небеса в назначенный день, ему удалось это только на следующий. Он вознесся бы вовремя, если бы «тоти паскуди шось ни перечили».

"Согласно болгарской легенде, ведьмы («вештицы»), несмотря ни на что, сохраняют свою вредоносную силу, потому что их благословил на колдовство сам Христос. Когда родился Христос, волшебницы не сказали царю, где его найти. И Господь разрешил им заниматься магией, только бы глаза их его не видели."

Очевидно что Бог видя вредоносные действия ведьмы недоволен и пытается помешать этому. Для этого он угрожает обездвиженьем (1), наказывает искривлением спины (2), и, наконец, "чтокает", задает вопрос "что ты делаешь?" (3). Очевидно что третий вариант равноправен с 1ым и 2ым - ведьма сильно злится когда ей "чтокают" - видимо оно ей мешает, Бог своим вопросом прерывает магическое действо.

Наказание ведьмой Бога происходит всегда в отместку за запрет заниматься вредоносным колдовством (как минимум) - об этом может быть не сказано прямо, но оно всегда подразумевается (как в варианте с "Валосько").

Сам Бог "Валосько", сюжетно сопоставимый с христианским богом из других вариантов легенды (то есть однозначно "хороший") должно быть бог магии и чародейства языческих славян - Велес/Волос. Никакие другие интерпретации имени "Валосько" на ум не приходят - библейских персонажей схожих по функциям и имени нету (Ваал не подходит никак), святой Власий тоже не подходит (ни по имени, ни по сновным функциям).

Литература:
Восточнославянский этнолингвистический сборник М.: "Индрик", 2001, О.В.Белова - Библейские сюжеты в восточнославянских легендах
О.В.Белова - Этиология греха: народная мораль в фольклорных легендах
Мы стали теми, от кого в суеверном страхе держатся подальше даже те, от кого велели держаться подальше наши родители.

 

Фазы Луны (Москва)

Top.Mail.Ru Yandex.Metrika
DMCA.com Protection Status