Черная магия и Руны

ДУХИ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ.

Тень

  • *****
  • 2068
  • 1422
  • Кто кинет камень, брось в него хлебом.
ДУХИ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ.
« : 13 Март 2014, 22:39:58 »
                                                 ДВОЕДУШНИК.
Существо, заключающее в себе две сущности (две души) - человеческую и демоническую. В польской, словацкой, венгерской и украинской мифологии число «два» считалось дьявольским, обладающим сверхъестественной силой.

Двоедушник днем вел себя, как обычный человек, когда наступало темное время суток, он засыпал непробудным сном. И тогда мужчина-двоедушник путешествовал вне своего тела в образе коня, зайца, собаки; женщина-двоедушница превращалась в кошку, летучую мышь, колесо или кочергу. Если попытаться задержать двоедушника, то он может убить своей силою или силой ветра. У Карпатских гуцул он называется «витряником», за способность поднимать сильный ветер и летать неведимкой, у словаков он носил название - босоркун, у венгеров - его называли босорканью. Что бы разбудить это существо, его нужно было перевернуть вверх ногами. Он после этого начинает болеть 2 недели. Когда он умирает, его чистая душа отправляется на тот свет. Если же это женщина, то она превращается в упыря и живет в могиле, под водой или в зарослях. При этом она вызывает болезни у детей, падеж скота или пьет кровь.

К двоедушникам причисляются те, кто способен управлять градовыми облаками, подчинять себе урожайность и плодородие. Их называют чернокнижниками на украинских Карпатах. Они способны отводить ливни и град от полей и вести их в нужном направлении. Души закарпатских ведьм слетаются к водоемам и начинают драться хлебными лопатами.

Душа двоедушника покидает тело через рот. Если тело перевернуть, то человек не проснется. Он не видит снов, потребность его души покидать тело не зависит от личной воли двоедушника, если он этого не сделает, то он умрет.

Рождаются такие люди на свет из-за неправильного поведения своих родителей: женщина, зачавшая во время месячных, женщина, которая во время месячных посмотрела на священника во время «великого выхода». У поляков считается, что если мать уже отняла ребенка от груди, опять начинала его кормить грудью, то такой ребенок тоже становиться двоедушником. Если в семье семь раз подряд рождаются девочки, то как раз седьмая и будет Двоедушницей. Считается, так же, что обладанием второй души определяется только судьбой и родители в этом не виноваты. Поляки верят, что если такому ребенку при крещении дают только одно имя, то он начинает наносить вред людям.

Узнать такого человека можно по отличительным признакам - ребенок, рожденный с зубами, если человек разговаривает сам с собой, когда на голове у него два завитка - два вихра, а также это люди, гуляющие во сне (лунатики). Когда такой человек отходит к праотцам, его душа, согласно поверьям, не умирает, а становится вампиром, который со временем материализуется от выпитой крови.

Существуют специальные обряды, чтобы умерший после смерти не вредил людям. В гроб кладут всякие предметы, с которыми его душа могла бы играть, кладут мак, чтобы он собирал его, когда его несут на кладбище, то идут не по дороге, а по ее обочине, хоронят таких людей на самом краю кладбища. Если все-таки он вредит после смерти, то могилу раскапывают и покойному отрубают голову, тело переворачивают лицом к земле, в обратную сторону, сердце пробивают липовым или осиновым колом. В Закарпатье считают, что если покойный является причиной засухи, то на могилу льют воду, давая ему напиться.

                                                 КИКИМОРА.
В мифологии восточных славян злой женский дух, носящий название у народа - кикимора. Это маленькая сухая, скрюченная и кособокая старушка. Ее часто представляли маленькой девочкой или животным - собакой, свиньей, зайцем. Но ее чаще связывают с домом, будто это жена домового. Она одевается в женскую одежду и живет под полом, а выходит оттуда только по ночам. По поверьям считается, что перед бедой кикимора плетет свои кружева, при этом слышится стук коклюшек по ночам.

Кикиморы водят хороводы вместе с домовыми на краю деревни и не дают спать хозяевам. Так как кикимора является женой домового, то помогает хозяйке дома по хозяйству - печет хлеб и заботиться о скотине. Но в основном кикиморы наносят вред, они бьют посуду, кидаются луковицами из подпола, сбрасывают шубы с печи и подушки. Кикимора стрижет овец и щиплет кур, а так же считает скот, но считать умеет только до трех. По ночам пищит и воет, не давая спать.

Всегда считалось, что если кикимора завелась в доме, то она может выжить хозяев. Если ее насылал колдун, то она могла даже сжить со свету хозяина и погубить скотину. Главным атрибутом кикиморы считалась - связь с прядением. Она могла даже допрясть за хозяйку, если та не закончила работу. Но чаще она просто запутывала пряжу и жгла кудель, оставленную на ночь без благословления.

Кикимора может шить, но швы у нее получаются кривыми и не прочными: «От кикиморы рубахи не дождешься». В северных районах России существуют придания, что кикимора появляется по ночам на святки или перед Рождеством. На святки у них появляются дети, которые вылетают в трубу и живут на улице до крещения.

Считается, что кикимора заводиться в доме от того, что дом стоит на плохом месте, дескать, в прошлом тут было совершено душегубство. Ходили истории, что - это похищенные чертями девочки. Так же ее мог привести с собой печник или плотник, поместив меж бревен в переднем углу, сделанную из шерсти куклу. Считалось, что если найди такую в доме и сжечь ее, то можно навсегда избавиться от кикиморы.

Для того, чтобы защититься от кикиморы, произносили молитву и поминали имя Божье. Могли просто страшно ругать. Если поймать такую, и выстричь у нее на темени волосы крестом, то кикимора превращается в обычную женщину. Однако, такие люди, как правило, не далекого ума и кривые. Оберегом от кикиморы может служить можжевеловая ветка.

                                               ЗЛЫДЕНЬ.
Злыдень - злой дух в белорусской и украинской мифологии, приносящий горести и бедствия. Появился в результате змеиного укуса черта за шею. Сатана, услышав крики черта, бросил их вместе со змеей в кипящую смолу, затем вынул змею, и ударив ею себя по заду, превратив затем ее в злыдня. У него вместо души черт вместе с горшком, полным всяких мерзостей, которые он раздает направо и налево. Это слепое существо, которое не может разобрать, где чужие, а где свои, поэтому привязывается к первому встречному. А если тот по своей воле будет искать горя себе, то он будет сурово наказан. Он невидим, селится, как правило, за печкой или под ней, приносит несчастья. Вскакивая на плечи или на спину к человеку, ездит на нем. Прилипает к беднякам и обходит богатые дома. Злыдни могут собираться в сообщества по 12 человек. Если он поселяется у человека, то этот человек никогда не будет жить в достатке. Так еще называют людей, которые не пригодны ни для какой работы, бедствующих и нуждающихся. Сам злыдень живет очень плохо, его спутниками часто являются слепая Журба, либо одноглазое Лихо, которые селятся с ним в железном замке, огороженным частоколом из человеческих костей. Он идентичен эльфам, кобольдам, обладает крохотным росточком, жуткий пакостник. Может показаться на глаза в образе нищего старика, противной старухи, а также уродливого карлика. Для защиты дома от Злыдня нельзя мести веником по направлению от порога. Нужно всегда мести к порогу, чтобы вымести его из хаты. А на улице предложить ему понюхать табаку. Затем нужно закрыть табакерку и закопать ее, или предложить Злыдню запрыгнуть в бочку и закрыть ее. Затем вывезти ее в чисто поле и бросить ее там.

Если кому то придет в голову освободить злыдня, то тот набросится на него и уже не отстанет. Как всякую нечисть, его убивают колом и бросают в трясину, при этом воткнуть в него кол еще раз. Но если вытащить кол, то злыдень оживет. Тот человек, который избавился от злыдня - быстро разбогатеет. Если человек вселиться в дом, где живет злыдень, то он станет нищим. Если человек переселяется в новый дом из старого, то они (злыдни) могут попрятаться в вениках или жерновах, чтобы их забрали с собой. Переправляясь через мост, следует сбросить все веники и жернова в реку либо в пруд, после того там погибнет вся рыба.

Документальное подтверждение о злыднях имелось в списках «Слова о ленивых» 15 век.
В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь. Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое. (с) Омар Хайам.

Тень

  • *****
  • 2068
  • 1422
  • Кто кинет камень, брось в него хлебом.
Re: ДУХИ (СУЩНОСТИ) СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ.
« Ответ #1 : 13 Март 2014, 22:42:54 »
                                                ВОЛХ.
Волха часто изображают персонажем былин, князем-оборотнем. Это сын княгини Марфы Всеславьевны и змея. Марфа, гуляя по саду случайно соскочила с камня на змея и тогда он обвился вокруг ее ног.

Когда рождался Волх - гремел гром, и дрожала вся земля, звери убегали в горы, птицы улетали высоко в поднебесье, рыба уплывала в морские глубины. Когда Волх родился - он уже умел говорить - его пеленали в «латы булатные», клали в колыбель «злат шелом» и «палицу в триста пуд». Уже в 7 лет он знал грамоту, в 10 постиг «хитрости-мудрости» умел оборачиваться «ясным соколом», «серым волком», «гнедым туром - золотые рога». В 12 лет у него уже была своя дружина, в 15 уже готовился к военным походам. Когда возвестили, что индийский царь собирается напасть на Киев, Волх решил опередить его и повел свою дружину в поход на «Индийское царство». Народ для похода отбирал путем бросания жребия каждого из них на воду.

Жребий того человека, который оставался на плаву брал к себе в дружину, а тот который тонул - прогонял. На пути к Индийскому царству добывал пропитание своим воинам, превращаясь в животных. Превратившись в волка, бегал по лесам и охотился на лосей, обернувшись соколом - охотился на уток, гусей и лебедей. Волх кормил, поил, одевал и обувал свою дружину. Он не спал, чтобы его враги не застали его врасплох. Однажды обернувшись соколом он прилетел к индийскому царю, разведать, правда ли на самом деле, что тот враждебно настроен по отношению к Руси. И когда он в этом убедился, то перекусил у луков тетиву, тем самым обезвредив стрелы. Прилетев к своей дружине, он повел ее на врага. Превратившись в муравьев, они проникли внутрь вражеской крепости, и разгромили ее. Волх убил царя Салтана и взял в жены царицу Азяковну став царем вместо него.

Волх щедро одаривал своих воинов, женив их на семи тысячах пощаженных девиц. Его день рождения считается в Календаре Древней Руси 14 сентября - когда открывается охотничий сезон, и начинаются приготовления к военным походам. В христианский период замещен днем Симеона Столпника. Прообразом Волха считается полоцкий князь Всеслав Брячиславич Чародей, известный в древности как отважный воин-оборотень. Таким он упоминается в «Слове о полку Игореве».

С 13 века в русской мифологии стали по новой именовать Царя Салтана (царь Золотой Орды или турецкий султан), вместо «индийское царство» - «Турец-земля». Способность Волха превращаться в муравья, подобна способности громовержца Индры в древнеиндийской «Ригведе» и античного Мирмидона, сына Зевса и Эвримедузы, родоначальника мирмидонян, «людей-муравьев». Такой же способностью, превращаться в муравья обладал Иван-Царевич - герой русских сказок. Он при помощи этой возможности проник в хрустальную гору, убил двенадцатиголового змея, освободил царевну, на которой потом женился.

Образ Волха очень схож с Огненным Волком в сербском эпосе. Так же ему близок герой поздних русских былин Алеша Попович. Он известен под именами: Волха Всеславовича, Вольги Святославовича и т.д.

Свойства оборотня Волха, как отрицательного героя, нашли свое отражение в преданиях о Волке-чародее Волхе - бесоугодном колдуне старшем сыне Словена. Он жил на реке Мутная, которой он дал потом свое имя - Волхов. Мог превращаться при помощи «бесовских ухищрений» в лютого зверя. Мешал тем, кто ему не покланялся переправляться через реку, топил корабли. Местное население держал в страхе, оно называло его Громом, Перуном. Он основал на берегу реки на месте под названием Перынь городок, там он поставил кумир Перуну. Бесы удавили его в Волхове и выбросили в реку. Тело было найдено и захоронено язычниками под большим курганом. Через три дня могила его провалилась внутрь кургана. Мы можем только лишь предпологать, что в древности на территории Северо-Западной Руси водились крокодилы.

Если верить некоторым преданиям - Волх Огненный Змей, который был сыном Индры, обесчестившим в облике змея свою мать, мать - сыру землю. И для того чтобы отомстить за нее он убил Индру в бою, а сам женился на его супруге Пераскее и правил его царством Индерией. Пераскея подговорила его захватить Ирийский сад и стать владыкой мира. Волх прилетел в Ирий и сел на ветку с золотыми яблоками, которые дарили вечную молодость и власть, но услышав песню богини любви, он позабыл обо всем. Эти предания говорят о том, что любовники посещают своих любовниц в образе огненных змеев.

Согласно былинным преданиям дядя Волха (или же Вольги), был князем стольно-Киевским Владимиром, которому тот пожаловал города в Новгородской земле. Вольга отправляется за подарком и по пути встретил пашущего свое поле Микулу Селяниновича. Вольга со своей дружиной даже не могут поднять сохи Микуы, а его лошадка обгоняет коня Вольги. В таком же ключе предстает и противоборство других героев - крестьянского сына Ильи Муромца и Князя Владимира.

                                                   КИТОВРАС.
У Руссов был богом мудрости и имел облик кентавра - получеловека, полуконя. Его братом был Квасура - бог веселья и хмеля. Оба появились на свет из родника живой воды, который забил из валуна рассеченного Индрой. Китоврас оказал помощь Квасуре и его ученику Вавиле изгнать из города Голунь «царя Собаку и сына его Перегуду и дочь его Перекрасу». Китоврас жил в горах на Кавказе: скакал по вершинам заснеженных гор и раскалывал скалы. Носил в своем ухе ларец, наполненный водой, в котором жила его супруга - русалочка. Когда Месяц задумал украсть Зарю-Зареницу, то обратился к Китоврасу. Но тот отказался похищать чужую жену. Когда же Китоврас уснул, то Месяц стал допытываться у его супруги как заставить повиноваться Китовраса, она рассказала ему тайну, что всему виной хмельной мед и посоветовала наполнить им все колодцы в округе. Проснувшись, Китоврас отправился на прогулку, где и отпил из колодца воды. Опьяневшего Китовраса, связали и отпустили только тогда, когда он согласился украсть Зарю-Зарницу для Месяца. Ему пришлось построить летучий корабль и разукрасить его, разбив на палубе сад. На этом корабле Китоврас приплыл к острову Радости, и пока не было Хорса, он задарил подарками Зарю-Зареницу и зазвав на корабль увез.

После того, как ее вернули обратно мужу, Хорс велел Китоврасу для искупления своего поступка воздвигнуть у Латырь-горы храм Вышеню. Его нужно было сделать из камней, которых не должно было касаться железо, так как это считалось осквернением камней. Китоврас обратился за помощью к птице Гамаюн, которая своим священным когтем обтесала камни. Возведенный храм Вышеня стоял на восьмидесяти высоких столбах. Длинна его составляла 60 локтей, ширина - 20, высота - 30. В храме было 12 окон с решетками и 12 чеканных дверей. Изнутри храм был весь покрыт золотом и драгоценными камнями: сердоликом, изумрудом, сапфиром, агатом и др. камнями. На стенах была сделана резьба - птицы, звери, деревья и цветы.

В апокрифе «О Соломоне и Китоврасе» он выступает и соперником и помощником Соломона. Будто Китовраса поймали цепью с заклятием имени Божьего и привели к Соломону. Тот научил его, как добыть у волшебной птицы диамонт, которым можно тесать камни без помощи железа. После строительства храма Соломон сказал Китоврасу, что сила его не превышает человеческую, потому что его все же поймали. На что Китоврас попросил снять с него цепи с заклятием и вернуть ему перстень. Когда Соломон это сделал, то Китоврас забросил перстень в далекую страну, наказав Соломона за гордыню.

В другой легенде Китоврас, являющийся родным братом Соломона и сыном царя Давида, похитил у него неверную жену. Соломон, спрятав свое войско в лесу, отправился за ними. Жена, узнав об этом, рассказала все Китоврасу. В наказание ему грозили виселицей, а перед казнью Соломон решил сыграть на рожке, что было знаком для спрятанного войска. Оно освободило Соломона, а на виселице повесили Китовраса и неверную жену.

В поздних версиях образ Китовраса заменил царь Пора, Василий и Иван Акульевичи, Ивашка-Таракашка. Аналог его - получеловек полупес Палкан - богатырь в повести «Бова-королевич», древнегреческий кентавр, древнеиранский Гандарве. Мотив воздвижения храма аналогичен строительству храма волшебником Мерлином. Верхняя часть туловища Китовраса была человеческая, а нижняя - конская. Он изображался подобно стрелку с луком.
В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь. Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое. (с) Омар Хайам.

Тень

  • *****
  • 2068
  • 1422
  • Кто кинет камень, брось в него хлебом.
Re: ДУХИ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ.
« Ответ #2 : 13 Март 2014, 22:48:31 »
                                            ЛИХО.
В мифологии славян - это было воплощением недоли и горя. Оно представляло собой тощую, одноглазую старуху, которая могла лишить человека руки или даже жизни. Злое лихо поминается в народных поговорках. Это злой дух, который отводит человека от совершения добрых поступков и доводит его до полного разорения. В восточной мифологии это было воплощением злой доли и горя. Оно имело образ злой и худой старухи с одним глазом, было высокого роста. Встретившись с человеком, она может погубить его насмерть.

Привязывается к человеку, и будет вредить ему до последнего. Но происходит это до тех пор, пока сам человек позволяет ему это делать над собой - ищет помощи у злого духа. От тех, кто умеет противостоять трудностям и быть сильными духом лихо быстро отстает.

Считается, что существуют мужские и женские особи Лиха. Из-за своего одного глаза оно видит все в узком диапазоне. Питается плотью и страданиями людей и животных. Большую часть своей жизни проводит в лесу, чем часто сердит лешего. Если Лиху на встречу попадается одинокий человек или маленькая группа людей, то оно своего шанса не упускает. Пристает к человеку и повергает его в уныние, питаясь его негативной энергией.

Такое «меню» делает его еще могущественней, если ему не удается сломить дух «жертвы», то оно предпочтет проглотить жертву, чем отпустить ее. Когда ему попадается группа людей, то оно старается пристать к одному, а остальных убивает прямо на глазах. Делает оно это для того, чтобы сломить волю человека. Если оно овладело им, то избавиться от Лиха практически не возможно, оно будет всюду преследовать его и попутно нападать, пока несчастный не умрет. Вскоре оно начинает искать себе новую жертву.

В сказаниях народа говориться, что оно отделяет от человека все его радостные и светлые воспоминания в какой либо предмет, который хранит у себя дома. У Лиха слабое зрение, но сильное обоняние и хороший слух, поэтому сбежать от него очень сложно. Оно селиться в тех местах, где для него есть пища, но старается избегать крупных людских поселений. Его можно встретить в густом лесу и на окраине поселений. Оно выбирает себе для жилья большие и просторные дома или мельницы. С легкостью считывает мысли человека, может обладать гипнотическими способностями, поэтому смотреть на него, впрямую запрещается, а если смотреть на него через зеркало или видео аппаратуру, то можно увидеть его истинное лицо. Оно отличается физической выносливостью и скоростью перемещения.

Вести борьбу с ним невозможно, однако можно ослабить негативный поток энергии от носителя и лихо сильно ослабеет. Единственное - это заместить негативный поток энергии позитивным. Если человек сам найдет в себе силы, на какой-то промежуток времени побороть волю Лиха своей. Или найти амулет, в котором оно заперло все позитивные эмоции «носителя» и уничтожить его. Что послужит высвобождению позитивных эмоций.

Еще существует возможность сбежать от него при встрече. Для этого нужно к нему подкрастся и выколоть его глаз - это может надолго задержать Лихо, а у человека появиться возможность убежать. Самое главное не обращать внимания на окружающие предметы, так как при помощи гипноза Лихо будет изо всех сил стараться задержать жертву, пробуждая в человеке самые низменные чувства.

                                                   ХМАРНИК.
В мифологии Украины хмарник - это дух, который защищает свое село от непогоды града и дождя. Считается, что обычному человеку это тоже под силу, если он заключит договор с чернокнижником. Договор заключался с обычным человеком, который обещает свою душу отдать ему после смерти, либо отдает взамен чудесного посоха, с помощью которого он становится повелителем стихий.

Когда приближалась буря, то хмарник звонил в колокола, бегал вокруг деревни, размахивая руками, словно он дерется с кем либо, или крестил тучи тремя соломинками и произносил заклятье. Хмарник мог отказать, предводителю бури, который принимал облик белого или черного человека на черном коне (посланника грозы). Лишь на третий раз он мог позволить высыпать град, и то где то вдалеке от жилищ, посевов и садов - на дорогу, в реку, в овраг. В гуцульских верованиях - два хмарника бились меж собой, определяя на чье село должна обрушиться туча с градом. Тот хмарник, что проигрывал - погибал.

                                             ВЕШТИЦА.
Вештицей называли женщину-демона в сербской и болгарской мифологии, которая заключила сделку с дьяволом и продала ему свою душу. Ею считалась и девочка, рожденная в рубашке кроваво красного цвета или зачатая родителями в «недобрый» час, а так же появившаяся на свет в последнюю четверть луны, женщина утратившая способность к деторождению. Этот демон забирал молоко у коров, мед у пчел, разлучал супругов, ссорил друзей, насылал порчу, вызывал град, засуху, мог украсть луну с неба. Заколдованной веткой мог вынуть сердце у человека и съесть. Но к утру тело срасталось, и спящий, ни о чем не подозревал. Такие люди, как правило, погибали под упавшим деревом или от удара молнии. У беременной женщины демон Вештица мог вынуть плод из утробы, пил кровь у детей, а самих съедал. Особую активность проявлял на кануне Рождества, Масленицы, Страстной Пятницы, Иванова дня.

Один раз в году Вештица мазала тело волшебной мазью и, прочитав заклинание, вылетала через трубу на метле, веретене или верхом на человеке. Ее полет сопровождался шумом и грохотом, а вслед за ней тянулся огненный хвост. Место их сборищ являлись заброшенные дома, перекрестки дорог, можжевеловые и папоротниковые заросли, листва дуба, ореха или груши. На таких сборищах избирали главную вештицу, намечали новые жертвы, поедали сердца младенцев, водили хороводы и пили из золотых кубков.

Вештица имеет облик старой женщины, она космата, сгорблена, с волосатыми ногами, косоглаза или с глубоко посаженными глазами, со сросшимися бровями, пробивающимися усиками, длинным носом и злобными глазками. Крылья и хвост у них, как правило, не заметны. Могут принять любое обличие: курица, гусь, индюшка, мотылек, бабочка, волк, кошка, жаба, собака. Обезопасить свой дом можно, воткнув в дверь нож, или выставить во двор перевернутый веник, при этом произнести заклинание: «Проклятая вештица, когда пересчитаешь звезды все звезды на небе, да песок на берегу моря, тогда и сможешь навредить мне и моей семье. Для оберега детей им натирали пятки чесноком и проговаривали такие слова: «Когда пересчитаешь все травы на лугах, листья на деревьях, тогда и навредишь моему ребенку». Чтобы определить вештицу в своей деревне, следовало поймать прилетевшего на свет мотылька и опалить ему крылья. При этом сказать: «Приходи завтра утром, дам соли. Если утром на пороге появлялась соседка со следами ожога на теле и просила соли - тогда ее считали вештицей. Если же она приходила в образе курицы, то ее следовало изловить и посадить под корыто. На утро под корытом обнаруживалась живая женщина. Тогда с нее брали обещание, что она больше никогда не будет вредить людям. А если она давала такое обещание, то больше никогда не могла колдовать. Она теряла такие способности и становилась обычной женщиной.

                                                   АСИЛКИ.
Согласно народным белорусским преданиям они жили в древние времена, наравне с лесными друдами, жителями пещер, являлись создателями утесов, рек, разбивали камни каменными орудиями. Все они относились к людскому роду, отличались не только силой, но и мудростью, обучали людей землепашеству, кузнечному делу. Когда они подбрасывали в небо свои булавы, то гремел гром. Очень часто за каменными разбитыми стенами находили похищенных змеем людей. Они, возгордившись своею силой, бросили вызов самому Богу, которым и были уничтожены. Были такими же как титаны в древней Греции. Их еще считают вариантами мифа о борьбе Громовержца со змеем. Их название можно перевести, как каменное небо, камень.

До сих пор считается, что их духи охраняют древние курганы. Свой род они ведут от бога Велеса. В момент, когда они сердились, то с корнями вырывали деревья из земли, сбрасывали камни с гор, вызывали шторм и бурю. Порой за разбитыми каменными стенами находили похищенных змеем людей. Но однажды они возгордились своею силою, хвастаясь направо и на лево, что они выше самих гор, и их создала сама Мать Сыра Земля, как бы намекая, что не известно еще кто старше они сами или бог. Тогда, разгневавшиеся высшие силы превратили их в камень.
                                                  АНЧУТКА.
Анчуток относят к злым полевым духам: водяной, болотный чертенок. Анчутки делились на картофельников, конопельников, ленников, овсяников, рожников, просоников, дикушников. Когда приходил срок сбора урожая они прятались в нем. Чтобы не рассердить их крестьяне всегда оставляли на корню несколько колосков, чуть-чуть нескошенной травы, несколько невыкопанных кортофилен. Кто не соблюдал этот обычай, рисковал в будущем вообще остаться без урожая. Банные анчутки пугали своими стонами парящихся людей и доводили их до умопомрачения. Девушки, ходившие в баню, могли заболеть - выбегали голышом на дорогу и пели похабные песни, катались друг на друге верхом и хрюкали. Полевые анчутки были в образе маленьких мужчин и женщин, банные - мохнатые духи с лысыми головами, их еще называют кикиморами, антипками беспятыми. Что бы излечить такого человека, его нужно неделю отпаивать парным молоком с медом. Ходило поверье, если у кого-то в бане поселился анчутка, то в доме будет каждый год кто то умирать. Такую баню следовало сломать и избавится от бревен, а на этом месте нужно построить новую, из новых бревен.
В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь. Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое. (с) Омар Хайам.

Тень

  • *****
  • 2068
  • 1422
  • Кто кинет камень, брось в него хлебом.
Re: ДУХИ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ.
« Ответ #3 : 13 Март 2014, 22:57:24 »
                                           САМОВИЛА.
Является женским существом, наделенным положительными свойствами в болгарской, словацкой, хорватской мифологии. На свет появляется от утренней росы, располагающейся на растениях, в тот самый момент, когда и солнце светит и дождик накрапывает. По легенде 13 века самовилой считали проклятую богом сестру Христа, которая хвасталась словно она красивее брата.

В другой легенде самовилы - дочери Евы, которая скрыла их от бога. Они живут в горах, в пещере, в скалах, в яме под землей, в источнике. Каждый водоем имеет свою покровительницу-самовилу. Она появляется из воды и живет в своем жилище, скрываясь от людей. Тех, кто пытается проникнуть к ней, сурово наказывает. Может появиться на опушке леса, на пепелище, на мусорной куче, на дереве. Возникает, как правило, на рассвете, в новолуние или в ночь, накануне весенних и летних праздников. Самовилы невесомы, они летают по воздуху, либо двигаются бесшумно, как тени. Физически очень сильные, знающие все о свойствах растений. Их деревом считается боярышник. Они любят ездить верхом, купаться, умываться, расчесывать волосы, имеют свою предводительницу.

Там, где самовилы играют и поют - буйно растет трава, и кругами вырастают грибы. К самовиле обращались больные с просьбами о выздоровлении, принося чашу вина. Самовилы часто сожительствуют с мужчинами, вступают с ними в брак, рожают детей, но вскоре убегают, бросая их на мужа. Дети, вскормленные молоком самовилы, очень красивы и сильны. Самовилы, как правило, доброжелательны к людям, они приносят им счастье, урожай, одаривают златом-серебром, помогают по хозяйству, заботятся о потомстве, лечат раны. Но, если причинить им вред, то насылают болезни и даже убивают людей.

Если самовила завистлива, то она могла мстить человеку за его красоту или хороший голос - забрать воду из колодца, иссушить его поле, украсть часть урожая, повредить скот.

На вид самовила высокая, стройная, красивая молодая девушка с длинными распущенными волосами, в светлом одеянии с золотым поясом или короной на голове. Своими одеждами она скрывает ослиные или коровьи ноги с копытами, а также крылья - свидетельствующие о сверхъестественных способностях. Волосы их имеют неприятный запах. У них большие груди, которые они перебрасывают на спину. Их пищей является мед, козье молоко, а так же хлеб. Могут питаться той едой, которую человек спрятал в пещере.

У сапазных сербов называются вилами, Сербы называют самовил златокосыми, сладкими. Чтобы не пострадать от завистливой самовилы, нельзя пить воду, набранную после захода солнца, ходить по тем местам, где они водили хороводы. В Хорватии считают, что самовмлы исчезают с появлением огнестрельного оружия, с их уходом человек стал более беззащитным перед нечистой силой. Самовилам посвящено много песен и стихов, в которых ведется речь, будто один пастух убил самовилу, о ребенке, рожденном от брака человека с самовилой, о ее замужестве, когда она уступила человеку, укравшему ее одежду, корону и крылья. Однако ей удается обманом вернуть украденное и она улетела.

                                              НОЧНИЦА.
В мифологии у белорусов и руссов - это были демоны ночи. Они нападали на некрещеных или новорожденных детей. Ночницей становилась ведунья, не имевшая при жизни детей. Считалось, что чем она занималась при жизни, тем будет продолжать заниматься и после смерти.

Ночницы попадали в дом через окно или в дверь, стояли у изголовья, щипали и всячески дергали ребенка, чтобы он все время плакал и не спал. Ночница давала ему свою грудь или сама сосала его. Ночью залезала в гнезда к птицам, пила яйца и душила птенцов. Считалось, что особенно опасна она на закате солнца, так как легко приставала к засыпающему человеку. На закате запрещалось спать. Ее называли плачкой, криксой, бабицей, ночницей-переночницей.

Подобие болгарской и сербской вештице, очень похожа на восточнословянскую полуночницу. Ее еще персонифицировали, как ночную бессонницу и болезнью у детей. Как правило, это образ женщины с длинными волосами в черных одеждах, но чаще она была невидима, могла выглядеть как птица, летучая мышь, приведение или в виде блуждающих огоньков.

У южнославянских народов змей - это существо способное и на добрые поступки. Болгары полагают, что змей борется с демонами грозы. Считается, что у каждого поселения есть свой змей-защитник. Когда он погибает, то падает на землю в образе большой змеи или человека. А то место, на которое он упал, считается наиболее плодородным.

Чтобы ночница не беспокоила малыша, не оставляли пеленок на дворе, не выносили малыша после захода солнца из дома, не качали пустую колыбель или не оставляли ее открытой. В воде, которая простояла ночь, не стирали пеленок. Малыша, обязательно, окружали оберегами, кладя под подушку ветку чертополоха, дабы она отгоняла чертей. Над колыбелью подвешивались скрученные из тряпок куколки-куватки с головой-узлом. Лица у этих кукол не было. Первую такую куколку мать должна была сделать еще до рождения ребенка, когда была беременной. При ее изготовлении не должно было использоваться никаких острых предметов, и мать должна была класть ее к себе в кровать. После рождения ребенка она отправлялась к нему в колыбель, защищая его от сглаза и болезней. При этом произносили заговор: «Крикса-варакса, вот те забавка, с ней играй, а младенца не май». Перед сном следовало искупать малыша в настоях трав: ночник, полуночник или окурить этими растениями. Из тряпок или пеленок делали кукол и ставили на окно по нескольку штук или подбрасывали в чужую телегу на базаре.

При свершении обряда изгнания ночницы две женщины должны произносить диалог через порог, окно или печь, делая засечки на стенах или лить кипяток на гребень, веретено, щетку или иглу. Одна отрезала у ребенка прядь волос и на ее вопрос: «Что ты делаешь? - Отвечала. - Режу, парю, варю, гоню ночницу». На что другая, должна была ответить «Гони, чтобы она никогда не возвращалась».

Так же с просьбой об изгнании ночницы обращались к ее матери заре: «Заря-зарница, возьми свою ночницу на сей час!»

Считается, что это некий образ, которым пугают маленьких детей, не желающих ложиться в кровать: «Вот, если не ляжешь, то к тебе бука придет. Кто это такой не объясняли, ребенок сам себе представлял, что-то очень-очень страшное. Его еще называют бабайкой или бабаем. Эти духи и есть выродившиеся ночницы. Только разница заключается в том, что, если буками пугают маленьких детей, а ночницы пугают всех без исключения. У буки не хватает сил на взрослого человека, он просто не верит в них. Для того, чтобы изгнать бабайку, достаточно просто не выключать ночью свет, будто живет она только в темноте.

Вырождение этих существ - довольно грустная вещь, ведь их все знают и не надо объяснять кто это. Полуденницы, уже исчезли из сознания народа, будто их и не было, ведь долгое время с ними вели борьбу. Сейчас уже никто не сеет и не пашет вручную - для этого существуют комбайны и трактора. Крестьянский труд стал механизированным. Даже тепловой удар не стал таким загадочным, как было ранее, возникающим сам по себе. Исчезла тайна о светловолосых девах с васильковыми глазами.

                                              НАРЕЧНИЦА.
Ею была пророчица в болгарской, чешской и сербской мифологии, посещающая ребенка на 3 ночь, после рождения. Она предсказывала его судьбу: наделяла долей, описывая его жизненный путь (женитьбу, рождение детей, болезни, смерть). У каждого человека была своя наречница. Изменить то, что она нарекала было невозможно. Если она предрекала трагические события, то этого не в силах были изменить ни Бог, ни святые. Она невидима для окружающих, только мать, родственница или случайный гость в доме способны услышать ее. Услышанное не разглашается, иначе человек наказывался существами из потустороннего мира (онемением или окаменением). Матери судьбу ее младенца могли предсказать во сне. Сон, увиденный в ночь прихода наречници, тщательно толковали.

Наречница живет на краю света или вместе с Солнцем; в христианской традиции - вместе с Богом в раю. Каждый день доносила до Бога, сколько в мире родилось младенцев, и узнавала их судьбу. В легендах говорилось, что бог устанавливает судьбу человека, а наречница лишь продолжительность жизни. Она определяла будущее (богатым или бедным он будет), в зависимости от обилия блюд на столе. С ней, как правило, приходили еще три наречницы - сестры (родственницы) с веретеном, карандашом и бумагой, вставали у изголовья кровати, у окна, очага или двери и произносили вслух, то что с ним должно случиться. После длительных споров между собой они записывали судьбу ребенка. Первая наречница предсказывала бедствия, вторая - добро, а третья - выслушивала своих сестер и примеряла их, высказывая последнее слово.

В сербской традиции старшая наречница предсказывала дату смерти, средняя - обрисовывала его физические недостатки, а младшая - рассказывала сколько лет он будет жить, когда пойдет под венец и с чем столкнется в жизни - какое счастье его ждет.

Если ребенок плакал по ночам, то считалось, что его душит наречница. После того, как ребенка посещала наречница, у него появлялась сыпь вокруг рта и оставались красные точки меж бровями, на подбородке, на носу. После посещения над ребенком читали молитву. В сказках распространенным мотивом был сюжет поиска несчастливым человеком своей наречницы в случае гибели невесты или жениха в день свадьбы или женитьбы сына на своей матери, гибели девушки и юноши в день шестнадцатилетия у колодца.

У западных болгар она называлась орисницей, рожделницей; в Сербии и Чехии - суденицей, подобно древнегреческим мойрам, древнеримским паркам, скандинавским норнам, самодивам и т.д. Одежда их была белой или черной, в руках были свечи. Это были красивые юные девушки, высокие и стройные, глаза у них были черные и длинные волосы. Либо это были безобразные старухи, в лохмотьях с выпученными глазами. Редко принимали облик мужчин - седобородых стариков. В некоторых мифах их описывали покрытыми перьями - тогда, человек, рассердившийся на свою наречницу, обещает повыщипать ей все перья.

К приходу наречницы готовятся заранее и стараются ее умилостивить - мать и ребенка не оставляют одних, нельзя гасить свет и присутствующие не должны спать.

Для защиты ребенка от злой наречницы - возле колыбели оставляют кочергу, чеснок, деготь или метлу. Чтобы задобрить ее - после обряда родин, оставляли неубранным стол с угощением, выпекали сладкую лепешку и раздавали всем соседям или клали под подушку новорожденному.

На малыша стоило надеть рубашку отца или матери, или повитухи, чтобы наречница не застала его голым. Его правая рука должна оставаться свободной, под подушку клали золотые или серебряные монеты, кольца, серьги. А рядом с кроваткой оставляли карандаш и бумагу. Если до этого в доме умирали маленькие дети, то малыша относили в другой дом, а в его кроватку клали какой-нибудь предмет.

В эту ночь не следует разговаривать или говорят только о счастливом и приятном, так же в эту ночь можно повлиять на будущий характер ребенка. На него следует одеть рубашку отца, что бы навсегда осталась привязанность к родственникам. Под кроватку кладут орудие труда: мальчику топор, девочке - ножницы. Ребенок не будет стеснительным, если возле кроватки оставить зеркало; будет спокойным, если в эту ночь покачать его в колыбели три раза.
В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь. Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое. (с) Омар Хайам.

 

Фазы Луны (Москва)

Top.Mail.Ru Yandex.Metrika
DMCA.com Protection Status