Черная магия и Руны

Алгышы — культовые песни тувинских шаманов

Давид Вронский

  • *****
  • 2047
  • 7156
  • Mission Accomplished
     Алгышы — культовые песни тувинских шаманов

     Предлагаемые к ознакомлению обрядовые шаманские песни (алгыши) были собраны заслуженным работником культуры и знатоком шаманского фольклора Самбуу Сааем Чувурековичем (1890 — 1986).
      Автором данных алгышей является шаман Чимекей, уроженец местности Бай-Тайга, жил на берегах бурной реки Хемчик. Его часто приглашали туда, где проводили обряд, посвященный духам огня, родника, гор, леса, оросительного канала. Умер он в начале 20-х годов прошлого века.

    Алгыши, посвященные огню

«И вот я пришел сюда, чтобы вести дагылга.
И вот я призываю, чтобы здесь явилась дадалга.
С восходом солнца и с появлением луны молодой
Жертвую золотую свечу, чтобы все было хорошо.

Да, и ехал на коне и был одет очень нарядно.
Да, я пришел сюда слугою народа доброжелательно.
Благословляю, чтобы огонь был более ярким.
Благословляю, чтобы юрта была более уютной.»

     Примечания:

Дагылга - моление, посвящение, молитва
Дадалга - счастье, удача.
Оваакай — юрта.

«Ты-огонь. Ты-творец. Ты-божество доброе.
Вид твой величавый, когда ты горишь золотом
Желтый козленок служит у тебя ездовым.
Нежнейший кадак священным стал у тебя.
И грудинка, и курдюк идут в жертву тебе на съедение.
Лучший сорт кровяной колбасы идет в жертву тебе.
Огонь- творец, ты духом стал для души человека.
Ты-огонь. Ты - творец. Ты - божество доброе.

Бог огня, одари счастьем. Бог огня, одари счастьем.
Бог огня, подари добро. Бог огня, подари добро.
Быть добру в юрте. Быть добру в юрте.
Прошу, огонь. Конец плохому в юрте.
Конец плохому в юрте. Прошу, огонь.

Зажжённый огонь пусть горит еще ярче и сильнее.
Поставленная юрта пусть возвышается величаво.
Пусть закрывается чертова тропинка навсегда.
Пусть блуждающая дорога прекращается надолго.
Пусть благополучно растут дети, набирая силы.
Пусть стадо домашних животных благоденствует.
Жертвую духу огня свечку, которая горит.
Моё счастье, я зову тебя, причитая свои алгыши.

Бог огня, одари счастьем. Бог огня, одари счастьем.
Бог огня, подари добро. Бог огня, подари добро.
Быть добру в юрте. Быть добру в юрте.
Прошу, огонь. Конец плохому в юрте.
Конец плохому в юрте. Прошу, огонь.

Табуны, у вас копыта высечены из стали,
Они дробят каменистую землю, когда проходят.
Они скалу превращают в пылинку, когда сердятся.
Табуны, вы богаты рысаками для простора.
У вас есть и замечательные иноходцы,
Есть же у вас кони чыраа, кони саяк.
Ради вашего счастья пою алгыши свои,
Зову завидную судьбу для вас, табуны.

Бог огня, одари счастьем. Бог огня, одари счастьем.
Бог огня, подари добро. Бог огня, подари добро.
Быть добру в юрте. Быть добру в юрте.
Прошу, огонь. Конец плохому в юрте.
Конец плохому в юрте. Прошу, огонь.

Чаваалар, как вы красивы и как вы очаровательны.
Грива ваша груба и волною опускается на землю.
Кулуннар, масть ваша сваристая и поразительна.
Вы бежите и играете, размахивая пышным хвостом
На ваших шеях имеется мончар для удержания.
На ваших головах имеется чуген для удержания.
Кулуннар, вы рождены для игр и для веселья.
Пусть ваша душа будет счастливой и прекрасной.

Бог огня, одари счастьем. Бог огня, одари счастьем.
Бог огня, подари добро. Бог огня, подари добро.
Быть добру в юрте. Быть добру в юрте.
Прошу, огонь. Конец плохому в юрте.
Конец плохому в юрте. Прошу, огонь.

Стадо овец, молоко ваше похоже на белое озеро.
По степям, где дикие травы, вы гуляете вольно.
По полям, где стерня, вы весело танцуете.
Овцы, стою и пою, призывая вашу душу сюда.
И волы, и коровы, ваши следы похожи на следы цепочек.
Своими алгышами зову сюда вашу душу милостиво.
Крик быка гремит тревожно и голос его звенит в роще.
Благоговейно зову душу быка, ведя камланье свое.

Бог огня, одари счастьем. Бог огня, одари счастьем.
Бог огня, подари добро. Бог огня, подари добро.
Быть добру в юрте. Быть добру в юрте.
Прошу, огонь. Конец плохому в юрте.
Конец плохому в юрте. Прошу, огонь.

Стадо коз, ноги ваши крепки и не упадете нигде.
Как бы ночь не напугала, вы свою стоянку не покидаете.
Любите вы подниматься по скалам страшным,
Когда каменные россыпи просыпаются, вы не боитесь.
Где сочная трава и разные цветы, вы там пасетесь.
Где юные ивники с гибкими ветками, вы там питаетесь.
Домашние козы, вожаками живете вы для других скотов.
Воспевая алгыши, зову душу домашних коз сюда.

Бог огня, одари счастьем. Бог огня, одари счастьем.
Бог огня, подари добро. Бог огня, подари добро.
Быть добру в юрте. Быть добру в юрте. Прошу, огонь.
Быть добру в юрте. Быть добру в юрте. Прошу, огонь.

Собака-дворняжка, ты предана своему хозяину.
Лежишь у порога, ведя службу охраны юрты.
Ты, собака, хранительница верная стоянки.
Ведёшь наблюдение над стадом домашнего скота. 
Стоишь там скрыто, куда мог бы явиться волк по тропе.
Чуть заметишь шорох, сразу киваешь головой и лаешь.

Лежишь там крепко, закрывая всем телом дорогу беды.
Стою и пою, призывая собачью душу своими алгышами.
Воображаю, что глаза твои в каких-то очках.
Морда твоя предчувствует дурной запах бед.
Близость страха заставляет тебя выть протяжно.
Близость грозы заставляет тебя выскочить быстро.
Хвост твой красуется мохнатым гнездом дивно.
В твоих ушах серьги чудны и зрелищны.
Мухортая собака, шерсть у тебя темна и бархатна.
Ищу твою душу и зову твою душу, запевая свои алгыши.

Бог огня, одари счастьем. Бог огня, одари счастьем.
Бог огня, подари добро. Бог огня, подари добро.
Быть добру в юрте. Быть добру в юрте. Прошу, огонь.
Быть добру в юрте. Быть добру в юрте. Прошу, огонь.

Цыпки имеются на икрах у малышей-девочек.
Погремушки имеются на головах у малышей-девочек.
Вы, девочки, очень слабы и ноги ваши шатаются.
Зову души девочек сюда, ведя камланье и песнопенье.
Мальчики, кому суждено вдевать аркан в урук.
Мальчики, кому суждено носить огниво на поясе.
Мальчики, кому суждено держать сыдым в руке.
Зову души малышей, ведя камланье и песнопенье.

Бог огня, одари счастьем. Бог огня, одари счастьем.
Бог огня, подари добро. Бог огня, подари добро.
Быть добру в юрте. Быть добру в юрте. Прошу, огонь.
Быть добру в юрте. Быть добру в юрте. Прошу, огонь.»

     Примечания:

От - огонь.
Ог-юрта.
Алгыш - шаманская песня, гимн.
Чаваа, чаваалар.- стригунок, стригунки.
Кулун, кулуннар - жеребенок, жеребята.
Мончар - ошейник.
Урук - шест с петлей или арканом для поимки коня.
Аргамчы - аркан, веревка из кожи,
Саяк - иноходец с нежными шагами.
Чыраа - иноходец с ритмическими шагами.
Челер - рысак со стремительными шагами.
Чуген - узда.
Сыдым - лассо, особый вид кожаного аркана для табунщика.
 
Предупреждение: на других интернет-ресурсах Давид Вронский не зарегистрирован. Все попытки очернения чести и достоинства, представленные в соцсетях, являются провокацией со стороны психически неадекватных личностей.

Давид Вронский

  • *****
  • 2047
  • 7156
  • Mission Accomplished
Re: Алгышы — культовые песни тувинских шаманов
« Ответ #1 : 12 Февраль 2014, 13:16:20 »
    Приводимые шаманские песни (алгыши) были записаны и опубликованы этнографами, собирающими фольклор. В настоящее время их можно встретить в разных источниках. Будучи раскрытыми для непосвященных, эти песни уж не имеют той силы, которую несли в себе изначально. Однако они позволяют составить представление о том, что в них  пелось. И, возможно, алгыши послужат основанием для тех, кто практикует шаманские техники, создать свою Песнь Силы.

1. "Бубен, покрытый кожей,
Исполни мои желания,
С быстротой облаков неси меня
Через сумрачные страны
Да под свинцовым небом,
Проносись как ветер
Над горными вершинами!"

2. "Предки с левой стороны,
предки сзади,
предки сверху,
предки справа,
предки вокруг меня,
воспитайте меня,
будьте всегда со мной,
любите меня!
Я ничего не боюсь
и не боялся,
и никто меня не сломает,
у меня нет ревнивости,
нет слабости,
нет жалости,
вера у меня такая,
вы мои Боги так воспитали
и таким я стал"...

3. Песнь от шамана Саамгул:

"Торум, не знаю, о чём просить тебя,
умоляю, дай мне зреть нужды мои,
сокрытые от меня незрелостью духа.
не дерзаю просить утешения,
только предстаю перед тобой.
Сердце моё тебе отверсто.
Сокруши и подыми меня.
Порази и исцели меня.
нет у меня желания
кроме желания
быть твоей частицей, Торум.
Пробуди во мне
мою природу."

     Примечания:
Торум или Нум-Торум - небесное Божество.

4. Алгыши шаманки, посвященные "съеданию" враждебных шаманок.
(Источник: Монгуш Кенин-Лопсан. Алгыши тувинских шаманов. Кызыл, 1995 год)

"Пора вооружаться копьем и стрелою железной,
Пора вооружаться могучим духом сырыглыг,
Пора вооружаться крепким луком из дерева,
А затем пускать стрелы на взаимоуничтожение.

Нападающая шаманка, ты ли будешь стрелять первой?
Защищающаяся шаманка, я ли буду стрелять второй?
Я та шаманка, кто умеет заклинать смертельно.
Если я рассержусь, борьба будет кровавая со мной.

Я та шаманка, кто владеет самой жестокостью.
Я та шаманка, кто сумеет вызвать трагедию.
Ты, шаманка «пожирающая», сама нашла кровавого врага.
Я тоже бесстрашная и могу принести сокрушение.

Сначала выберем степь, где большой простор,
В один миг мы будем превращаться в красный вихрь,
В другой миг мы будем превращаться в черный вихрь.
В бою враги шаманки бьются грозно, громки и шумно.

Твоя ступня черной станет от моих мощных ударов,
Твоя стоянка пустой станет после битвы со мною.
Твоя тропа без следов останется после боя со мною.
Знай, шаманка «пожирающая», от меня не жди милости!

Я та шаманка, кто стала матерью девяти мальчиков.
Когда надо свою жизнь спасти, отдам в жертву сыновей.
Я та шаманка, кто стала матерью шести девушек.
Когда надо свою жизнь спасти, отдам в жертву дочерей.

Я та шаманка, кто умеет вызвать бедствие.
У меня характер прямой, грубый и суровый.
Когда кипит гнев, я становлюсь карающей.
И вот я веду камланье со смертельным заклинанием.

Я та шаманка, кому суждено жить после умерших.
Я та шаманка, кому суждено зажечь потухший огонь.
Я та шаманка, кому суждено стать наследницей предков.
Я та шаманка, чья жизнь долговечна и прославлена.

Ты, шаманка, разве вышла с небес и оттуда спустилась?
Ты, шаманка, действительно превратилась в коршуна?
Полагаю и подразумеваю, что все это твоя мечта.
Неужели я буду слабой и хуже даже птицы с перьями?

Я готова мощь показать и превратиться в вихрь.
Я сумею высоко подняться, покрывая землю пылинками.
Я сумею совершить полет, подобно соколу.
Когда я летаю, зарождается свистящий гул.

Шаманка «пожирающая», схватка со мной жестока,
Шаманка «пожирающая», твоя голова с косою свалится.
Я, шаманка-мстительница, сильна в поединке.
Предупреждаю тебя, оставь завещание".

(Записано от Балгана Кужугета Ленчаевича, 1913 г.р., село Кара-Холь Бай-Тайгинского района, 1 июня 1974 года).

     Примечания:

Сырыглыг – дух шамана, здесь дух Амырга-Моос.
Толуглуг – жертва, здесь: та шаманка, которая защищается, готова жертвовать своими сыновьями и дочерьми, если нападающая шаманка будет превосходить в поединке, лишь бы спасти свою собственную жизнь.
Ара-саран – здесь: завещание. Дословно: длинная палка с небольшой доской.

5. Алгыши шаманки Кыргыс Кургак из местности Тере-Холь, посвященные своему могуществу
(Источник: Монгуш Кенин-Лопсан. Алгыши тувинских шаманов. Кызыл, 1995 год)

"Мне суждено было родиться шаманом по велению творца,
С такою силою, что могу совершить разведку вокруг света.
Когда злые духи нападают на здоровых людей,
я выступаю в защиту их жизни и веду жестокую битву.
Часто бываю на земле и порою бываю во Вселенной.
Встречаясь с духами, веду разговоры очень ловко.
Я рваная и без власти, однако умею шаманить.
Я – шаманка, это мое звание, и потому веду камланье.

Злые духи, прошу вас уходить отсюда.
Не трогайте больного человека, прошу пожалеть его.
Знайте, что я выше ваших голов и покоряю вас.
Подвиг совершаю ради больных, будьте тихи.

Навстречу ко мне пришли хозяйки страны и гор Танды.
Зажгла костер и с ними разговариваю дружественно.
На родной земле люди считают меня всемогущественной.
И потому злые духи меня боятся, вот какая шаманка я."

(Записано от Кунгаа Таш-оола Бууевича, 1940 г.р., село Самагалтае)

6. Песня-обращение к духам предков перед проведением обряда:

"Духи дом охраняющие в всевидящие,
духи на горе стоящие,
духи в долине сидящие,
духи предков,
все знающие, видящие и умеющие,
обращаюсь к Вам прошу"...

(Опубликовано Е. Капраловой)

7. "Именем Неба,
Именем Белого Солнца,
Именем Серебряной луны,
Сутью Матери Земли — Воды!
Протягиваю к тебе руки,
О Всевышний!
Так я встречаю рождающийся день
И заклинаю —
Смотрите на меня, слушайте меня!
Пусть лицо моё всегда озаряет радость.
Прошу здоровья духу и телу,
Спокойствия дому.
Прошу удачи в делах,
Благоденствия и процветания.
Пусть всегда я буду сыт и одет.
Куда бы я ни пришёл,
Пусть двери счастья будут открыты передо мной.
Пусть духи всех живших и умерших близких
Будут радостны и покойны.
Пусть они не покидают меня, оберегают и охраняют."

(Опубликовано Д. Ильиным)

     Из всех приведённых выше песней вызывает недоумение песня - обращение к Торуму. Очень уж этот алгыш схож по своему смыслу с христианской (и не только) молитвой, в которой верующий не просит себе у б-га каких либо земных благ , а ищет только "спасительного" для души самоуничижения, слияния с б-жеством, подобно католической святой Терезе из Лизьё. Допускаю, впрочем, что это - смысловые ошибки вольного перевода...
Предупреждение: на других интернет-ресурсах Давид Вронский не зарегистрирован. Все попытки очернения чести и достоинства, представленные в соцсетях, являются провокацией со стороны психически неадекватных личностей.

Iden

  • ****
  • 353
  • 145
Re: Алгышы — культовые песни тувинских шаманов
« Ответ #2 : 02 Февраль 2017, 18:34:55 »
       По мнению Президента тувинских шаманов Монгуша Бораховича Кенин-Лопсана тексты алгышей тематически можно классифицировать по группам:

1. Родословная шамана. Это шаманы небесные, шаманы от духов земли, шаманы от рода злых
    духов, шаманы от рода албыс и потомственные шаманы. Если шаман помнит и поёт о
    девяти поколениях своего рода, то он будет иметь самую добрую славу.

2. Мир шамана. Здесь три этапа составляют могучее единство: пролог камланья, 
    возвеличивание шаманской деятельности и эпилог камланья.

3. Алгышы враждебных шаманов, "пожирающих" друг друга.

4. Алгышы, посвящённые планетам, звёздам Неба, растениям, горам, рекам Земли и
    страданиям, мучениям грешников Тёмного мира.

5. Алгышы, посвящённые диким животным, домашним животным, а также птицам.

6. Алгышы, посвящённые огню, звёздам Большой Медведицы, шаманскому дереву и родникам.

7. Алгышы, возвеличивающие силу и святость шаманских атрибутов, к которым относятся 
    бубен, колотушка, головной убор, демир хомус - железный хомус и зеркало.

8. Алгышы, посвящённые хамнын ээренниринге - духам самих шаманов и карачалдар
    ээренниринге - духам обычных людей. В старые времена каждый тувинец и каждый
    тувинский шаман знал, что имеет собственного духа, которого три раза в день кормил.

9. Алгышы, посвящённые людям. По содержанию они имеют различный характер, то есть одни
    посвящены диагностике болезней, другие - лечению больных, третьи - душе-суне живого
    и душе-суне умершего.

10. Алгышы к детям, здоровым и больным, умершим и тем, кому ещё предстоит родиться.

И отдельно стоят алгышы, которые посвящены самым высоким горам и самой низкой котловине.   

 

Фазы Луны (Москва)

Top.Mail.Ru Yandex.Metrika
DMCA.com Protection Status