Руна Эйваз
Руна Эйваз
Эйваз — очень интересная, необычная, даже неожиданная руна. Символически она соответствует Венере, одному из самых сложных астрологических символов. Современные астрологи не жалуют эту планету особым вниманием. Они больше любят Сатурн, Плутон, в крайнем случае Юпитер. А что Венера? Афродита, красота, гармония, баланс, интересы — и ладно. В действительности Венера — это ценности в самом широком понимании. Руна Эйваз и по начертанию и по связанным с ней смыслами соответствует Иггдрасиль — мировому древу, связующему небо и землю, проникающему ветвями своими во все области пространства и времени. Именно связующему все и вся.
Ценность — это фокус синтеза различных программ, направлений, предметов, явлений. Венера осуществляет синтез на основе возвышенного. Например, красота любви между мужчиной и женщиной не заключается в мужчине или женщине, а в синтезе их обоих, хотя речь идет о началах, противостоящих друг другу. Красивая картина соткана из разнообразных цветов. Именно взаимодействие полярностей рождает прекрасное изображение. Если Уран поляризует, взрывает полярности, разводит в стороны, то Венера стягивает воедино самые разные силы, представления, значения, энергии на некоей общей основе.
Венеру называют «малым счастьем» в сравнении с «большим счастьем» Юпитера. Юпитер символизирует шумное счастье. Это куча неожиданно появившейся радости. Венера же требует большей работы, потому что она тонка, нежна, ажурна. Она настраивает на серьезную концентрацию внимания к переплетению противоположностей, к сплетению полярных начал. Венера требует особой аккуратности в обращении. Поэтому с ней очень трудно работать. Венера отвечает за разумный синтез: разум как объединение рассудка и переживания. В этом плане Венера мало кем понимается как особо важный фактор.
Наша жизнь испытывает явный недостаток Венеры. Речь идет не о внешних украшениях, а о чувстве целостности, баланса, связанности всего со всем. Причем связанности закономерной, гармоничной, естественной. К сожалению, люди привыкли опираться на рассудок. И поэтому они акцентируют то одну, то другую сторону полярностей. Венера — это срединный путь Будды, путь гармонии, баланса, синтеза верхнего и нижнего, левого и правого, светлого и темного, горячего и холодного. Венера, словно ось, пронизывает все планы существования, создавая красотой нечто целостное, единое. Венера очень живая, подвижная планета. Она удивительно неформальна. Ее баланс всегда изменчив ввиду того, что изменяется жизнь, течет время, по-иному расставляются акценты. Но постоянным остается принцип: схватывание противоположного в контексте единого.
Мы редко понимаем чувство красоты, чувство прекрасного как синоним законности и натуральности развития. Красивость сама по себе ценна тем, что она соответствует неким правильным построениям. Они неформальны, неисчисляемы, неформулируемы. Они могут только переживаться, чувствоваться. Люди, в картах которых сильная Венера, очень тонко чувствуют грань красивого и безобразного, грань пошлости и искусства, грань халтуры и безупречности, но объяснить этого они не могут. Человек с непроработанной или пораженной, или слабой Венерой не чувствует подобных нюансов и тонкостей.
В свете руны Эйваз открывается особая глубина, особое измерение Венеры, сакральное и очень глубокое. Она приобретает космическое звучание. Эйваз показывает глубину и вершинность венерианского принципа. В древних цивилизациях Средиземноморья не было культов, в которых бы не уделяли особого внимания умиротворяющему, упорядочивающему женскому началу. Древние прекрасно понимали, что Венера учит людей быть людьми. Человек должен в той или иной форме поклоняться красивому, гармоничному началу, для того чтобы выстоять в хаосе дней, имея перед глазами образец совершенства, живого, подвижного, различного в каждый момент времени.
К сожалению, сейчас Венера ушла из многих сфер жизни. Ушло само понимание чувства как единственной основы для синтеза. Исчезло понимание того, что переживание, глубокая эмоция, эмпатическое сопереживание с тем, чем мы занимаемся, — только это дает возможность гармонизировать процессы жизни. Человек общается с миром через Марс, Меркурий, через императивное давление солнечной энергии, пусть собирающей все воедино, но не вносящей порядка. Солнце — это царь. А Венера — это хозяйка, причем в своей высшей ипостаси. Это начало, наводящее порядок, расставляющее все на свои места, начало музыкальное, симфоническое, полифоническое, многоцветное. Венеру можно сравнить с холстом, в котором важна каждая деталь: интенсивность цвета, форма пятен и их взаимное расположение и т.д.
Эйваз говорит о такой космически торжественной, возвышенно звучащей Венере: совмещение несовместимого, динамическое взаимодействие противоположных начал.
Символическое поле Эйваз
Устранение препятствий, высшая защита, органическое возрастание силы. Мы обычно понимаем силу как переливание топлива в бак автомобиля, то есть как нечто, что необходимо призвать и присвоить. Под Эйваз же сила вырастает вместе с нами, постепенно накапливается, совершенствуется, становится более мощной, динамичной благодаря тому, что мы не насилуем процесс ее возрастания. Наращивание мощности происходит поступательно, без давления, без призывов и насилия.
Влияние. Предотвращение неприятностей. Настойчивость и последовательность как условие трансформации. Мудрость как понимание всеобщей связи. Защита благодаря сбалансированности усилий. Опыт как сгармонизированные знания.
Чаще всего препятствия на пути человека связаны с тем, что он упирается лбом в одно место, связывает себя с одним полюсом окружающей или внутренней действительности, не видя другого полюса. Благодаря Эйваз человек имеет возможность отойти от препятствия и увидеть обходной путь. Знания, сгармонизированные в опыте, позволяют ему каждую минуту помнить, что выход есть в любой ситуации. Но его нужно почувствовать. К нему нужно присмотреться, попытаться нащупать, но не методом проб и ошибок, расшибая дверь лбом, а просто отказавшись от насильственного преодоления препятствий, рассматривая ситуацию более целостно и синтетически.
Венера говорит о том, что в каждом событии переплетены полярные силы. Если мы не можем преодолеть одну силу, значит надо прибегнуть к помощи другой. Если мы не в состоянии обойти препятствие слева, мы должны попробовать обойти его справа. Любое событие позволяет подойти к нему с разных сторон. Дело в том, чтобы почувствовать, эмоционально понять то, с чем мы столкнулись. Однако мы воспринимаем препятствия как непреодолимые. Наш разум зацикливается: вот стена, которую надо пробить. Этот прием часто используется в комедиях. Вспомним момент из фильма «Кавказская пленница», когда Шурик в психушке пытался достаточно импозантно открыть дверь. Оказалось, что дверь открывается просто в другую сторону.
Серьезное препятствие связано с потерей баланса, с невниманием ко второй стороне явления.
Венера символизирует срединный путь. Она позволяет проходить по тонкой ниточке между двумя безднами, минуя как левую, так и правую крайности.
Важнейшим моментом для осознания является то, что Венера призывает согласовывать свои действия с действиями окружения. Ценности, символизируемые Венерой, это эгрегорный феномен, потому что они всегда надчеловечны, надындивидуальны. Получая руну Эйваз, мы должны подумать о том, насколько мы согласовали свою действительность с окружающей действительностью, насколько целесообразна наша работа в более широкой системе, в которую мы включены. Речь идет о согласовании ритмов, векторов действия и количества затрачиваемых усилий. Венера призывает согласоваться с целым. Человек никогда не бывает одиночкой. Он всегда представитель какой-либо системы, большей, чем он сам. И любое событие, любая ситуация, имеет смысл не только для нас самих, но и для целого, которое мы представляем в этой ситуации.
Большинство человеческих трудностей проистекает из-за зацикленности на себе, на своем мнении, на ограниченной точке зрения. Венера призывает открыть поле восприятий, оглядеться вокруг. Может быть, не стоит ломиться в открытую дверь, а просто открыть ее в другую сторону. Нужно почувствовать некий более широкий контекст, в котором мы действуем. Это не интеллектуальная операция, а переживание, эмпатическое вживание в ситуацию. Существуют не просто «я и ситуация», а существует целое: я как его представитель и преграда, которую, согласно влияниям целого, мне нужно преодолеть. Когда человек чувствует такую связь с более широкими программами, когда он учится отвлекаться от формул неудач и переживать более широко, почти всегда оказывается, что его взгляды перестраиваются, и он действительно находит выход. Вот почему Рерих призывал к красоте, называя этот путь срединным путем гармонии.
Хорош тот человек, который поступает красиво, действует сбалансированно, на основе синтетических представлений, и не только от себя, но как посланник целого, как представитель более широкой системы, как эгрегорный проводник. И тогда все получается красиво. У такого человека есть защита, потому что он находится в связи с эгрегором. К нему, наконец, приходит понимание пути. Воспарив повыше и взглянув на ситуацию глазами целого, он способен уловить извилистый срединный путь, который никогда не бывает прямым и который с личной позиции просто невозможно увидеть. Венера — это своего рода крылья. С их помощью человек поднимается над ситуацией. Но он поднимается не интеллектуально, а чувственно.
К сожалению, в большинстве случаев эмоциональные переживания мы связываем лично с собой. Беда эгоической замкнутости на самом себе берет начало не только в рассудке, но и в чувствах. Мы осязаем лишь себя, чувствуем лишь себя. А эгрегорные влияния, большие программы остаются где-то в стороне. И мы переживаем, чувственно воспринимаем свою изолированность. В этом заключается колоссальная ошибка: мало того, что люди представляют себя отдельными, они еще и переживают себя отдельными.
Красота и гармония существуют на основе целого. Целостность и красота — это синонимы. При столкновении с препятствием, при необходимости обрести защиту, при надобности изыскать срединный путь человек должен стать больше, но не раздуться, а открыться, измениться, объединиться с тем, что происходит не только с ним, но и вокруг него. И тогда стены рушатся. Он ступает на тропу, которую раньше не видел, будучи в изолированном состоянии.
Меркурий и Венера — взаимодополняющие начала. Их синтез, синтез вычисления и интуиции, порождает разум. Нельзя назвать разумным человека, обладающего просто большим количеством формальных знаний и умеющего их комбинировать. Не является разумным и тот, кто не может прислушаться и понять другого человека, кто не вглядывается нам в глаза и не пытается осознать, что мы тоже живые. Венера и Меркурий — это два начала, благодаря активизации которых человек очень эффективно ориентируется и действительно проходит теми путями, которые ему надлежит пройти. Без Венеры, без эмоционального сопереживания миру, без эмпатического встраивания в целое правильного пути не найти.
Чувство, переживание основывается на эмоциях. Эмоции генерализуют наше состояние. Они интегрально охватывают организм. Природа переживания есть нечто объединяющее, синтезирующее. Мысль разделяет, конкретизирует, растаскивает, разотождествляет. Эмоция производит обратное. Она соединяет, делает разъединенное целостным. Не найти срединного пути без Меркурия и Венеры. Они должны быть синтезированы. Но предпочтение отдается все-таки Венере. Чувство, особенно очищенное, натренированное, развитое, оно выше и тоньше. Разум слишком грубый инструмент.
Эйваз говорит о том, что каждая конкретная цель должна быть согласована с судьбой. Наша судьба — это мы сами, разворачивающиеся во времени. Когда мы соподчиняем цели с судьбой, со стратегией жизненных достижений, со стратегией жизненного роста, то мы фактически объединяем их с самими собой. Часто люди занимаются тем, что выполняют не свою работу, стремятся не к своим достижениям, интересуются не своими фактами. Руна Эйваз призывает сопоставить то, что ты делаешь сейчас, с тем, что ты вообще делаешь на Земле. Если человек эмпатически, эмоционально постигает в данный конкретный момент линию своей судьбы, он безошибочно находит ответ на поставленные перед ним вопросы.
Человек эффективен только тогда, когда он действует по необходимости. Эту необходимость диктует ему его собственная судьба, которую он ощущает в себе и которая есть он сам. Мы удачливы, успешны, результативны и счастливы тогда, когда каждый шаг в большей или меньшей степени соотносится с целым, с генеральной линией нашего развития. Такое соотнесение не является простой процедурой. Ее невозможно осуществить с помощью рассудка. А вот венериански почувствовать можно на примере оппозиции: мое — не мое, нужно — не нужно, хочу — не хочу, лежит — не лежит душа, нравится — не нравится. Включение подобных оппозиций по Марсу, импульсивно, не дает эффекта. Венера требует определенного спокойствия, умиротворенности. Венера настаивает на том, что эти эмоциональные чувствования должны протекать на фоне расслабленного ума, оставленного интеллектуального разговора. Она приносит человеку заинтересованность. И он обретает защиту, исходящую от судьбы или, согласно терминологии А.Подводного, от личного кармического эгрегора, высшего в жизни человека.
Для безошибочного действия в ситуации Эйваз необходимо взойти на вершину, с которой видна вся наша земная жизнь, после чего мы поймем, что делать и делать ли вообще. Сердце чувствует необходимость любого действия. Но не только для себя или для других, а для исполнения своей миссии. Рациональный анализ здесь вряд ли возможен. А вот венерианский, чувственный анализ доступен любому человеку. Подобного рода медитации должны всегда возникать в ситуациях затруднений, в ситуациях нежелания действовать. Например, согласно установке окружения, человеку надо что-то сделать. Но его обуревает лень. Он не в состоянии поднять руку. Венерианский анализ показывает, что ему это действительно не нужно. Но в этом он должен честно себе признаться.
Венера — это еще и соблазн отказа от прохождения трудных мест, соблазн лени. Когда человек анализирует лень с позиций надобности своей судьбы, он вдруг преодолевает ее, понимая, что где-то глубоко в душе живет тонкий, тихий императив: «Родной, это надо будет сделать. Не сегодня, так завтра. Не завтра, так через год». И человек сердцем чувствует, что действие неизбежно — против лома нет приема — и спокойно приступает к работе даже при внешнем нежелании.
Эйваз учит человека соотносить текущий момент со всей стратегией жизни. Жизненная стратегия живет в нашем сердце. На самом деле мы всегда знаем, куда идти, как поступать, что делать. Беда в том, что мы редко к этому прислушиваемся. Мы исходим из рассудка и завершаем анализ на рассудке. Мы избегаем венерианских медитаций, потому что они непривычны. Нас не учили слушать музыку. Нас не учили молчать, созерцая восход, вслушиваться в ритм стихов, не понимая их рассудком. Как всякий ленивый ученик, мы избегаем осваивать этот новый стиль душевной деятельности. А он необходим. Когда выпадает руна Эйваз, он необходим трижды, ибо эта руна приказывает: «Ты получишь и защиту, и энергию, и направление; ты совершишь выбор и пойдешь правильным путем только в том случае, если отвлечешься от ситуации, воспаришь над ней и рассмотришь ее в общей мистерии своей судьбы».
Правильный выбор цели гарантирует точное попадание в нее.
Мы счастливы, удачливы, успешны только тогда, когда стремимся к тому, что нам действительно нужно. Если что-то не получается уже в который раз, значит следует задуматься: «А может, мне не туда? Может быть, и двери-то нет? Во всяком случае, для меня она закрыта. Попробовать в соседнюю комнату зайти? Или сегодня выходной и надо ждать?» В любом случае правильный выбор цели в соответствии с нашей судьбой обеспечивает стопроцентное попадание в нее. Если мы все-таки промахнулись, значит выбрали не ту цель.
Почему так важен венерианский анализ? Почему так важно эмоциональное обращение к императивам своей души? В жизни часто бывает, что ценности нам навязывает окружение. Нам постоянно твердят над ухом: «Стремись к этому. Делай то. Для тебя важно..». Поначалу мы просто слушаем, пытаемся как-то сопротивляться. А потом привыкаем за долгие годы. И навязанное становится нашей целью. Например, общераспространенный феномен одиноких женщин. Им долгое время объясняли, что надо стремиться к семье, заводить детей и т.д. Тем не менее женщина остается одна и страдает. Но однажды она понимает, что она не хочет этого сотрудничества, что у нее есть другие формы взаимодействия, другие интересы. Причем не чувствует никакой неестественности. У нее все хорошо. Есть люди, напротив, жизненно нуждающиеся в семье. Как бы плохо и сложно им ни было, они все равно будут туда лезть. Ибо внутренне они знают, что для чего-то это им нужно.
Примером эйвазной медитации является ответ на вопрос «А нужно ли мне...?» Под Эйваз речь идет о выборе. Его должен совершить сам человек. Это не значит, что почти всегда мы будем отвечать: «Не нужно». Но в нашей жизни много бесполезных, бессмысленных вещей, явлений и программ. Словно прилипала, они тащатся за нами, цепляются за людей, мешают жить, делают нас идиотами. Мы никак не хотим освобождаться от них. А потом с болью и кровью приходится отрывать эти программы, потому что они каким-то странным образом вживаются в нас, присасываются, врастают. И потом уже, лет в 65, понимаешь, что многое сделано зря и что можно было пойти другой дорогой. Чтобы не было сожалений и даже повода к таким размышлениям, имеет смысл почаще задумываться над венерианским самоопределением, стремиться постичь свой путь. На уровне рассудка это звучит как абстракция. На уровне Венеры — это реальное переживание: хочу — не хочу, пойду — не пойду, нужно — не нужно, мое — не мое.