В житейских нуждах
-о процветании бизнеса - праотцу Иосифу. Семеро братьев продали маленького Иосифа в Египетский плен. Он же, имея природный ум и веру, стал советником фараона и первым человеком в стране. Благодаря его находчивости в годы засухи не было голода, а было много запасов еды, которые стало возможным продавать в соседние бедствующие государства, что обеспечило процветание Египта.
-об успехе в строительстве и получении жилья - преподобным зодчим Печерским.
-об успехе в торговле - великомученику Иоанну Сочавскому. По званию своему Иоанн Сочавский был купец.
- мученику Иоанну Новому. Торгуя в Константинополе между турками рядом с турецкими лавочками, последний успевал в своей торговле больше всех. Этим самым, кроме своей христианской веры и святости жизни, еще сильнее возбудил к себе ненависть в неверных, так что и был замучен.
-об устройстве на работу - святому мученику Трифону.
-об успехе в рыболовстве - апостолам Петру, Иакову и Иоанну. В продолжение целой ночи апостолы ничего не поймали, но закинув сети по слову Спасителя, были обрадованы такой ловлей, что, и сеть прорывалась.
-об успехе в птицеводстве – великомученику Никите.
-об успехе в виноградарстве - святителю Тихону, епископу Амафунтскому.
-о возвращении украденного - мученику Иоанну Воину. Иоанн умер в глубокой старости и мирно, но мучения за Христа он перенес раньше. Воин-мученик известен тем, что изобличал в краже воров.
- великомученику Феодору Тирону - ему молятся о защите от воров и об отыскании украденного.
-о защите от людской клеветы - святителю Василию, епископу Рязанскому.
-от пожара - Божией Матери в честь ее иконы, называемой «Неопалимая Купина». «Купиной Неопалимой» Божия Матерь называется не в смысле обыкновенной несгораемости в огне, но то такому сравнению: «якоже бо купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси» (Догматик, гл. 2). Однако в столь страшной беде, как угрожающий или уж начавшийся пожар, не может быть сильнее помощи, как от Божией Матери. В одном из акафистов Царице Небесной читается: «радуйся, от запаления огненного росою молитв избавляющая, радуйся, удары молнии и грома от главы нашея отводящая».
- святителю Никите, епископу Новгородскому. Одною молитвою своею Никита потушил в Новгороде пожар.
- преподобному Спиридону, просфорнику. Во время пожара в монастырской кухне Спиридон взял воды в свою тонкую мантию. И вода не вылилась из мантии, и достаточно ее оказалось для потушения пожара.
-при засухе - пророку Илии, о котором сказано: «помолимся, и небо дождь даде» (Иак. 5, 18). Сам день памяти пророка Илии совершается в такую пору года, когда особенно вероятна засуха и когда особенно бывает нужен дождь.
-против порчи продуктов и во время голода - священномученику Харлампию. Он молился пред своего кончиною, чтоб почитатели его памяти получили чрез него помощь в этих бедственных обстоятельствах.
-при освящении пасеки - святому Иоанну Предтече, который в пустыне питался диким мёдом.
-при сеянии и жатве хлеба - апостолу Филиппу, которого Спаситель испытывал, когда хотел насытить пятью хлебами пять тысяч человек.
о выздоровлении животных:
-домашних животных - священномученику епископу Модесту, оживил домашний отравленный скот одного человека.
рогатого скота - священномученику Власию, который прямо просил у Бога дара себе исцелять и охранять скот. Известно также, что он перед смертью своей завещал одной вдове искать чрез него помощи для благосостояния скота.
- мученице Агафии - она является покровительницей рогатого скота. Ей молятся доярки, скотоводы.
лошадей - мученикам Флору и Лавру. Основанием для обращения к этим мученикам служит повсеместная церковная практика.
-о вразумлении заблудших и отпавших от Православной веры – преподобному Симеону Столпнику.
-о благосостоянии и защите Отечества и Церкви; об укреплении Православного воинства, о победе над иноземцами - великомученику Георгию Победоносцу.
- перед иконой Божией Матери «Державная».
В опасностях для жизни
-на воде - святителю Николаю, в акафисте которому поется: «многажды по морю плавающим пособствуеши». Вера в помощь святителя Николая-чудотворца путешествующим по воде признана во всем христианском мире.
-в дороге, в путешествии - апостолам Луке и Клеопе.
-от мороза - блаженным Андрею, Прокопию, юродивым. Сами они переносили морозы. Например, Прокопий, не принятый нигде среди морозной ночи (когда птицы падали от мороза), уже ожидал смерти на паперти церковной, но был согрет явившимся к нему Ангелом.
-когда потеряли дорогу - святителю Николаю Чудотворцу: «по земли путешествующим в едином часе (т. е. скоро, в минуту) пособствуеши» (слова из акафиста).
-от нападения грабителей - святому праведному Иосифу Обручнику. По преданию, Иосиф потерпел нападение от разбойников во время своего бегства с Христом-младенцем в Египет.
-от скоропостижной смерти - священномученику Харлампию, который молился пред своею смертью о том, чтоб где будут находиться его мощи, там не было бы моровой язвы.
- священномученику и епископу Садоку. И этот святитель в предсмертной своей молитве просил Бога, чтоб молящиеся от его имени получали спасение.
-чтобы не умереть без исповеди и святого Причащения - святой великомученице Варваре. Какую благодать испрашивала себе Варвара перед смертью, примерами той самой благодати и обильна ее история. Она спасает от тяжких болезней и от внезапной смерти. Молитвенницей же о предсмертном христианском напутствии она признается издавна, притом и в других даже вероисповеданиях, например, у католиков.
-о тех, кто умер без покаяния – преподобному Паисию Великому.
-против вреда со стороны экстрасенсов, гадалок и проч. - священномученику Киприану и мученице Иустине. Первый сам до своего крещения был чародеем, а последняя осталась без всякого вреда от бесовских его чар.
-в тюремном заключении за вину и без вины - великомученице Анастасии Узорешительнице. Она сама понесла домашнее заключение от своего жестокого мужа. А главное, посвятила всю себя на то, чтоб облегчать участь заключенных, приносила в темницу пищу, питье и одежду, перевязывала здесь больным раны, деньгами покупала для узников ослабление , так как в то время узниками были более всего невинные страдальцы за христианскую веру.
В душевных недугах
-когда неверие беспокоит душу - апостолу Фоме, который и сам прошел это тяжелое для духа состояние.
- преподобному Павлу Препростому, известному своим простосердечием и незлобием.
-в унынии - святителю Тихону Задонскому долго и сильно боровшемуся с этим душевным недугом.
-в отчаянии - святителю Иоанну Златоусту.
- преподобному Афанасию Афонскому, среди чудес совершенных им особенно замечательна скорая помощь отчаявшимся. Так, например, он тотчас успокоил дух одного человека, у которого уже готова была петля, чтоб повеситься, двое других отчаянных в разные времена и разными орудиями решились было по дьявольской ненависти к нему лишить жизни его самого, но он помиловал и исправил этих убийц.
-об избавлении от гнева - преподобному Ефрему Сирину, который и сам от природы был вспыльчивого характера, но после продолжительной борьбы с собой получил дар совершенного незлобия.
-против гордости - преподобному Сергию Радонежскому и Алексию, человеку Божию. Основанием для молитвы этим святым на сей раз полагаем глубокое их смирение и духовную нищету.
-об избавлении от празднословия – преподобному Феодору Печерскому, молчаливому.
-против алчности и сребролюбия - преподобномученикам Василию и Феодору Печерским.
-об избавлении от чревоугодия - преподобному Ахилле, диакону Печерскому. Своим воздержанием он превзошел многих подвижников: не вкушал ни сладкой, ни вареной пищи. Обыкновенно его пищей была одна просфора в неделю. Долгое время преподобный Ахилла провел в затворе. К заступничеству святого Ахиллы прибегают жаждущие избавиться от чревоугодия и желающие научиться воздержанию.
-об избавлении от алкоголизма, запоя - мученику Вонифатию и преподобному Моисею Мурину - оба они также погибали от страсти пьянства, но обратились к Господу и удостоились мученической кончины.
- перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша». Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства и вследствие этого утратившему способность ходить, во сне явился старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» , отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом». Крестьянин не сразу отправился в монастырь, но после третьего явления старца на четвереньках отправился в путь. Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. После долгих поисков в проходе из соборного храма в ризницу был найден образ на обороте которого обнаружили надпись: «Неупиваемая Чаша». В явившемся крестьянину схимнике он узнал старца Варлаама — строителя этого монастыря. После совершения молебна бывший пьяница получил не только исцеление больных ног, но и утратил пристрастие к алкоголю.
-от изнасилования, о сохранении девственности, супружеского целомудрия - преподобному Моисею Угрину, он попал в плен, а богатая полька-вдова, загоревшись к нему страстным желанием, выкупила пленника. Она пыталась всячески совратить юношу, но он предпочел голодные муки пышным пирам, духовные богатства тленным вещам этого мира. Проезжавший через те места афонский иеромонах постриг св. Моисея в иночество. Бесстыдная же полька, не добившись ничего, приказала оскопить преподобного Моисея. После мятежа в Польше, во время которого была убита и вдова, преподобный Моисей пришел в Киево-Печерский монастырь, нося на себе мученические раны и венец исповедания, как победитель и храбрый воин Христов. Господь дал ему силу против страстей.
- мученикам Александру и Антонине - когда последняя была отведена в дом разврата, первый дал ей мужскую одежду и тем сохранил ее от потери целомудрия, за что оба они были замучены.
- мученицам Виринее, Проскудии и матери их Домнине. Домнина, чтоб сохранить своих дочерей от блудного насилия со стороны пьяных воинов, которые вели их на суд к мучителям за веру, чтобы дети ее предстали Христу девами, убежала от воинов во время обеда и с дочерьми, которым не давала слабеть духом и которых крепко держала за руки, вошла в реку, как в добровольную могилу. Река и поглотила их всех.
- мученице Фомаиде. Свекор святой Фомаиды, пленился ее красотой. Когда его сын ушел ночью на рыбную ловлю, он стал склонять невестку к греху. Напрасно святая Фомаида увещевала обезумевшего старика, напоминая ему о Страшном Суде и о наказании за грех. Разъяренный твердостью святой Фомаиды, он в безумии схватил меч и стал угрожать ей смертью. Но святая Фомаида твердо ответила: «Если ты даже рассечешь меня надвое, я не отступлю от заповеди Господней». Ослепленный страстью свекор взмахнул мечом и рассек святую Фомаиду. Святая приняла мученическую кончину за свое целомудрие и верность заповеди Божией в 476 году.
-в борьбе с плотской страстью, похотью - Иоанну Многострадальному – иноку Киево-Печерского монастыря, явившему пример тяжкой борьбы с плотью и победу над ее вожделениями. Чтобы побороть в себе плотскую похоть, преподобный понес многие подвиги: почти тридцать лет пробыл в затворе, изнуряя тело постом, бдениями и тяжкими веригами. Но брань не проходила. Тогда святой закопал себя по грудь в пещере преподобного Антония на весь Великий пост. Благодаря помощи Божией и своей твердой воле, преподобный в ночь Святой Пасхи избавился от мучившей его страсти и получил от Бога дар помогать и другим в подобном искушении.
- преподобному Мартиниану, который стоял на углях, когда блудница пришла к нему под видом странницы, стоял дотоле, пока не погасла в нем плотская похоть; странствовал из места в место, чтоб избегнуть соблазна женского.
- преподобному Виталию, занимавшемуся обращением блудниц.
- святителю Евфимию Новгородскому.
- преподобной Сарре - 13 лет она вела борьбу с бесом блуда.
- преподобной Марии Египетской и другим.
Вообще говоря, в борьбе с плотской страстью можно указать наибольшее число святых – целителей и молитвенников, потому что ни с одною из страстей они сами не боролись столько, как с этой.
-от блудных сновидении - своему Ангелу-Хранителю, особенно надо обращаться к нему с молитвой пред сном. Также обращаться к нему и осенять себя крестным знамением надо и ночью, если случится проснуться.