Не нашла подходящей темы, потому выкладываю интересную статейку сюда.
Что такое Тэнгэрианство монголов?
Начнем О ТРАДИЦИЯХ МОНГОЛОВ
Монгольский народ с глубоким почтением относится к природе и ко всему, что его окружает. Доказательством тому - множество традиций и обычаев, цель которых - гармонично вписать существование человека во всеобщую целостность в отличие от ценностей западной культуры, которые нацелены больше на изменение мира под свою цивилизацию, "усовершенствование" природы в соответствии со своим крайне ограниченным представлением о совершенстве и роли в нем человека. Сегодня мы познакомим вас с традициями монголов.
В разные времена через территорию Монголии прошли всевозможные религиозные верования - три разновидности христианства, ислам, несколько разновидностей буддизма. Однако исконно монгольская религия тэнгэрианство то есть шаманство лишь впитала в себя элементы других религий, не изменившись в корне. Также под внешними проявлениями государственной религии буддизма легко угадываются древние монгольские верования и поклонение перед силами природы. Следствием этого смешения религий и мудрости людей, умеющих слушать себя и мир, является терпимость монголов к другим религиям, верованиям, инакомыслящим и вера в одухотворенность природы.
Ведь самое ценное для монгола - это душа. Душа человека, гор, камней, животных, земли, солнца и неба. Небо в Монголии еще издревле особо почитается, носит имя «Вечное Синее Небо», и является символом всевидящей справедливости и отцовского покровительства.
Монголы почитают духов местности и строят для них ритуальные сооружения - овоо. Овоо, как правило, ставится на перевале или возвышении и распространяет свое влияние на лежащую внизу долину. Точно так же расположены и современные указатели.
Еще один древний монгольский обычай - нельзя что-либо брать у Земли, ничего не дав ей взамен. Все, лежащее на поверхности, подобрать можно, но "вросшие" в землю камни и коряги, которые за давностью времени становятся естественным и монолитным ее продолжением, частью ее тела, сообщенные с ней взаимосвязями более крепкими, чем кровеносная система живых существ, вытаскивать нельзя. В случае крайней необходимости нужно с уважением преподнести Земле подарок вместо забираемого у нее: ложку молока, сладости, горсть крупы и на худой конец, деньги. И есть обычай, обратный этому: если нужно что-то выбросить на землю, надо сначала извиниться перед ней, а потом попросить благосклонно принять это в свои недра.
Точно так же, как монголы уважают природу, они уважают и людей, независимо от их национальной и классовой принадлежности. Основной критерий, по которому судят о человеке - его возраст. Можно сказать, что в Монголии культ старших. Даже между детьми с разницей в возрасте всего несколько лет, младший называет старшего на «вы». Конечно, если у них близкие отношения и старший не против, они могут договориться и обращаться, как им больше нравиться. Но если разница в возрасте превышает 12 лет, то младший просто обязан называть старшего на «вы», невзирая ни на какие договоренности, потому что принадлежат они уже к разным поколениям. Обращаться по фамилии в Монголии не принято. Обращаются только по именам, как к младшим, так и к старшим. В случае обращения к человеку почтенного возраста к имени добавляется уважительная приставка "гуай".
Также главная характерная особенность монголов - безграничное, такое же, как их степи, гостеприимство. Жизнь в степи нелегка, поэтому с глубокой древности люди привыкли помогать друг другу. Гость - священный человек в доме, он пользуется уважением и неприкосновенностью независимо от того, кем он является. Обидеть гостя - значит совершить самое страшное по монгольским понятиям преступление. Кстати, сожжение и истребление Бату-ханом (Батыем) многих русских городов было вызвано лишь тем, что русские князья убили в 1223 году монгольских послов, а за гостеубийство прощения им быть не могло.
Кроме того, кому, как не кочевнику, знать, каково путнику в дороге, поэтому и рады здесь любому гостю и в любое время. Угостят молочным чаем и нюхательным табаком, накормят, оставят ночевать, да и вообще помогут, чем смогут. Даже если в отсутствии хозяев их зимнее жилище ("зимник") посетит гость (двери в Монголии с давних времен не знали замков), то для них будет большой честью, что их дом и запасы помогли доброму человеку.
Если посмотреть в самую суть большинства традиций и обычаев, то под их первым обрядовым слоем можно найти прагматичную пользу не только духовного, но и телесного толка. Так, непомерной длины пояс, которым подпоясывают национальную монгольскую одежду - дээл, оборачивая туловище больше десяти раз, надежно прикрывает поясницу во время верховой езды. Национальное горячее блюдо буузы принято было брать голыми руками - отменный тепловой массаж кончиков пальцев, который благоприятно влияет на весь организм. Детей с раннего возраста приучали вылизывать за собой посуду: во-первых, дефицит воды, а во-вторых - дети впоследствии не болели ангиной.
Основное в монгольской культуре, пожалуй, то, что она не ставит человека и природу по разные стороны баррикад, а всеми своими многоликими проявлениями утверждает их единение и уважение друг к другу от рождения до самой смерти. Например, монгольские скотоводы никогда не забивают на мясо не давших потомства молодых животных, несмотря на то, что их мясо намного нежнее и вкуснее.
Может быть именно из-за такого отношения к природе в Монголии до сих пор самое синее в мире небо, невероятно чистый воздух, не изуродованные человеком пейзажи и огромное количество рыбы в реках.