Дело в том, что о лапландских шаманах и их бубнах информации мало, да и символика не всегда понятна. За простыми символами кроется много.
Очень мало информации, например, насколько знаю
из источников: ни авторы, писавшие о Лапландии, ни археологические открытия, точно не ответили, в какое время лапландцы начали обращаться к бубнам с целью предсказания или для связи с духами и божествами. По разным данным, бубен шаман полностью изготавливал собственноручно, или, наоборот, вся семья принимала участие в его изготовлении. Вполне возможно, что до того времени, как бубен стал исключительной принадлежностью шамана, в каждой семье/у каждого главы семьи был свой собственный бубен, с нарисованными на нем магическими знаками и рисунками.
Могу рассказать немного о символике.
На поверхности бубнов изображались божества, сцены охоты и рыболовства, т.е. аспекты повседневной жизни. Бог солнца Бэй-ве, символизируемый кругом или ромбовидной формой, из которой исходят длинные лучи. А так же другие божества, например, бог грозы или человек ветров. Иногда, особенно на бубнах скандинавского типа, кожа была разделена на части – до пяти, которые должны были изображать части вселенной. Мифологический мир лапландцев был довольно населенным, например, изображалась Укс-Ак-ку, покровительница дверей хижины, или Юкс-Ак-ку, женщина лука и хранительница детей, или фигурка называемая Рота – верхом на лошади, представляющая смерть. Это божество было отражением влияния германского мифа и иногда отождествлялось с Одином. Все фигуры были четко отделены друг от друга: фактически они жили, если так можно сказать, на отдельных площадках, так что, когда арпа замирала на месте, с прекращением барабанного боя, должно было быть ясно, на какой фигуре она остановилась.
Так же, изображались рисунки людей и животных: шамана, рыболовов, охотников, фигурки северного оленя, лося, медведя, волка. Рыбы и птицы тоже были на рисунках. На некоторых бубнах изображались лапландские жилища – хижины, или загоны для северного оленя, иногда, даже лук, стрела или жертвенный алтарь.
Рунические символы на бубнах тоже изображались, их узнал миссионер Кнуд Леем. Шведский лингвист Агрелл открыл, что рунические символы, так же использовались в связи с магическими ритуалами: у каждой Руны было свое числовое значение, имеющее некоторое отношение к различным духам, обитавшим в воде и под землей, и конечно, к духам умерших.
И по символике, тоже, даже ученым, не легко истолковать все эти рисунки. Известно только, что шаман устанавливал связь между ними и силами природы, а затем основывал свои пророчества на капризах арпы.
Хотелось бы знать мнение коллег о данном магическом предмете.
Бубен, сделанный своими руками, наполнен энергией того, кто его сделал. У каждого человека, есть свой ритм, он индивидуален. Определенные рисунки, нанесенные человеком на поверхность бубна, должны, как бы, представлять его личный ритм. Думаю, поэтому, такие рисунки, так же могут быть индивидуальны у каждого. Они отражают картину мира, а в процессе своего развития человек совершенствует свое видение картины мира, приобретает новые знания, опыт, и вносит изменения или дополняет новыми изображениями свой магический предмет, тем самым отражая свое видение. В процессе работы, у человека с бубном устанавливается связь. А со временем, при такой совместной работе – связь усиливается, достигается взаимопонимание.