20. Во дворе домовину ставят на скамью или натабуреты. Здесь близкие и соседи опять прощаются с покойником. Женщины начинают«выть» — причитать над почившим. Голосят обычно родственницы: одна ведёт, две«подголосницы» помогают. Иногда для этого обряда приглашаются особливыеплакальщицы. При этом, совершая обряд оплакивания, следует соблюдать известнуюмеру, памятуя о бессмертии души. Плакать при разлуке с близким и дорогимчеловеком — естественно, особенно для женщин, но оплакивать его сверх меры, нечая с ним встречи на «том свете» — значит возносить хулу на Родных Богов и роднебесный. Также не принято сильно плакать на похоронах новорождённых ималеньких детей. По поверьям, мать не должна оплакивать своего умершего ребёнкасверх меры, дабы «не утопить его на том свете в слезах».
21. Если умер «сам» (хозяин), то при выносе домовиныподнимают на ноги всю скотину, веря, что иначе она может вымереть. Поставивдомовину на телегу либо на волокуши, просят почившего хозяина «не брать с собойвесь дом», а оставить его оставшимся членам семьи. Когда выносят покойника, токто-нибудь из его родственниц, по обычаю, падает на то место, где стояладомовина, и обязательно причитает по покойному. Перед тем, как двинуться впуть, все участники похоронного шествия смотрят на ноги лошади, чтобы нетосковать и не бояться «возвращения» покойника. Вдове строго возбраняетсятосковать о почившем сверх меры, дабы недобрый Навий дух в виде огненного змеяне повадился прилетать к ней по ночам, оборачиваясь её умершим мужем.
22. После выноса домовины с покойником женщины моютизбу (или хотя бы метут пол[5]),скамейки, стулья и стол переворачивают вверх ногами, чтобы умерший не«возвратился» и не «забрал к себе» живых родственников до срока. Как толькодомовину снимают с лавки, на это место хозяйка кладёт камень, квашню, ухват илиполено, чтобы место «не пустовало для другого покойника». В передний угол такжекладут камень, как правило, вынутый из каменки, «чтобы другие не умирали»,который остаётся лежать там до сороковин — дня проводов души почившего. Покаидут похороны, в доме обычно остаются замужние соседки для приготовленияпоминок. Молодёжь в этом не участвует, так как поминальные приготовления —забота пожилых замужних женщин, которыми руководит, как правило, сведущая в сёмделе бабка-ведунья.
23. Впереди похоронного шествия, по обычаю, идётженщина, которая разбрасывает зерно для птиц (в коих, по поверьям, могутобращаться духи предков) — на помин души почившего. За ней следуют те, ктонесёт домашних Чуров из дома почившего или домашние Свята (резные, вышитые илирисованные), убранные рушниками без обережной вышивки либо кусками белёногохолста. За ними идёт кто-либо из мужчин с крышкой от домовины на голове. Заним, непосредственно перед домовиной с покойным, идут волхвы и жрецы,участвующие в проведении обрядовых священнодейств. Несут домовину, по обычаю,зрелые мужи, вчетвером — по числу четырёх сторон белого света и четырёх ликовОтца Сварога, либо вшестером — по числу шести лучей Громового Колеса и шестиконцов чира «Жива». Несут домовину через рушники, не прикасаясь к ней голымируками, либо на носилках, сделанных из двух жердей с верёвочными перемычками.(Интересно отметить, что в южных губерниях России при похоронах женщины, постаринному обычаю, всех участников одаривают холстиной или рушниками, которымивсе подпоясываются; при этом мужчины, несущие домовину, обвязывают рушникамиголовы.) За домовиной идут родные и близкие, затем соседи и знакомые, и лишьзатем все остальные участники похоронного шествия, буде таковые имеются.Замыкает шествие женщина, разбрасывающая еловые веточки — «заметающая» покойникудорогу обратно. На похоронах покойника-мужчины принято раздавать или рассыпатьперед похоронным шествием зерно, на похоронах женщины — раздавать одежду ихолсты.
24. Если до кладбища идти далеко, то за селом ставятдомовину на сани либо на телегу и везут. Проходя село, нигде неостанавливаются, дабы не навлечь на дом, у которого произошла остановка, беды.Идущие с Чурами и Святами, по обычаю, должны всю дорогу не оборачиваться, чтобыв селении не было ещё покойника. В некоторых областях домовину даже летом везутна санях, символизирующих собой Велесову Ладью Мёртвых, в отличие от телеги,символизирующей Солнечную колесницу Даждьбога (колесо — символ Солнца).Сельчане, кроме родственников и близких друзей почившего, по обычаю, провожаютдомовину с телом усопшего до первого перекрёстка дорог — «покойничьих крестов».Далее следуют только те из них, кто желает, чтобы и покойный, когда придётсрок, встречал их на «том свете».
25. В день похорон, по обычаю, принято подаватьпервому встречному милостыню в виде куска хлеба, завёрнутого в рушник безобережной вышивки. Первый, кто встретится на пути похоронного шествия, принявмилостыню, должен молиться за почившего, а тот в свою очередь первым встретитпринявшего хлеб на «том свете». Вообще, милостыня путникам (коимпокровительствует Сам Велес), незнакомцам и первым встречным издревлепонималась как средство общения с Иным миром. Так, например, по поверьям, еслипокойник на «том свете» в чём-то имеет нужду, он может во сне попросить об этомкого-либо из живущих в Яви родственников, и тот может отправить просимоепокойнику, подав его в виде милостыни «первому встречному». Также верили, что,встретив на пути похоронное шествие и не желая присоединиться к нему, следуетповернуть обязательно направо, так как правая сторона — к жизни, а левая — ксмерти.
26. Дойдя до места, где тело почившего будет возложенона Краду либо опущено в могилу, все встают лицом к северу — земле предков, аволхв либо жрец обращается к Огнебогу Сварожичу и к Матери Сырой Земле, проситВещего Бога провести душу во Ино — на Велесовы луга, а также речёт особыеразрешающие (плотские узы) и отпускающие (душу усопшего) заговоры, кои ведомылюдям сведущим. Если тело почившего сожигалось на Краде, собирают оставшийсяпосле него пепел и предают его земле или воде. Хорошо, если прямо надпрогоревшими останками можно насыпать курган. В иных случаях прах, оставшийсяпосле сгорания Крады, может быть захоронен в могиле.[6]
27. Прежде чем опустить домовину или сосуд с прахом вмогилу, родственники, по обычаю, «откупают место», бросая в могилу мелкиемонетки и сыпля зерно. Перед опусканием домовины в могилу с покойным впоследний раз прощаются, развязывают ему руки и ноги (если они были связаны),закрывают и заколачивают крышку, стараясь сделать это с одного удара молотка.Домовину опускают, как правило, на верёвках либо на длинных рушниках, кои затемоставляют на кладбище (навязывают на дерево у могилы либо закапывают вместе сдомовиной) либо раздают участникам похорон «на помин души». На крышку домовиныкаждый из присутствующих сыпет по три горсти земли, говоря при этом: «Да будетземля тебе пухом!» Затем могилу закапывают, и все молча возвращаются складбища, не оборачиваясь. Все участники похорон, придя в дом, обязательно моютруки и по возможности переодеваются, совершая таким образом обряд очищения.
28. На поминках в день похорон прежде всего вспоминаюто добрых и славных делах и поступках почившего, ни в коем случае не ругая егоза допущенные при жизни ошибки: «О покойном — либо хорошо, либо никак». Застолом рассаживаются по старшинству, старшие первыми, младшие в конце. Вначалеподают кутью — поминальную кашу из распаренных зёрен пшеницы с мёдом. Еёсъедают понемногу, одну-три ложки, затем следует другая пища. В последнююочередь подаются кисель и блины — непременные поминальные блюда. После них, пообычаю, принято в молчании расходиться — сначала старики, а затем молодые, ибо,по поверьям, кто первым уйдёт с поминок, тот и умрёт раньше.
29. На сороковины совершается обряд «проводов души»почившего. Все собравшиеся выходят во двор, обращаясь к Родным Богам и предкам,молятся за душу почившего, после чего открывают ворота — чтобы его душа «вышласо двора». С окна снимают рушник, провисевший на нём сорок дней, и относят егона кладбище, навязывая на священное дерево, либо на памятный Родовой столб стремя насечками (знаками Тремирья — Прави-Яви-Нави), либо крест (знак огня ивозрождения — воскресения[7]души), установленный над могилой или курганом почившего. По возвращении складбища устраивают поминки, как в день похорон. Также поминки устраиваются вгодовщину смерти. (Особливо умерших следует поминать, принося им положенныетребы на Вешних и Осенних Дедов, а также во время некоторых других СвятоднейГодового Круга, связанных с почитанием предков.)
30. Девушек, умерших до замужества, хоронят в обликеневесты — с распущенными волосами, с венком на голове и в свадебной рубахе.Домовину умершей девушки красят в розовый цвет (в отличие от обычного красного)и украшают цветами. Подруги почившей, провожая её «в последний путь», поют надней свадебные песни, в причитаниях называют её «белой лебёдушкой» и «княгиней».Девушкам-подругам, как и на свадьбе, раздают цветные ленточки, которые преждележали на крышке домовины, и кормят обедом. В некоторых местах бытует обычайвешать на могильный крест умершей девушки косу, плетённую из кудели (льняноговолокна), как символ девичества. Похороны-«свадьба» завершаются поминками вдоме родителей, на которых присутствуют молодые люди обоих полов — всё как нанастоящей свадьбе…
Слава Роду!