Добрый день
Я недавно зарегестрировалась на этом форуме но перед этим его читала и меня заинтересовала снятие крещение. Хотя это пока вся информация о языческом омовений которую я смогла найти.
Не помню правда где скачала.
Несколько слов по вопросу об употреблении некалендарных имен на ряду с церковными.
Этнографическое Обозрение, кн. XиX, Издание этнографическаго отдела Императорскаго Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии, состоящаго при Московском Университете, 1893, № 4, под редакцией Секретаря Этнографическаго Отдела Н.А.Янчука, Москва, Высоч. утв. Т-во Скороп. А.А.Левенсон, Коммиссионеры ИМПЕРАТОРСКАГО Общества Любителей Естествознания в Москве, Петровка, д. Левенсон. 1893.
Н.Харузин.
Факт употребления в древней Руси имени "некалендарнаго" на ряду с христианским может считаться установленным. Вопросы, которые возникают при изучении обычая давать лицу два имени (церковное и т. ск. языческое), еще совершенно не выяснены; остается между прочим неизвестным, при каких условиях некалендарное имя было даваемо тому или иному лицу. Г. Балов (1) совершенно правильно заметил, что на основании некоторых имен можно полагать, что они были даваемы при самом рождении ребенка, напр. Бажен (желанный), Ждан (жданный), Нечай (нечаянный и пр.). Но до настоящаго времени мы не имеем данных, позволяющих утверждать, что наречение языческим именем сопровождалось какими-нибудь обрядами. Отсутствие данных по этому вопросу приводилось обыкновенно как доказательство, что в некалендарных именах следует видеть лишь прозвища, которыя давались лицам уже взрослым и затем в общежитии заменившия христианския имена. В нашей статье "К вопросу о древнерусских некалендарных именахъ" ( 2) мы старались указать на односторонность подобнаго взгляда и обращали внимание на то, что обычай давать ребенку два имени (христианское и языческое) встречается у некоторых народов и в настоящее время. В дополнение к приведенным нами примерам, по этому последнему вопросу считаем не лишним привести несколько фактов, свидетельствующих о существовании этого обычая у некоторых племен, населяющих Россию. Чем больше будет накопляться подобных фактов, тем больше будет рости вероятность существования подобнаго же обычая и среди древних русских: с другой стороны, изучение разных обрядов, сопровождающих наречение ребенка некалендарным именем у разных народов, быть может, поможет открыть в обрядах при рождении, крещении и пр. ребенка среди русскаго современнаго населения следы аналогичных обрядов, которые, потеряв в настоящее время свое истинное значение, сохраняются среди русских крестьян в качестве переживания. Таким образом, явилось бы возможным найти если не прямое, то по крайней мере косвенное доказательство в пользу мнения о наречении ребенка нехристианским именем в древней Руси. Изучение же причин, почему ребенку дается то или другое имя, а также самих подобных имен, употребительных у разных народов, в значительной степени может осветить употреблявшияся в древней Руси имена.
(1) "Этногр. Обозр ", XVIII, стр. 153.
(2) "Этногр. Обозр", XVI.
У вотяков Завьяловской волости, по словам г. Верещагина, существует обычай давать детям языческия имена на ряду с христианскими. Эти языческия имена даются "бабушками", исполняющими должность повитух при родах, которым обычай велит до совершения над младенцем обряда св. крещения давать т. наз. банныя имена (мынчо ним). Имена младенцам родные дают по событиям, при которых рождаются дети, и по временам года. Так, напр., если ребенок родился весной, во время появления скворцов, он получает имя Юбер (скворец); если во время сенокоса-Кусо (косы), Во время уборки хлебов с полей дают имена: Кабан (скирда), Ючис (кол, на котором вешают снопы). Но такой обычай ныне стал предаваться забвенью; чаще дают уже христианския имена, "Легкия для произношения, и такия имена за иными остаются до смерти, несмотря на то, что они при крещении наречены другими именами". Крупныя события дают также повод к наречению ребенка тем или другим именем. "В селе Завьялове, продолжает г. Верещагин, в день нашествия на это село пугачевской вольницы, родился у одного вотяка сын и его назвали Пугачем, такое прозвище за родом этого вотяка сохранилось и до ныне" (1)
У карагассов, небольшого племени, живущаго в лесах Саянскаго хребта, существует подобный же обычай. Карагассы считаются православными: христианское имя дается священником при крещении, а карагасское имя "дает или отец или мать новорожденнаго". Иногда наречение языческим именем происходит следующим образом: на следующий день по рождении ребенка устраивают пир: при этом случается, что именитый гость дает новорожденному свое имя (2).
(1) Верещагин: Вотяки Сарапульскаго у., в З. И. Р. Г. О. по Отд. Этн., т. XиV. вып. 3, стр. 24, 25.
(2) Н. Ф. Катанов: Поездка к карагассам. В З. И. Р. Г. О. по Отд. Этногр., т. XVии, вып. 2. стр. 146, 147.
Наречение ребенка языческим именем помимо христианскаго отмечено многими писателями у древних лопарей. В некоторых местностях Лапландии наречение новым именем совершалось в случае болезни ребенка и сопровождалось следующими обрядами: в котел клали ольховую кору, варили ее и затем обмывали этой жидкостью ребенка, смывая с него старое имя и нарекая ему новое. В Финляндской Лапландии господствовало мнение, что от одного крещения в церкви ребенок никогда не сделается счастливым; считалось даже необходимым смыть с ребенка христианское имя; поэтому, тотчас после крещения в церкви, ребенка крестили вновь по языческому обряду, который носил название Саме-набма-лавго (т. е. омовение лопарским именем; лопари сами себя называют Саме). Чтобы узнать, какое имя следует дать ребенку, прибегали к колдовству; при помощи бубна или другими способами отец или нойда (шаман), или, наконец, знакомые узнавали о будущем имени ребенка. Но к этому средству приходилось прибегать сравнительно редко; по представлениям лопарей, обыкновенно, когда приближалось время родов, к роженице во сне являлся кто-нибудь из умерших предков и нарекал имя будущему младенцу. Именем, данным при церковном крещении, ребенка никогда не называли. Всякий раз когда ребенок начинал хворать, или даже если он просто много плакал, совершали вновь языческое крещение. "Оно повторялось при всякой новой болезни, и, говорят, бывали примеры, что даже 70-летние старики подвергали себя этому крещению в случае болезни". Языческое крещение совершала женщина: однако, при первом Саме-набма-лавгго совершавшая крещение женщина не должна была быть ни крестной матерью, ни свидетельницей при совершении церковнаго крещения над кемъ-бы то ни было. Часто обряд совершался самой матерью крестящагося. Совершавшая языческое крещение женщина дарила своему крестнику латунный перстень, пряжку или что нибудь другое, в знак того, что крестник освобожден от, прежняго имени. При перемене имени ребенка в случае болезни обряд совершался следующим образом: под присмотром женщины, которая совершала обряд, нагревали воду и вливали ее в корыто; туда же клали две березовыя ветви; одну из ниx свивали кольцом. Совершавшая обряд женщина говорила, обращаясь к ребенку: "будь так же плодовит, так же здоров и крепок, как береза, с которой взяты эти ветви. После этого она бросала в корыто латунный перстень, пряжку пли вообще какой-нибудь кусок латуни, олова или серебряный предмет и говорила: этим я посвящаю тебя; будь так же звонок и красив, как эта латунь (или серебро); даю тебе новое имя; ты должен лучше рости от той воды, кото-
3
4
рую мы даем тебе, чем от той, которой тебя крестил священник. Будь так же счастлив, как тот предок, имя котораго ты будешь носить". С этими словами она обливала водой из корыта голову ребенка до трех раз и опрыскивала этой же водой все его тело. После этого она говорила: "теперь ты сделался участником крещения Адде-набма (название обряда) и носишь имя NN; посмотрим, как ты будешь рости теперь". По совершении обряда брошенныя в корыто металлическия вещи вынимались и привязывались ребенку под руки, если это был мальчик, и на груди,- если крещение совершалось над девочкой. Разставаться с этим амулетом нельзя было до достижения совершеннолетия, по достижении котораго амулет вешался на волшебный бубен 1).
Мы подробно привели некоторыя, имеющияся в нашем распоряжении, сведения по этому вопросу в надежде, что они будут дополнены другими и что впоследствии таким образом накопится материал, который позволит с вероятностью допустить, сперва лишь по аналогии, существование подходящих обрядов в среде древняго русскаго населения. Параллельно с этим было бы желательно подробное изучение обрядов, сопровождающих первое время по появлении ребенка на свет среди современных русских крестьян. Как ни богата в этом отношении наша этнографическая литература, тем не менее сведения по этому вопросу еще не достаточно полны, вследствие чего представляется возможным допустить мысль, что в качестве переживаний удастся будущим изследователям отыскать следы некоторых обрядов, связанных с древним обычаем наречения ребенка некалендарным именем.
Н. X.
П.Александров.
Просматривая статью Н. X., помещенную в XVи книге "Этнографическаго Обозрения", в которой приведены "некалендарныя" имена, мне среди них попалась на глаза "Мина" и "Папа", между тем как эти имена помещены в ,,Всероссийском Календаре" (издание И. Д. Сытина и К0) в алфавитном перечне имен святых с обозначением, что Мины бывает я. 5, ф. 17, ап. 12, ав. 24, н. 11, д. 10, а Папы-мар. 16. В приложении к книжке Н. Суворова: ,, Описание Спасообыденной всеградской, что в Вологде, церкви. Вологда. 1879" - напечатан "Общественный приговор жителей Вологды". Среди подписей Вологжан в этом приговоре встречаются уже упомянутыя в статьях Н. X. и А. Балова (Эти. Об., кн. ХVШ) имена: 1 раз Бажен, 1-Грязной, 3-Дружина, 1-Ждан, 1-Замятня, 1-Незговор, 3-Первой,1-Томило, 1- Третьяк.
1) Н. Харузин: Русские Лопари, стр. 179, 180.
4
5
В сочинениях А. Е. Мерцалова: "Вологодская Старина, Спб. 1889" и И. К. Степановскаго: "Вологодская Старина. Вологда. 1890", также встречаются некалендарныя имена, а именно, кроме имен, упомянутых в вышеназванных статьях Н. X. и А. Балова (Бажен, Безсон, Булат, Ждан, Калина и Сотник), еще имена: Брага, Булыш, и Троян. Эти имена в указателе имен святых православной церкви в "Всероссийском Календаре" не встречаются.
П. Александров.