Казалось бы, на громадных просторах той же Якутии, где каждый из сотни одновременно живущих шаманов мог спокойно властвовать на нескольких тысячах квадратных километров и при этом едва поспевать "обслуживать" собственную паству, им нечего было делить. Ан нет, судя по легендам, ойоуны, главным образом, конечно, "чёрные", в свободное от камланий время периодически занимались самыми настоящими воинами с себе подобными. "Белые" шаманы, естественно, не служили источниками агрессии, но вынуждены были, защищаясь, тоже довольно часто "применять оружие". Причиной этих постоянных ристалищ не на жизнь, а на смерть служили, видимо, чисто амбициозные желания прослыть сильнейшим и всемогущим и таким образом возвысить свою славу и влияние. Ну и заодно уничтожить хоть и далёких, никак не мешающих, но всё же конкурентов. Иногда поводом для конфликта, "камнем преткновения" становился человек или домашнее животное - один шаман пытался его извести, а другой, наоборот, выступал в роли исцеляющего. Немаловажную роль играли и личностные качества ойунов. Огромное напряжение, страшные нагрузки, постоянные опасности во время "астральных путешествий" и домогательства распоясавшихся духов делали под старость "чёрного" шамана человеком с отнюдь не ангельским характером. Поэтому нешуточная схватка, в результате которой один шаман "съедал" другого, могла произойти из-за буквально ничтожной причины. Памятуя об этом, простые люди старались вообще не трогать без веского повода всегда готовый к взрыву демонический сгусток нервов, выстраивали общения с ним максимально предупредительно и обходительно, а вот собратья по профессии вели себя иначе. В старину вообще считалось, что шаман не может умереть естественной смертью, он обязательно должен быть рано или поздно "съеден" более сильным или более коварным и изощрённым соперником. Правда, существовало "рыцарское" правило - большие шаманы никогда первыми не опускались до войны с теми, кто уж явно стоял несколькими ступенями ниже. И последние сами тоже не лезли на рожон, хотя не прочь были при случае устроить какую-нибудь мелкую пакость. Такое уважение "весовых категорий" объяснялось тем, что по большей части в поединках участвовали не сами шаманы, а их мистические мать-звери, и слишком неравным и нелепым выглядел бы бой, скажем, огромного медведя с обычной собакой. Другое дело, если более слабые ойуны объединялись против сильного в целую свору.
Поскольку подобные поединки шли на астральном уровне и где-то в особых местах, то иногда они на ближнем к шаманам плане внешне не проявлялись. Вот что писал по этому поводу И.А.Худяков:
"Иногда, враждуя между собой, шаманы сами ходят просто, как обыкновенные люди, а звери их дерутся. Простые люди, конечно, не видят этого, но шаманы видят. Если ссорятся малые шаманы, то животные их дерутся между собой целых три года, если средние, то четыре или пять годов, а если самые главные - то девять лет. Если шаманы равны между собою, то по истечении срока они мирятся, если же один одолеет другого, то последний умирает вместе со своим животным".
Похожую, но несколько отличную картину рисует и В.Л.Серошевский:
"Только один раз в году , когда растает последний снег и вся земля почернеет, шаманские ие-кыла (мать-звери) появляются на земле; тогда души шаманов , воплощённые в них, рыщут везде; их видит только глаз колдуна, обыкновенные же люди их не замечают. Сильные и смелые из них пролетают с шумом и рёвом, слабые - тихонько и крадучись; особенно драчливостью и задором отличаются шаманки, и действительно, если среди них встретится настоящая колдунья, то никому не уступит; неопытные или задорные шаманы часто вступают в драку, что ведёт за собой болезнь или даже смерть того, чей ие-кыла был побит. Иногда сходятся на бой первоклассные силачи-шаманы и, сцепившись, лежат в протяжении нескольких месяцев, даже лет, не в состоянии одолеть друг друга; тогда люди - собственники этих ие-кыла сильно болеют, пока один из них не умрёт и не освободит другого. Самые слабые и трусливые бывают "сабачьи" шаманы; самые сильные и могущественные те, которые ие-кыла громадные бык-пороз, жеребец, орёл, лось, чёрный медведь. Самые несчастные шаманы - имеющие своим звериным воплощением волка, медведя или собаку; эти звери ненасытны, им всё мало, сколько бы не добывал для них шаман-человек, особенно собака не даёт покоя своему двуногому двойнику; она грызёт зубами его сердце и рвёт его тело. Ворон тоже плохой ие-кыла. Орёл и бык-пороз называются чертовскими бойцами и воителями, их титул самый лестный для шамана. Добавим, естественно, "чёрного".
Как утверждают некоторые источники, иногда мать-звери могли вступать в схватки и без команд своих хозяев, которые, якобы, даже не подозревали об этом. Подобное могло происходить, когда мать-звери вдруг неожиданно сталкивались лоб в лоб где-то в своих мифических чащах и кущах, и у них не оставалось путей к отступлению.