Черная магия и Руны

Современные денежные приметы

Vorogeja

  • *****
  • 563
  • 149
Современные денежные приметы
« : 22 Октябрь 2016, 13:33:42 »
Авторы Александра Архипова. Якоб Фрухтманн.

Магия рынка и деньги на почин.

Никифоровский упоминает, что «при продаже коровы или вола продавец должен взять с покупателя “лишки”, сверх  усложненной цены, тогда оба они будут иметь прибыль от продажи» [Никифоровский 1897: 153, № 1151]. В современной России ситуация скорее обратная, перед началом торговли именно продавцы «бросают перед прилавком монетку —на удачу» (Инф. 14). А когда приходит первый покупатель, ему надо обязательно что-нибудь продать:
Инф. 16.
Я слышал много раз, что первому покупателю нужно обязательно продать. То есть за любую цену, но только продать.Если человек подошел, вот ты только начал продавать, а он подошел и приценивается. И если ему не понравилась цена, и он хочет уйти, вот надо отдать хоть совсем даром. Нет, за какие-то деньги обязательно, он должен уйти с покупкой, и тогда будет удачный день.

Первого покупателя спрашивают:
 
«“У вас рука легкая?” Если рука легкая, то потом торговля хорошо пойдет» (Инф. 18). В материалах экспедиции РГГУ под руководством А.Б. Мороза 2010 г. в Вельск есть пример, когда продавщица отпускала товар первому покупателю в новом году бесплатно, чтобы шла торговля
1
. Однако, если первый покупатель потратил мало денег, это оценивается негативно: «Продавщица жаловалась, что я первая покупательница и мало купила. Примета — будет плохая выручка» (Инф. 4); «первая покупка на рынке не должна быть маленькой, иначе у продавца не будет выгоды» (Инф. 1).Существуют в среде продавцов и запреты по отношению к первому покупателю:
 
«Первого покупателя не надо обвешивать, ему даже больше дадут» (Инф. 18); «его нельзя обсчитывать,наоборот, надо положить немножко лишнего (помидорку и т.д.) — чтобы торговля шла удачно» (Инф. 18).Как мы видим, все приведенные приметы, предписания и запреты (и те, что встретятся ниже) связаны с фигурой первого покупателя. Роль человека, первым начинающего ряд каких- либо действий, —инициатора — в мифологических системах окружена запретами и предписаниями. Магический инициатор (первый встречный, первый зашедший в дом) часто является объектом мантических практик, предсказывающих урожай, свадьбу, приплод скота. Например, у многих славян в первый день Рождества по первому зашедшему в дом гостю (который называется «полазником») определяется ближайшее будущее. В селах Закарпатья и Галиции для этого больше всего подходит еврей, потому что он занимается торговлей
[Богатырев 1971: 220–221]и может принести богатство в дом.

Крестьяне специально приглашают еврея (совершая таким об-разом магический акт), чтобы год был богатым [Там же: 221].Однако приход в качестве первого гостя девушки или женщины предрекает всевозможные несчастья: «Если придет девушка, это плохая примета: ничего не будет удаваться — ни овцы,ни другой скот, ни урожай <…> Из-за этого избегают ходить в гости» [Там же: 220, 222]. Это противопоставление вполне укладывается в рамки традиционной культуры, для которой характерна оппозиция мужского (сильного) и женского (слабого): появление в доме в качестве гостя здорового молодого парня в первый день Рождества гораздо продуктивнее, чем визит женщины.Подобный магический прием, где маркированным является пол инициатора, встретился и в современных практиках. Респондент из Киева любезно сообщил, что в его институте «первому стараются дать зарплату мужчине, его специально для этого зовут» (Инф. 52). Другой информант рассказал такую историю:
Инф. 53.
Директор Пермского цирка С. перед премьерой караулил у кассы. Если первой заходила женщина, он покупал первый билет сам. Если первым покупает мужчина, премьера пройдет успешно.
Как и в традиционной культуре, совершение первого действия женщиной привлекает удачу, если она беременна.

Инф. 48.
Когда я была беременна, в 1982 году, и часто ходила утром через городской рынок, «кавказцы» зазывали, чтобы я взяла у них что-нибудь с прилавка (раньше первого покупателя), считается (тогда объясняли), что тогда весь товар быстро распродаст. Пока дойду до конца ряда — полные руки фруктов, огурцов  малосольных и т.д.
Один из наших респондентов сообщил нам, что в 2005 г. у цветочного ларька в Москве видел следующую сцену, которая полностью укладывается в описываемую нами схему:

Vorogeja

  • *****
  • 563
  • 149
Re: Современные денежные приметы
« Ответ #1 : 22 Октябрь 2016, 13:38:54 »
Инф. 38.
Два покупателя — мужчина и женщина — выбирают букет цветов, женщина хочет заплатить. Продавщица, женщина лет сорока, славянской внешности, говорит: «Нет, пусть мужчина даст деньги. Если у меня первый покупатель — мужчина, это хорошая примета, к хорошей торговле».
Отметим, что та же оппозиция может работать и при завершении ряда действий. Так, во время тоста за праздничным столом надо «чокаться с последним мужчиной из всех присутствующих. Это к деньгам» (Инф. 49).Повсеместно распространенной считается практика, когда вы-ручкой от первого клиента продавец проводит по товару или обмахивает его: «Первая выручка за день, когда только начинается торговля, надо вот так вот товар обмахать» (Инф. 16);«я пришла и купила. Первая вещь за сегодня. Они
 
[продавцы]
 
берут эти деньги у меня, что я купила, да, и проводят по всем вещам. После первой покупки, когда кто-то купил, на рынке уже что-то. <…> Они проводят по всем там тетрадкам, карандашам» (Инф. 2). Одна из наших информанток сообщила, что«на базаре в Киеве видела деревянную руку с привязанной к ней купюрой для обмахивания товара» (Инф. 52).Иногда такое действие совершают не с первыми деньгами,а просто с крупной купюрой до начала торговли:
 
Инф. 16.
У меня старший брат торговал на рынке в девяностые годы. И обычай такой был, что крупной купюрой до начала продажи… продавцы обметали весь свой товар этой купюрой, чтобы были деньги… чтобы пришел клиент.
Первые деньги получают специальное название: «А я спрашивала об этом у продавцов у нас на рынке, и эти первые деньги называются “почин” <…> либо “на почин”»
 
(Инф. 18). В течение торгового дня такие вполне настоящие деньги играют ритуальную роль:
Инф. 18.
И они этим почином махают по продукту, а потом могут и не класть в кассу, а там и прикрепят где-нибудь, очень так любопытно: лежит холодильник с мясом, а над мясом висит 1000 рублей. А потом в конце дня они кладут в общую кучу.
Иногда такая купюра сохраняется долго и выполняет функцию постоянного талисмана: «Фермер повесил десятирублевую купюру в рамку (первая прибыль от продажи кроликов) на стену»(Инф. 10). Зибс в своей статье о деньгах в «Handw_rterbuch des Aberglaubens»  упоминает о существовавшей у немцев практике прибивать первую заработанную монетку к столу (an den Tischnageln) на удачу [Siebs 1931: 605]

На одном интернет-сайте покупательница спросила: почему «торговцы на рынках, когда я расплачиваюсь за покупку, обмахивают моими деньгами весь свой товар? Это мне никак невредит?» — т.е. поинтересовалась степенью вредоносности данной магической операции. И получила весьма любопытный ответ:
Это означает, что вы у данного продавца на сегодня — первая покупательница. Продавцы не просто этими первыми вырученными деньгами товар обмахивают, но и еще про себя заговор читают: «Деньги тянутся к деньгам, продала тот товар и этот продам!» По приметам продавцов, такие действия дадут им возможность хорошо в этот день расторговаться

1.С чем мы имеем дело? Конечно, многие приемы, описанные в этом разделе, прямо воспроизводят простые и, видимо, в чем-то универсальные практики, наследуя традиционным формам.Однако интересно другое: продавец выделяет первого покупателя из общей массы и, реально или символически снижая ему цену за товар, совершает тем самым некоторое пожертвование и вступает в отношения дар-отдарок


Кто является адресатом этой жертвы? Кому достается часть суммы, сознательно недополученная продавцом от покупателя? Как и во многих других случаях, мы видим многочисленные практики и малое количество текстов, интерпретирующих эти действия. Если интерпретация и есть, она весьма лаконична: такие действия в отношении первого покупателя производятся на удачу, чтобы удача шла, чтобы торговля шла.

Первый покупатель выступает в роли агента удачи, приносящего ее продавцу. Удача не персонифицирована и никак не ассоциируется ни с какими мифологическими персонажами. В очень редких случаях (как в приводимом ниже) отношения между продавцом и покупателем регулируются с оглядкой на традиционные запреты, согласно которым воздаяние за неправильное поведение будет получено в потустороннем мире. Один из наших собеседников рассказал, как на подмосковном рынке он решил оста-вить сдачу продавщице, но она отказалась, «неожиданно сообщив, что в этом случае она будет на том свете ходить и всем сдачу возвращать» (Инф. 26).

Vorogeja

  • *****
  • 563
  • 149
Re: Современные денежные приметы
« Ответ #2 : 22 Октябрь 2016, 13:45:57 »
В таком понимании деньги равны той самой Удаче, которой делают подношения продавцы. Можно вступить с ней в реципрокные отношения, и человек будет обеспечен личными благами: «Спросите мелкого купца, почему он подает милостыню, и нередко получите ответ “може копейка взыграет рублем”» (А. Левенстим «Профессиональное нищенство, его причины и формы» (СПб., 1900); цит. по: [Бутовская и др. 2007:34]). Конечно, такая ситуация требует хоть какого-то персонифицированного образа — именно это способствует формированию «культа» денежного дерева и лягушки. До сих пор мы рассматривали действия только одного из участников акции — продавца. Однако иногда после завершения торговой акции и покупатель совершает изоморфные действия:
Инф. 23.
Я наблюдала в Нижегородской области, как женщины на рынке или в магазине, если их хорошо обслужили, они довольны, они дают монетку на счастье продавцу. То есть берут,кладут в руку, руку его зажимают, и говорят: «Это вам, чтобы на счастье, чтобы денежка шла».
Представление о том, что часть своего дохода надо время от времени жертвовать (опять же непонятно кому), часто встречается в разговорах с информантами: «На первые деньги обяза-тельно что-то купить окружающим (необязательно обмыть)»(Инф. 27); «время от времени надо собирать мелкие деньгии кидать на перекрестке» (Инф. 52). При этом иногда произ-носятся слова, подчеркивающие, что в данный момент говорящий в деньгах не нуждается:
Инф. 24.
Вот мой брат, старший брат, когда у него в кармане  много мелочи — копеечной, 10-копеечной, и он при этом не сильно нуждается в это время, то есть у него есть деньги, он их выбрасывает на дорогу. <…> То есть он их через плечо не кидает, про-сто выбрасывает и при этом матерится. «Мелочь, на фиг она мне нужна…»

Re: Современные денежные приметы
« Ответ #3 : 22 Октябрь 2016, 13:55:41 »
Мелочь на дорогу помню в конце 80-х, начале 90-х, мою маму кто то научил выбрасывать. Не работало)) В торговле и правда, если первый мужчина, то выручка будет хорошая, если первой купюрой обмахнуть товар тоже, но сколько так ни делала покупки мелкие, но покупателей много. Еще можно щепоткой сахара на товар, тоже быстро раскупается. Если в отделе кто то деньги потерял подбирать ни в коем случае нельзя, застой будет, проверено.

Re: Современные денежные приметы
« Ответ #4 : 22 Октябрь 2016, 17:48:11 »
Сейчас эти приметы также работают.
В прошлом году на рынке покупала у цыган босоножки, меня цыганка отпускать не хотела, а я еще посмотрела шлепки, не помню точно сколько, но  много она мне скинула. Я купила босоножки и шлепки. Цыганка радовалась, что я первый покупатель, я не успела отойти, она стала деньгами обмахивать товар и быстро что-то говорить.
Недели две назад проходила по рынку мимо этой цыганки, она меня помнит и стала предлагать мне обувь сразу моего размера, наверное тогда выручка была хорошая:)
Благодарю +

Vorogeja

  • *****
  • 563
  • 149
Re: Современные денежные приметы
« Ответ #5 : 22 Октябрь 2016, 20:38:02 »
В традиционной культуре деньги выступают в ритуальной функции при заклад-
ке дома или организации домашнего пространства: например,
в Саратовской области «на новоселье, когда белили стены, за-
мазывали туда монеты»
(экспедиция РГГУ в Саратовскую об-
ласть, записано Александрой Шевелевой; также см. об этом в:
[Петров, Мороз 2013]). Функция денег в этом случае близка
к строительной жертве: «В Архангельской области, входя в но-
вый дом, по нему раскидывали мелкие деньги, говоря при
этом: “Выкупаю квартиру, не людями, а деньгами”
; делали это
для того, чтобы в доме никто не умер» [Агапкина, Плотникова
1999: 57–58]. Наши же информанты разбрасывают мелочь по
дому, чтобы деньги не переводились
(на эту практику оказали
влияние и пособия по фэн-шуй, рекомендующие такие дей-
ствия): «Если у меня слишком много мелочи, [ка]кую-то часть
мелочи я бросаю на пол, не убираю никуда, она у меня валяет-
ся. Я по ней хожу, не убираю» (Инф. 24); «у меня сестра почему-
то тоже так сделала недавно, тоже раскидала мелочь по… там,
в кресло, вот туда, внутрь туда, в какие-то укромные места, где
этого не видно, но это везде есть, все монетки» (Инф. 23). Ино-
гда информанты указывают на «интуитивное» желание со-
вершать такие ритуальные жесты, как разбрасывание монеток
по квартире:
Инф. 23. У меня есть свой обычай — не то чтобы я про это слы-
шала, а просто интуитивно так делаю: у меня есть место в доме,
где всегда лежат монетки, и они всегда там есть. То есть в од-
ном доме, там, у родителей, [э]то глиняный кувшинчик, где все-
гда есть монетки. На квартире, где с мужем живем, там опреде-
ленный угол, где всегда лежат монетки. Но это не из-за какой-
то приметы, а просто какое-то интуитивное.
Одно и то же действие в традиционных и современных описа-
ниях — спрятать / разбросать мелкие деньги в укромных местах
жилища — своим происхождением обязано разным культур-
ным традициям.

Покажи деньги луне

В собрании фольклора конца XIX в. Н.Я. Никифоровский упо-
минает повсеместно распространенное в Витебской губернии
поверье, что при молодой луне надо «потрясти деньгами в кар-
мане или “порущиць” какую-нибудь золотую или серебряную
вещь, находящуюся при себе, чтобы деньги не переводились во
весь месяц» [Никифоровский 1897: 153, № 1151]. «Словарь не-
мецких суеверий» («Handwцrterbuch des deutschen Aberglau bens»)
утверждает: «Если женщина впервые увидит новолунье, то она
должна поклониться и перевернуть серебряную монетку в своем
кошельке. Если хлопать по карману, когда впервые увидишь
четверть полной луны, то деньги сохраняются» [Siebs 1931: 604].
Здесь мы видим очевидный пример симпатической магии — ма-
гии уподобления. Новая луна способна увеличивать личный до-
ход. То, что это именно магия уподобления, подтверждается
приметой: «Если новая луна светит в пустой кошелек — целый
месяц денег не будет» [Siebs 1931: 604]; т.е. нарождающаяся луна
увеличивает то, что «видит», в том числе и пустоту.
Однако за таким ритуализованным действием проглядывает
и другая семантическая мотивировка: Луна, и так связываемая
с драгоценными металлами, в полнолуние по своей форме
 ассоциируется с монетой, и увеличение доходов обеспечивается
через магию подобия. В качестве ритуального жеста эта практика
существует до сих пор: «Вчера только показывала деньги на луну
со словами: “Тебе молодеть, а нам богатеть”. Привычка с детства»1

В современной России широко распространены оба вариан-
та — показывать деньги на полную или прибывающую луну:
«На новолуние луне показывают мелочь, чтобы деньги води-
лись» (Инф. 2); «директор центра для детей-сирот [начальник
информанта], выходя поздно вечером с работы, показывает
деньги только на полную луну» (Инф. 15).


Иногда само действие сопровождается вербальной формулой.
Так, болгары во время полнолуния трясут кошелек и говорят:
«Как полон ты, месяц, так пусть будет полон кошель» [Агапкина,
Плотникова 1999: 58]. Немцы (на территории современной
 Чехословации) говорили: «Komm du Mond in die Tasche! [При-
ходи, луна, ты в карман]» [Niemer 1930: 118]. Традиция вер-
бальных формул сохранилась и сейчас:
Инф. 22. Бабушка [1936 г.р.] показывала на луну купюру и говори-
ла: «Луна, дай денег!» Растущая, убывающая — не имеет значе-
ния. Это было на новоселье.
Инф. 47 [письменное сообщение]. Рассказывала моя свекровь
про двоюродную тетю из деревни. Она каждое новолуние показы-
вала деньги или просто держала за уголок монетки в кармане
и говорила: «Как Луна прибывала, так бы и деньги прибывали
у рабы Божьей (имярек). Как Луна прибывает, так бы и красота
рабы Божьей (имярек) не увядала и прибывала». Тетя действи-
тельно была богата и не по годам молода, как говорит свекровь.
Ритуальная демонстрация денег луне заключается в том, что
деньги либо просто показывают (см. пример выше), либо тря-
сут. Интернет-блоги указывают, что «можно достать кошелек
и потрясти им на Луну»1
, что полностью вписывается в славян-
ский контекст (ср. болгарский пример выше).
Некоторые интернет-источники и отдельные информанты на-
стаивают на демонстрации луне именно серебра: «Рекоменду-
ется греметь кошельком с серебряными монетами на растущей
Луне» [Уранова]; «при виде нового месяца серебряную монету
трут по подбородку, чтобы денег было столько, сколько волос
на бороде» (цит. по: [Аксенова 2009: 8]). В других более много-
численных текстах ассоциация луны с серебром (свойственная
некоторым славянским фольклорным традициям, например
польским и сербским, см.: [Белова, Толстая 2004: 145; Лев-
киевская 2009: 626]) менее важна и луне можно демонстриро-
вать любые деньги (например, бумажные) с эксплицитной или
имп лицитной просьбой увеличить их. Потряхивание полным
кошельком семантически изоморфно современной идее пока-
зывать луне монету / купюру максимального номинала: «Про-
сто глядя в открытое окно покажите полной луне самую боль-
шую купюру, которая находится у вас в данный момент. Если
у вас только мелочь, то покажите монетку самого большого до-
стоинства, что есть на данный момент»

Vorogeja

  • *****
  • 563
  • 149
Re: Современные денежные приметы
« Ответ #6 : 22 Октябрь 2016, 20:45:36 »
«чтобы приманить деньги, надо ночью на новолуние выйти к молодому месяцу
и показать ему купюры. Согласно примете, после этого ритуала
дензнаки потекут рекой» [Творчески о кризисе 2009].
Кроме того, даже вне данного ритуального жеста появление
новых денег связывается с луной: «Если к тебе приходят деньги
на прибывающую луну, то это хорошо. А если она убывает, то
у тебя денег не будет» (Инф. 20). Соответственно, на убыва-
ющую луну деньги в доме надо убирать, тогда как «на возрас-
тающую луну нужно собирать деньги, которые есть в доме,
и пересчитывать, чтобы они увеличивались так, как растет
луна» (Инф. 21).
Другими словами, луна оказывается универсальным средством
увеличивать доход: «Те деньги, которые приходят в дом на при-
бывающую луну, приносят прибыль» (Инф. 21). Интернет-
блоги переполнены советами внезапного обогащения: «Хочу
поделиться с вами своим способом привлечения денег: пока-
зывать деньги на растущую луну, т.е. как увидите растущую
луну, быстренько покажите ей ваши денежки. Эффективно»1
.
В одном квазизаговоре, который предлагается произносить
при исполнении этой практики, эксплицируется, почему день-
ги надо показать именно молодой луне:
Синий мартовский рассвет
Белый снег искрится за окном
И пусть звезд на небе нет
Полумесяц новый —
серебряным серпом
Я монетки на окошко положу
И монеткам я своим скажу:
«Как месяц на небе растет,
Так богатство вместе с вами
придет!»2
Как видим, современной российской народной традиции не-
важно, какая именно фаза луны более «эффективна», и не
принципиально, что именно, кошелек, деньги, купюру или
монетку, показать луне, должна ли быть монетка серебряной —
все эти элементы достаточно свободно варьируются. Луна
остается традиционной магической силой (но не магическим
субъектом!), способной влиять на личные доходы.
Итак, повторимся: в мифологической модели мира луна является
магической силой, способствующей увеличению личного богат-ства.

maddy

  • *****
  • 1178
  • 825
Re: Современные денежные приметы
« Ответ #7 : 23 Октябрь 2016, 04:34:49 »
Пришедшее из Симорона - зарядка кошелька. На ночь воткнуть в кошелек зарядник от телефона (или чего-то подобного), зарядник должен быть подключен к сети.

Т.к. электричество - это выделенная концентрированная энергия воды, ветра или солнца - это самое обыкновенное настоящее магическое действие. Хотя в Симороне они об этоб даже не подозревают, похоже  ;D

Fantom.

  • ***
  • 138
  • 101
Re: Современные денежные приметы
« Ответ #8 : 12 Ноябрь 2016, 02:39:05 »
...А вот и "висы", к пришедшему от Симорона:
         ;D
На зарядку ставлю
Мой чудный кошелёк.
К завтрашнему Утру
Сбудется стишок.
Кошелёк заряжен
Волшебством красивым.
Денег прибавляется-
Каждый день - счастливый.
Все долги по карме
Сразу отменяю.
Здоровье совершенное
Тут же привлекаю.
Мой доход прибавился.
Тысяч шестьдесят
Рубликов российских
На мой счёт летят.
Я их принимаю.
Всех Благодарю.
С Легкостью и Счастьем
Радостно парЮ!
...
На зарядку кошелек, становись!! !
Сумму крупную пошли, не скупись!! !
Подарки близким купить, торопись!! !
Денег много у меня, зашибись!!! !

Тысяч шестьдесят - можно переделать под необходимую для себя сумму, и рубли заменить под свою валюту, если что.

А вообще обряд простейший до безобразия, и как все Симоронские - слегка абсурдный.
Может по этому некоторые и рабочие, по отзывам. Надо будет попробовать!  ::)

Вот ещё дополнение:

 "Еще эффективнее сработает это волшебное средство, если во время нахождения на подзарядке в вашем кошельке телефон будет находиться в режиме вибрации, откликаясь на входящие звонки.
 Специально позвоните с другого телефона на тот, который находится в кошельке, чтобы он стал там внутри вибрировать, словно осуществляя внутренний "массаж" кошелька.
 Это отлично помогает от застойных явлений в вашем кошельке и вообще в вашей финансовой сфере!!!
Пусть телефон там , в недрах кошелька позудит, повибрирует немножко, разжигая денежный "аппетит" кошелька, и результат не замедлит сказаться!
 Действует, потому что безумно! Проверено на добровольцах!!!!" ))))

maddy

  • *****
  • 1178
  • 825
Re: Современные денежные приметы
« Ответ #9 : 12 Ноябрь 2016, 05:03:16 »
А телефон-то зачем в кошелек класть?  :o мы же не его заряжаем. Я просто зарядку втыкаю, и без всяких стишков.

 

Фазы Луны (Москва)

Top.Mail.Ru Yandex.Metrika
DMCA.com Protection Status