Черная магия и Руны

  • 16 Декабрь 2017, 19:46:30
  • Добро пожаловать, Гость
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Приглашаются желающие обучиться гаданию и магической диагностике на картах Таро: Теней, Райдера-Уэйта, Кроули. Подробная информация здесь: http://chernayamagiya.com/forum/index.php/board,48.0.html

Автор Тема: Культы Африки  (Прочитано 1360 раз)

Vorogeja

  • Ветеран
  • *****
  • Репутация: +140/-0
  • Вес голоса: 14
  • Vorogeja has no influence.
  • Сообщений: 559
Культы Африки
« : 29 Февраль 2016, 11:21:48 »

Фетишизм-религиозное почитание фетишей, то есть материальных предметов, естественных или искусственно изготовленных, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами, - весьма характерен для верований африканцев. Сакрализация скал, камней, деревьев, предметов обихода (скамеечек, горшков), специально изготовленных предметов ("фетишей") - весьма распространенная черта духовной жизни народов Африки. Однако она далеко не исчерпывает всего комплекса религиозных представлений.
Анимизм - вера в сверхъестественные фантастические существа, управляющие предметами и явлениями материального и нематериального мира, в душу и духов, одушевление предметов и явлений - также широко распространен. Многие народы Африки полагают, что у человека есть несколько душ, каждая из которых, выполняет свои определенные функции. Так акан (Гана) различают мойга (могья), "кровную душу", душу кровь, которая передается по материнской линии и является символом родового начала; "нторо" - душ, как воплощение личности, характера, ее наследуют от отца; "окра" - душу - дыхание, жизненное начало. Как и фетишизм, однако, анимизм не исчерпывает полностью религиозные представления африканцев.
Большое место в системе религиозных представлений, занимает колдовство, ведовство и магия. Большое значение имеют талисманы и амулеты, делающие человека не уязвимым. Сильна вера во вредоносную магию, и нередко европейские врачи, работавшие в Африке, констатировали с удивлением, что человека, поверившего что на него наслана колдуном порча, невозможно спасти от смерти. Бытует также представление, о некой сверхъестественной способности или потенции - "жизненной силе". Это "ньяна" у догон и мандинго (Мали), "эвуар" у фанг (Камерун), "элима" - у многих народов северного Заира. Именно с ней связывают магические свойства культовых предметов, особые свойства вождей, колдунов, жрецов.
Большинство систем религиозных представлений на континенте, представляют собой локальные , ограниченные местом, поселения небольших групп людей - одного этноса, племени или родственной группы. Это гентильно - трибальные культы. От латинского генс - род, трибус - племя.  Даже у больших народов Африки не всегда сложились общенародные религиозные системы, у разных групп есть разные, не совпадающие варианты мифологии, культа, представлений- примером могут служить верования восточных и западных баконго.
В религиозных представлениях народов Африки, можно обнаружить черты и формы, которые присущи родо-племенным культам во многих районах мира. Очень распространен тотемизм - совокупность представлений, мифов, обрядов, обычаев, связанных с верой в фантастическое сверхъестественное родство между людьми, с одной стороны, и растениями или животными с другой. Многие народы Африки, или части народов, считают своим предком мифического получеловека- полуживотного или полурастение. Этого предка почитают, оказывают ему сакральные почести, делаю приношения, считают его не только прародителем, но и покровителем. Еще совсем недавно (статья советского времени) строго соблюдались табу (запреты), связанные с этим кругом представлений, запрещалось убивать тотемное животное, употреблять его в пищу, а иногда и тех животных, которые якобы принадлежат тотемному животному, нельзя было вступать в брак с лицом той же тотемной группы. Такими тотемными животными у бушменов были газели, быки, у мандинго - питон, крокодил, черепаха, антилопа. У йоруба роды носили название слона, барана, обезьяны и т.д. Подобные же наименования были записаны у балунда Замбии. С распадом родо-племенных отношений, тотемизм сохраняется в пережитках. Особый характер приобретали пережитки тотемизма в ранне-класовых обществах Африки. Некоторые животные (слон, леопард, лев) считались тесно связанными с предками вождей, царей, верховных правителей.
Из тотемизма, вероятно, сохранился культ предков. Как и у других народов мира, этот культ оказывается тесно связанным с культом мертвых, погребальным культом - манизмом (от латинского "манес"). По представлениям верующих африканцев, умершие (родители, родители родителей и т.д.) не перестают существовать, а лишь получают иные формы существования. Это могут быть зомби или ндоки - сверхъестественные существа, принявшие временно или навсегда внешний человеческий облик. Они могут выступать как покровителями, так и мучителями живых (вспомним русских вурдалаков), в зависимости от того верно ли выполнены все обряды, связанные с погребением. Иногда такие души предков могут вселиться в диких животных или временно принимать их облик (оборотни русской мифологии) или витать отдельно от какой бы то ни было телесной оболочки.
Записан

Vorogeja

  • Ветеран
  • *****
  • Репутация: +140/-0
  • Вес голоса: 14
  • Vorogeja has no influence.
  • Сообщений: 559
Re: Культы Африки
« Ответ #1 : 29 Февраль 2016, 12:03:58 »

Среди предков каждой семьи или отдельного человека у большинства народов Африки особо выделяется предок большой родственной группы и предок племени. В соседских (территориальных) общинах ведущая роль приписывалась первопредку той семьи, которая первой заняла когда то пустовавшие земли. Отношение к таким духам, как и вообще к духам умерших, двойственно и противоречиво. С одной стороны - их боятся. С другой - почитают, и нередко призывают на помощь, а иногда и наказывают. Типичным можно назвать отношение калабари к духам предков и "ору" - деревянному предмету, в котором духи якобы пребывают. Они говорят: " Если дух забывается (например, не выполняет просьбы), ему можно напомнить, из какого дерева он сделан". В некоторых случая, отношение к духам и их воплощениям, напоминает отношение к своим божкам народов Сибири, которые могли даже высечь и наказать голодом "нерадивых предков".
Обряды и церемонии обращения к предкам, совершались обычно перед началом сельскохозяйственных работ у земледельческих народов, перед тем как начиналась добыча руд и т.д.Такие обряды сопровождаемые танцами в масках, изображающих предков, часто проводились прямо на полях (у бамбара) или рудниках (у балуба). Были и особые места почитания предков - их могилы или места их земной деятельности.
Культ предков у некоторых народов был связан с изображением. Так батеке, делали деревянные фигурки предков с отверстиями на месте живота: так кормили предков, принося им в жертву кровь, кашу. Первую каплю пива или молока выливали на землю, также отдавая дань предкам (если не было их изображений). Примечание - такие же фигурки делали и у народа мордвы, они стоят в божнице, символизируют предков, им молятся.
Культ предков сочетается с культом природы и стихий, а нередко и прямо с ним сливается. Один и тот же персонаж культа может восприниматься и как дух-предок и как дух-природы (стихии или явления). Так готтентоты почитают могущественного духа "Хейтси Эйбиб" или "Тсун Гоаб". Он выступает одновременно как прародитель всех готтентотов и как владыка дождя, покровитель и податель влаги, растительности и дичи. "Мукуру" у гереро представлялся в виде дерева, из которого будто бы вышли все люди и животные. Среи сил и духов природы, повсюду ведущее место занимали духи, связанные с дождем. Магические обряды "вызывания дождя" и поныне проводятся в засушливых зонах континента.
Ныне культ предков существует не только у "анимистов" Африки, но сохраняется в модифицированной форме у христиан и мусульман.
У народов, создавших еще до вторжения колонизаторов или иноплеменников, собственные ранне государственные образования (акан, дагомейцы, йоруба, и другие в Западной Африке, баконго, балунда, бакуба в бассейне Конго, баганда, баньоро, и другие в Межозерье), появился уже верхушечный слой знати, основу которого составила знать родовая. Перетерпели некоторые изменения и системы религиозных представлений. Прежде всего, хотя у этих народов сохранился культ предков, он отступил на второй план. Изменились и функциональные обязанности божеств, появилась "специализация", ограничение сферы деятельности, и ответственности отдельных божеств. Очень существенная черта - разрыв локальности верований, включение в сонм божеств иноплеменных. Более четко выделяется место верховного божества, которое воспринимается как предок правителя.
Наряду с безчисленными и безликими духами леса, воды, саваны (мизиму, видие, башими у народов Центральной Африки, ориша у йоруба) появились боги, то есть сверъестественные образы более могущественные, наделенные более отчетливыми функциями, имеющие личное имя, более определенную и более широкую сферу деятельности.
У акан - главой пантеона является Ньяме - владыка неба. Такое же близкое по звучанию имя, имеют главы пантеонов у многих народов Африки, от Нила до Замбези. Ньяма, Ньямбе, Нзамби, иногда два близких существа - Нзамби-земля и Нзамби-Мпунгу-небо (баконго) - все это божества олицетворяющие или солнце, или дождь, или молнию или весь небесный свод со светилами.  Повсюду почитается олицетворение земли. Это естественно связано с тем, какое большое значение имеют для земледельцев плодородие почвы, солнечное тепло и влага.
Записан

Vorogeja

  • Ветеран
  • *****
  • Репутация: +140/-0
  • Вес голоса: 14
  • Vorogeja has no influence.
  • Сообщений: 559
Re: Культы Африки
« Ответ #2 : 29 Февраль 2016, 13:17:15 »

В большинстве случае с божеством этого комплекса был тесно связан первопредок, ("старый- престарый"). Часто функции такого божества и первопредка совпадали. Иногда мифы рассказывают о божестве, которое создало землю и людей, само спустилось на землю и положило начало правящей династии. В других случаях первопредок после смерти, становился существом сверхъестественным, и таковым почитался. У народов, с более или менее развитой государственностью, предки правителей были обожествлены. У акан - Ньяме, великий предок, одновременно и великий бог, и человекоподобный предок, "отец всех людей". У йоруба и балуба, напротив, первопредки стали божествами. Так, Шанго - один из первых правителей йоруба, почитается как бог грома и молнии. Полу мифический основатель государства Луба, Конголо, почитался в образе радуги, как божество сил природы, рассматривался и как верховный бог - предок и покровитель балуба.
Пантеон богов в традиционных религиях африканских государств, очень велик и разнообразен. Он вырос из духов пандемониума и те всегда окружают богов. Не все религии этого типа достаточно хорошо изучены. Среди них резко выделяется, пожалуй, йоруба. У этого народа сложился очень развитый пантеон. Среди множества богов, окруженных духами ориша, выделялись Олорун - владыка неба, Обатала - покровитель земли, Олокун - господин воды, Одудуа - богиня созидательница мира, Огун - бог войны и железа, Олороза - богиня домашнего очага.
Записан

Vorogeja

  • Ветеран
  • *****
  • Репутация: +140/-0
  • Вес голоса: 14
  • Vorogeja has no influence.
  • Сообщений: 559
Re: Культы Африки
« Ответ #3 : 29 Февраль 2016, 17:13:28 »

Статья из книги Этнография Африки. Автор Э.С. Львова
Записан
 

Фазы Луны на RedDay.ru (Москва)

Yandex.Metrika