Об удивительном целомудрии германцев с. 361
"Тем не менее браки у них соблюдаются в строгости, и ни одна
сторона их нравов не заслуживает такой похвалы, как эта. Ведь они
почти единственные из варваров довольствуются, за очень немногими
исключениями, одною женой, а если кто и имеет по нескольку жен, то его
побуждает к этому не любострастие, а занимаемое им видное положение.44
Приданое предлагает не жена мужу, а муж жене.45 При этом присут-
ствуют ее родственники и близкие и осматривают его подарки; и недо-
пустимо, чтобы эти подарки состояли из женских украшений и уборов
для новобрачной, но то должны быть быки, взнузданный конь и щит
с фрамеей и мечом. За эти подарки он получает жену, да и она взамен
отдаривает мужа каким-либо оружием; в их глазах это наиболее прочные
узы, это — священные таинства, это — боги супружества. И чтобы жен-
щина не считала себя непричастной к помыслам о доблестных подвигах,
непричастной к превратностям войн, все, знаменующее собою ее вступле-
ние в брак, напоминает о том, что отныне она призвана разделять труды
и опасности мужа и в мирное время и в битве, претерпевать то же и от-
важиваться на то же, что он; это возвещает ей запряжка быков, это —
конь наготове, это — врученное ей оружие. Так подобает жить, так подо-
бает погибнуть; она получает то, что в целости и сохранности отдаст
сыновьям, что впоследствии получат ее невестки и что будет отдано,
в свою очередь, ее внукам.
Так ограждается их целомудрие, и они живут, не зная порождае-
мых зрелищами соблазнов, не развращаемые обольщениями пиров.46
Тайна письма равно неведома и мужчинам, и женщинам. У столь много-
людного народа прелюбодеяния крайне редки; наказывать их дозволяется
незамедлительно и самим мужьям: обрезав изменнице волосы и раздев
донага, муж в присутствии родственников выбрасывает ее из своего дома
и, настегивая бичом, гонит по всей деревне; и сколь бы красивой, моло-
дой и богатой она ни была, ей больше не найти нового мужа. Ибо пороки
там ни для кого не смешны, и развращать и быть развращаемым не на-
зывается у них — идти в негу с веком.
О Гостеприимстве с. 362
"Не существует другого народа, который с такой же охотою затевал бы
пирушки и был бы столь же гостеприимен. Отказать кому-нибудь в крове,
на их взгляд, — нечестие, и каждый старается попотчевать гостя в меру
своего достатка. А когда всем его припасам приходит конец, тот, кто
только что был хозяином, указывает, где им окажут радушный прием,
и вместе со своим гостем направляется к ближайшему дому, куда они и
заходят без приглашения. Но это несущественно: их обоих принимают
с одинаковою сердечностью.55 Подчиняясь законам гостеприимства, ни-
кто не делает различия между знакомым и незнакомым. Если кто, уходя,
попросит приглянувшуюся ему вещь, ее, по обычаю, тотчас же вручают
ему. Впрочем, с такою же легкостью дозволяется попросить что-нибудь
взамен отданного. Они радуются подаркам; не считая своим должником
того, кого одарили, они и себя не считают обязанными за то, что ими
получено."
В "Истории Германцев" Тацита также можно найти сведения о Священных рощах, некоторых ритуалах и обычаях, об одежде и даже прическе германцев.
Этот труд ценен для нас после Эдд и Рунических поэм, как живое яркое и вместе с тем довольно объективное описание римского историка, заслуживающее доверия.
Ссылка книги в хорошем качестве чуть позже!