И если мы примим постулат о том, что асам руны дали ваны, то висение Одина выглядит более чем странным - есть и другие способы передачи знаний, да и в этом случае рядом должны были висеть и другие асы)).
Думаю, что дали и создали - немножко разные вещи. Одину всё равно пришлось брать самому. Идея состоит в том, что боги ginnregin создали руны ginnrunor (слово фигурирует на рунических камнях) в первозданной бездне Ginnunga-gap (ginnungar предположительно синоним ginnregin). Поскольку до нас дошли лишь фрагменты мифа, то я не могу объяснить, почему именно Один должен был их извлечь (по аналогии, сыны Бура извлекли землю из этой же бездны). Но есть ещё один замечательный факт: одно из имён Одина - Ginnarr, и тут правомерны две версии, на мой взгляд: это потому, что он извлек руны, созданные Ванами; это потому что он главный среди Асов, которые создали руны. На данный момент ни первое, ни второе утверждение я не готова принимать как постулат, тем более не предлагаю делать это кому-то, но есть о чём подумать. Любое из них подтверждает связь рун с той или иной группой Богов. Почему Асы все дружно не висели на Иггдрассиле я, конечно, тоже не могу сказать достоверно)) Самая прозрачная для меня версия: Один - Отец Всего, вождь, поэтому он и извлекал, и резал (у Асов, а у карликов резал Двалин и тд., а у людей исторически - ярл).
Тем более, Фрейя, насколько я поняла, пользовалась немного другой магией, не графической.
Что касается Фрейи, то тут снова таки - лишь гипотеза о не дошедшей до нас ипостаси, неким образом сохранившимся в богине Рейтии южных венедов. Само имя Рейтия означает “пишущая”, вернее, “режущая” (но все германские и романские народы до сих пор “режут”, а не пишут, и англ. write, и древнеисландское rísta из Эдд от одного корня *ȗer- “вырезать”). Богиня была довольно воинственной, любила коней (прямо как Фрейр) и отвечала за магию и плодородие. Но это лишь гипотетически, попытка познания, утверждать я не берусь.
В список связанных с рунами с достоверностью добавлю хотя бы норн))) В Эдде всего дважды упоминаются “инструменты” норн для творения судеб. Один растиражирован - прядение (точно не процитирую, не делала записей, в части песен о героях, если мне не изменяет память). Второй менее тиражирован - резание рун (Völuspá, 20). У Корсуна прям так и написано - “резали руны”, оригинале skáru á skíði “вырезали на плашках”.
Просто немного разграничивать, работу рун и те блага, которые дает нам обращение к Богам. Я могу в ритуале с рунами обращатся к Богам, но это две паралельные работы направленные на одну цель. Типа - руны - снайпер, Боги - наводчик. Сложно объяснить то, что знаешь интуитивно, но надеюсь Вы меня понимаете.
Понимаю. По моему мнению, некая автономизация рун произошла с развитием традиции, в частности с появлением исландских гальдраставов, с помощью которых маг намеревался обращаться к очень разным силам. Плюс изменение восприятия человеком своего места в мире, а значит и в магии. Очень заметно, если сравнить те же мерзебургские заклинания (особенно второе, про лечение жеребчика) и современные заговоры. Возможно, нашим современникам заклинания Одина из Hávamál только кажутся перечислением известных ему приёмов магии, а прагерманцам для использования было достаточно, что их знает Один (по аналогии с теми же мерзебургскими заклинаниями). Просто обряды, которые я пишу под свои нужды, отличаются методом от принятых сейчас. Когда я работаю с рунами как со словами, а не символами, то эти работы разные по включенности силы Богов по моим ощущениям. Мне понадобилось определенное время, чтобы перейти к такой системе, и даже больше времени, чтоб получалось совмещать (у меня нет пока обрядов на любой случай жизни, а создание их занимает прилично времени, поэтому когда нужно срочно, беру любимые ставы, в том числе Ваши, и работаю ими). Но это мой персональный опыт, который я не навязываю и не считаю универсальным.